Найти тему
Вечерняя Москва

Премьера иммерсивной притчи «Морозко» прошла в Новом театре

   Фото: Наталья Боброва
Фото: Наталья Боброва

В Новом театре на Мясницкой состоялась премьера иммерсивной притчи для детей и взрослых «Морозко». Кажется, этот старинный бело-голубой особняк Салтыковых-Чертковых, уже празднично украшенный и елками, и огоньками, просто создан для зимней сказки. И руководители Нового театра, который не так давно тут прописался, этот шанс использовали. С «Морозко» они попали в новогоднюю точку — совпали время, место и смысл действия. Сплавленные воедино две сказки — «Морозко» и «Золушка» — осмыслены режиссером Гарольдом Стрелковым современно, остроумно и энергично — так, как он умеет это делать.

Вас встретят уже на ступеньках театра и введут в курс дела веселые скоморохи-рэперы, которые напомнят о сакральном смысле представления:

Как сказано в преданииПолтыщи лет назад:Там, где сейчас снега лежат —Возникнет город-сад.Ты от бессмертья откажись,Поверь в любовь безгрешную,И вечный свет твоей любвиРассеет тьму кромешную…

Потом зрителей поделят на три группы по 50 человек, детей и взрослых и отправят в необыкновенное приключение по залам старинной усадьбы.

В этом путешествии нам встретятся персонажи самых разных сказок: добрая, нежная, прекрасная Аленушка, злая мачеха и завистливые сестрицы, таинственный холодный Царевич и говорящий пес Черныш. Детки узнают, что взрослые не все ангелы, некоторые могут интриговать и проявлять коварство, но добро и любовь обязательно победят. А в помощь им — чудеса, магия, волшебство.

Вместо хрустальной туфельки Золушки здесь будет снежинка на ладони, которая заставит зло растаять, а ледяное царство Морозко, пятьсот лет не ведавшее тепла, расцветет всевозможными цветами, и наступит весна.

Эту историю превращения Морозко из сурового дедушки с посохом, тестирующего сестер в старом советском фильм на «тепло-холодно», в прекрасного, слегка замороженного принца, ищущего свою любовь, придумал Алексей Зензинов, а Гарольд Стрелков — режиссер со своим взглядом на мир, ироничным, но позитивным, сделал ее сказочной, но реальностью.

— В нашей сказке есть тема вечного холода как символа неумолимого закона и порядка, — говорит драматург. — Есть и тема любви — самоотверженного чувства, тема благодати, приходящей ко всем и открывающей в людях все лучшее, что дано им с рождения. Неслучайно герои повторяют слова древнего предания: «Придет весна священная, ей каждый будет рад». Мы придумали свою историю, насыщенную сегодняшними конфликтами, за которыми скрывается вечная борьба самолюбия и скромности, эгоизма и альтруизма, наносного и глубокого.

Спектакль в усадьбе Салтыковых-Чертковых получился не только веселым и остроумным, но очень динамичным. Ведь дети принимают в нем активное участие. Такой редкий гармоничный сплав эстетики театра и елочного уличного представления. Актеры же играют свои роли с явным удовольствием и задором.

Вот Артем Нечепуренко, как Морозко: он органичен в своей загадочной холодности. Кроткая и прекрасная Аленушка (ее играют по очереди София Шендрик и София Гусева) влюбляет в себя сразу и безоговорочно. Татьяна Шалковская в роли коварной Анфисы, мачехи Аленушки, вызывает одновременно и жалость, и отвращение. Невероятно точно изображает псевдогламурную леди Викторию Анастасия Стругачева. Ее сестра Регина в исполнении Елизаветы Карякиной — просто цирковой номер «на бис». Смешной Павел Приемышев в роли преданного пса Черныша суперорганичен.

Причем спектакль не просто музыкален. Он построен на современных ритмах, на эстетике рэпа, которая органично слилась с нашими народными частушечными традициями. Во многом это заслуга композитора Тихона Хренникова — младшего. А путешествие по анфиладам дворца, которые превращаются то в деревенскую избу, то в бальный зал, становится чарующим опытом благодаря фантазии двух художников — Дарьи Кычиной и Стефании Филатовой.

— Мы стремимся сделать спектакли для всей семьи, — говорит Эдуард Бояков, художественный руководитель театра. — Это не чисто детские представления, которые предполагают, что дети что-то смотрят, а родители в это время занимаются своими делами. Наоборот: для нас принципиально создать возможность для совместного театрального опыта детей и родителей. Мы создаем повод для общения внутри семьи, темы для совместных размышлений, обсуждений.

— «Морозко» — наше прочтение древнего русского мифа, но прочтение сегодняшнее, не музейное, вполне современное. Здесь зрители, маленькие и взрослые, почувствуют давно забытые, почти убитые цивилизацией природные, календарные явления. Когда холод — это настоящий холод, который невозможно победить включением обогревателя. Но зато его можно победить любовью, чистосердечием и добротой. Вот об этом наш «Морозко».

Худрук Нового театра заявляет, что стремится создать «настоящий независимый репертуарный театр», первый за 120 лет в России. Он напоминает:

— Репертуарный театр — это театр с разными спектаклями. И мы играем такие, как огромный сложно-постановочный «Лавр» на сцене Театра российской армии. Это, пожалуй, самый крупный драматический спектакль сегодня в России. Как «Скупой» по Мольеру с Леонидом Якубовичем на сцене Театра эстрады. И здесь, в усадьбе, мы играем несколько спектаклей — «Гример», «Государев венец». И, конечно, мы будем и дальше сочинять новые проекты для детей. Как спектакль по детскому альбому Чайковского. Как премьерный «Морозко». Мы будем сознательно развивать это направление.

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

«Войдет уничтоженным и искалеченным»: завершится ли карьера Байдена импичментом

Возможен ли оправдательный приговор для обвиняемого в убийствах гидролога Цветкова