Миссия лаборатории
Мы верим в то, что существуют инструменты и способы организации мышления, способные кратно увеличивать его продуктивность.
Мы верим в то, что возможно порождать, описывать и эффективно масштабировать способы мышления, позволяющие справляться с новыми вызовами, стоящими перед отдельным человеком, командами, организациями, обществом, человечеством.
Мы верим в то, что это возможно сделать лишь сообща, объединив усилия и создав репутационный капитал, который позволит стать заметным в океане информационного шума.
Гипотеза
Чтобы заниматься «мышлением», важно определить, что мы понимаем под этим. В заметке «Mindset мышления о мышлении» определены две коннотации для термина «мышление»:
- mindset – сложившийся способ эффективного решения задач определённого типа;
- thinking – режим работы сознания, который активируется в случае, если ни один существующий mindset не позволяет получить результат и игронировать задачу мы не можем.
Результатом thinking является порождение новых mindset'ов.
Способом разворачивания mindset'а является формат – процесс, задающий последовательность фокусировок внимания, ролевые установки, инструменты сборки, следование которому, поднимает продуктивность мышления в разы. Например:
- мозговой штурм
- swot-анализ
- знаниевый реактор Переслегина
- сессия дизайн-мышления
- хакатон
- баркэмп
- игра «Что? Где? Когда?»
- управленческие поединки (по Тарасову)
- стратегическая сессия (как комплекс микро-форматов)
- и т.д.
Помимо форматов, одним из эффективных инструментов управления вниманием и пониманием – компонентами мышления (см. заметку «Mindset мышления о мышлении») являются канвасы.
Один из наиболее известных в мире канвасов – Business Model Canvas Алекса Остервальдера. Вот как канвас управляет мышлением:
- фокусирует внимание на одном из важных аспектов рассматриваемого сложного объекта или явления
- позволяет разместить визуально (обычно, с помощью стикеров) значимую информацию в место фокусировки
- благодаря визуализации, позволяет расширить оперативную память человека с 5-7 до 15-20 ключевых аспектов
- позволяет обнаруживать взаимосвязи между различными аспектами разных фокусов, и устранять рассогласованность между ними (решать проблемы до их возникновения в реальном мире)
Таким образом, результатом работы лаборатории может стать библиотека канвасов и форматов, а также методология, позволяющая эффективно порождать канвасы и форматы под новые типы вызовов и задач.
Вызов ИИ
Конечно, невозможно игнорировать один из главных вызовов нашего времени – каково место человека в мире «победившего» ИИ?
Отвечать на этот вызов можно единственным способом – активно участвуя в создании человеко-машинных форматов с использованием ассистентов.
Глубокое понимание того, как работает мышление человека, позволит создавать ассистентов (например, GPTs), не заменяющих человека, а усиливающих его в заданных областях.
Дорожная карта
Чтобы идти быстро, иди один.
Чтобы идти далеко – иди вместе.
Данная версия дорожной карты носит составлена для того, чтобы было от чего оттолкнуться для её изменения. Предполагается, что карта будет достаточно ёмкой, чтобы предложить смысл совместного путешествия многим выдающимся экспертам.
Создать ядро сообщества
Сообщество строится на принципах добровольного участия. Любой человек может войти и выйти. Желательно обнаружить ядерный состав людей, которым будет интересно быть вместе.
Сформировать ритм
Формула существования сообщества: ритмичность форматов.
Например:
- ежегодный баркэмп
- ежеквартальный хакатон
- еженедельные/ежемесячные синхроны кругов
Необходимо совместно нащупать свой ритм.
Разработать методологию
Как скоро появится ритм, то каждая жизнедеятельность, начнёт порождать артефакты. Например:
- мини-курс «введение в мышление о мышлении»
- мини-курс «канвасы, как инструмент организации мышления»
- мини-курс «форматы группового мышления»
- библиотека канвасов с инструкциями по применению
- библиотека форматов с инструкциями по применению
- библиотека mindset'ов (сборки канвасов и форматов)
Создать отраслевые стандарты работы с мышлением
Некоторые mindset'ы могут иметь стратегическое значение для экономики. Например:
- предпринимательский mindset
- инженерный mindset
- mindset создателя ИИ-ассистентов
- методологический mindset
Возможно, нам удастся получить контракты на разработку таких отраслевых стандартов.
Возможно, лаборатория создаст продукты, востребованные рынком. Например, обучать и сертифицировать «мастеров мышления».