Найти тему
Любитель скримеров

Психология воздействия фильмов на сознание.

Кино может дать эмоции, может напугать, может увлечь неожиданными сюжетными поворотами, а также дать уникальный опыт нахождения в таких местах, где человек никогда не был и не будет( под водой, в космосе, в сознании убийцы). Психологи уже давно изучают влияние фильмов на сознание людей, предлагаю рассмотреть несколько теорий:

1. Теория социального обучения Бандуры.

Альберт Бандура занимался изучением влияния стимулов на поведение индивида в рамках социально-когнитивной теории. Ученый сделал вывод, что люди склоны копировать поведение киногероев в реальной жизни: их поступки, фразы и даже повторять судьбу. Эта теория основана на том, что действия на экране привлекают внимание человека на подсознательном уровне, откладываются в сознании, и следом непроизвольно воспроизводятся. Поэтому не удивляетесь, когда после просмотра фильма вы невольно повторите фразу любимого героя в разговоре.

Перенять от героев можно не только фразы, но стиль одежды и привычки.
Перенять от героев можно не только фразы, но стиль одежды и привычки.

2. Воздействие сцен насилия на людей.

Альберт Бандура доказал, что сцены насилия в кино влияют на поведение человека. В ходе эксперимента с куклой Бобо детям показали сцены насилия в отношении куклы с разным концом: где-то человека наказывают за его агрессию, где-то хвалят, где-то он просто уходил из комнаты. В итоге дети, увидевшие социально одобряемые сцены насилия, повторяли увиденное на экране в отношении куклы Бобы. Отсюда следовал логичный вывод: если человек видит в фильме сцены насилия с положительными последствиями для агрессора, то он будут более склонен применять насилие в реальной жизни.

Эксперимент с куклой Бобо.
Эксперимент с куклой Бобо.

3. Эффект прайминга в кино.

В общем виде эффект прайминга - это механизм психики, позволяющий человеку на автопилоте воспроизводить определённые действия в будущем, чтобы экономить время мозгов в настоящем. Эффект прайминга заключается в том, что мозг неосознанно воспроизводит те модели поведения, стереотипы или мнения, что он видел раньше в похожей ситуации, особенно если они давали результат раньше. Так после фильма ужасов про монстра, вам почти наверняка будет мерещиться что-то нехорошее в обычной вешалке с пиджаком в темноте.

В темноте может показаться всякое.
В темноте может показаться всякое.

4. Замена реальности кино

Эта модель Лазарсфельда и Мертона, согласно которой большое количество потребляемых фильмом заменяет реальность. Современная индустрия кино демонстрирует определённые взгляды, создавая у зрителей видимость знаний обо всех важных социальных проблемах, но все действия ограничиваются лишь поверхностными выводами. Люди воспринимают контакт с вторичной информацией и её субъективную подачу как реальные действия по решению этих проблем, хотя их осведомлённость ни приводит к реальной активности.

Замена реальности кино.
Замена реальности кино.

5. Гипотеза культивации Гербнера.

Согласно теории культивации Д. Гербнера чем больше человек смотрит определённые сюжеты, тем сильнее его восприятие мира приближается к ним. Учёные выяснили, что в рамках каждой культуры существуют свои ценности и принципы построения кино, лежащие в основе историй на экране, именно они формируют картинку мира всей нации. Данная особенность называется мейнстрим (господствующей тенденцией), которая в рамках каждой культуры определяет ценности, мораль, вкусы и восприятия зрителей. Например, манга очень популярна в Японии, в то время как в США мейнстрим - это комиксы.

Господствующей тенденцией Японии является аниме.
Господствующей тенденцией Японии является аниме.

6. Спираль молчания и голливудская повестка.

Элизабет Ноэль-Нойман разработала теорию, которая объяснит как различные темы в фильмах становятся доминирующими, а также почему никто не высказывает противоположную им точкой зрения. Спираль молчания говорит о том, что люди всегда поддерживают популярную о обществе точку зрения, показываемую в новостях и кино, свои истинные взгляды при этом они склоны подавлять, чтоб не выделяться из толпы. Хорошим примером этого является современная политика студии Марвел и другого кино. Они показывают однобокий взгляд на социальные проблемы, а если кто-то не согласен с их мнением, то он тут же станет абьюзером или женоненавистником.

В провале фильма "Марвелы", по мнению студии, виноваты токсичные мужчины.
В провале фильма "Марвелы", по мнению студии, виноваты токсичные мужчины.