Финансовое планирование это способ управлять доходами и расходами: теми, которые уже есть, и теми, которые будут. Разберем более подробно.
Предсказать и сократить расходы, поднять прибыль, развить бизнес — всё это становится проще, когда есть план. Как его составлять? Ответы и подсказки — в этой статье.
Что такое финансовое планирование?
Это способ управлять доходами и расходами: теми, которые уже есть, и теми, которые будут. Причём управлять так, чтобы бизнес приносил прибыль и рос.
В основе — статистика: откуда и как вы получаете деньги и как используете. Для расчётов берут точные цифры. В частности, из:
- банковских выписок;
- бухгалтерских отчётов;
- производственных смет;
- договоров.
К примеру, контракт с перевозчиком или поставщиком подскажет, когда и сколько вы должны заплатить.
А что такое финансовое прогнозирование?
Представим: завтра выходит новая модель смартфона. Продавцы рассчитывают на ажиотаж вокруг новинки, но сколько он продлится и сколько прибыли принесёт, — неизвестно. Сбрасывать этот хайп со счетов нельзя, но и точно предугадать — тоже. Похожим образом — но в разной степени — на бизнес влияют погода, урожай, рождаемость и так далее.
Именно поэтому в бизнесе есть место гипотезам — то есть прогнозам. Они не основаны на конкретных, заранее известных цифрах, так что тут нормальны погрешности и допущения. Главное — объективно оценить сценарии и риски: что может случиться и какие последствия принесёт.
Зачем вообще нужен финансовый план?
Как минимум, чтобы не терпеть убытки, а стабильно выполнять все финансовые обязательства перед государством, клиентами, кредиторами, инвесторами. Только такой бизнес жизнеспособен.
Как максимум, чтобы развиваться и расти. Без финансового планирования очень сложно достичь любых целей — хоть скромных, хоть амбициозных.
Скажем, вы делаете мастер-классы по лепке — а мечтаете основать классный, известный бренд керамики. Цель на вырост! Финансовое планирование поможет вам решить:
- куда бизнесу двигаться: какой маршрут к цели удобнее и быстрее, из каких этапов он состоит;
- какие есть риски: что с бизнесом может случиться по дороге;
- сколько стоит такое путешествие;
- хватит ли у вас денег;
- и если денег нет, откуда их взять.
Что вы узнаете с финансовой моделью: 7 примеров
- Цели — не абстрактные, а с цифрами и показателями. Конкретика — то, что отличает цель от расплывчатой мечты. Сделайте план, а спустя месяц, квартал или год замерьте прогресс. Так вы узнаете: стали вы ближе к цели или нет. Это называют план-фактным анализом.
- Потребности — каких ресурсов и сколько вам нужно, чтобы достичь желаемого.
- Свободные ресурсы и деньги. План наведёт ясность в компании — может быть, с ним вы сможете оптимизировать траты и высвободить скрытые резервы внутри компании. Это очень пригодится, если впереди крупные траты: закупка оборудования, аренда и ремонт цеха, найм сотрудников.
- Доходы:
— откуда и когда в бизнес поступают средства;
— нужно ли привлекать дополнительное финансирование и как это делать. Скажем, искать ли инвесторов и совладельцев, выпускать ли акции, брать ли кредит. - Траты — и как их оптимизировать.
- Финансовые риски — и как их компенсировать.
- Способы скоординировать работу команды. Хороший план учитывает потребности всех отделов — и нацеливает их на один результат. Каждому достаётся своя зона ответственности, а темп — один на всех.
Чем финансовый план отличается от бюджета или сметы?
Масштабом. Они похожи на части матрёшки: мелкое — внутри крупного
Смета — документ поменьше: показывает, сколько стоит одно конкретное дело или проект. Например, ремонт цеха
Бюджет — матрёшка побольше: включает в себя сметы и показывает доходы и расходы всей компании за конкретный период. В бюджете видно, что дал вам бизнес: прибыль или убытки
Финансовый план — самый крупный и обобщённый документ, он про распределение денежных средств. Это не просто таблица «плюс доход, минус расход». В нём видна: — структура бизнеса: какие у вас есть отделы, как они взаимодействуют, за что отвечают, сколько тратят и зарабатывают.
— всё, что есть у компании: не только деньги, но и оборудование, человеческие ресурсы и так далее.
Каким бывает финансовое планирование: 3 вида
- Краткосрочным — на ближайшую неделю-месяц.
- Среднесрочным — от нескольких месяцев до года.
- Долгосрочным — от 2 лет и более.
Краткосрочное планирование — самое наглядное и подробное. Это — график доходов и расходов в ближайший месяц: налоги, зарплата, аренда склада, закупка товаров.
Задача: собрать все ваши траты на ближайший месяц и сравнить с поступлениями. На всё ли хватит денег? Если нет — попробуйте перенести даты платежей или найти финансирование.
Среднесрочное планирование ещё называют бюджетированием и финансовым моделированием. Обычно его срок — год. Точность пониже, чем у краткосрочного, но повыше, чем у долгосрочного. Например, вы подписали договор со складом на целый год — и точно знаете, сколько денег заложить на аренду каждый месяц. Разработка планов на большие и средние сроки — задача финансистов и аналитиков.
Долгосрочное планирование — это примерный маршрут к большим и далёким целям. К результатам, которые вы хотите достичь через 3-5 лет. На такой дистанции не особо видны детали, а ещё тут не обойтись без прогнозирования и погрешностей. Но всё-таки это план, поэтому строить его надо на конкретных цифрах — вроде выручки, рентабельности, оборачиваемости.
Допустим, вы — владелец бизнеса и хотите выйти на международный рынок за три года. Как это сделать — не вполне ясно, но такая перспектива необходима, чтобы разработать планы на средний и малый срок.
Откуда брать данные для планов и прогнозов?
Пригодятся, например:
- истории расчётов и договоры с партнёрами, поставщиками, подрядчиками, сотрудниками;
- информация о будущих доходах — например, договор с кафе, куда вы регулярно поставляете товары;
- показатели спроса — с учётом региона и времени года;
- ваши финансовые планы за прошлую неделю, месяц, год;
- всё о ваших производственных возможностях — скажем, документация к оборудованию, нормативы работы.
Как делают план: основные этапы
План можно сделать «сверху вниз». Владелец и/или директоры определяют главные цели на 1-3 года и передают менеджерам — а те составляют планы, имея цель и ориентир. От общего — к частному.
Либо же план можно собрать «снизу вверх». Сперва менеджеры отделов и направлений решают, в какие результаты будут целиться и какие ресурсы для этого нужны. Затем сметы и планы попадают к руководству, а оно их обобщает. От узкого ракурса — к самому широкому.
Наконец, можно объединять оба способа. Выглядит это примерно так: сперва руководство намечает цели, затем менеджеры ищут способы их достичь и передают наработки обратно. Рассмотрим этот подход подробнее.
Шаг 0
Бухгалтеры, финансовые аналитики собирают сметы и данные за прошлые периоды.
Шаг 1
Владельцы и руководители бизнеса учитывают все данные и составляют общую стратегию и главные направления работы. Исходить можно из гипотез о состоянии рынка вообще — и вашего бизнеса в частности. Вот вопросы для старта:
- Откуда ждать финансирование?
- На что будем тратить деньги?
- Какой будет прибыль? Вырастет ли она, если вложиться в производство или в продвижение?
- Какие последствия и риски вероятнее всего?
- По каким критериям и как понять, что план достигнут? Как оценивать результаты через месяц, квартал, год, три года?
Тем временем менеджеры отделов готовят планы и запросы своих отделов, образ результата, а лучше — результатов.
Шаг 2
Руководство учитывает передаёт отделам главную цель или цели. Допустим, за год увеличить продажи вдвое. Если цель стыкуется с запросами отделов, то общие черты начинают вырисовываться. Получается мелкомасштабная карта, почти глобус.
Совет: плану нужна гибкость! Примерно на этом этапе подумайте, как скорректировать план, если реальная экономическая картинка будет отличаться от прогнозов, на которых вы основываетесь.
Руководители отделов готовят планы: как достичь цель? Она дробится на этапы и задачи: что нужно для успеха, что уже есть. Чем яснее будет видна разница, нестыковки, тем лучше. Это подскажет, какие запросы есть у бизнеса.
Затем отделы прописывают все расходы, связанные с задачами. Скажем, для ребрендинга потребуется нанять дизайнера — значит, в смету надо включить его оклад и подписку на Photoshop. Не забудем и про базовые вещи: траты на аренду и уборку офиса, затраты на обеды.
У разных отделов разные бюджеты. Некоторые — вроде маркетинга и PR — тратят, другие приносят прибыль. Отдел закупок заведует поставками и расходами на них. Отдел продаж указывает, кому, сколько и почём будут продаваться товары.
Шаг 3
Когда планы отделов готовы, их надо объединить — получится общий бюджет компании. С первого раза может не получиться — это ок. Например, у маркетинга непомерные аппетиты на продвижение, и ваш бюджет не потянет такие расходы. Задача руководства: всё учесть и соблюсти баланс.
Большая стратегия сужается — получаем среднесрочный план. Над какими проектами и задачами компания будет работать ближайший год? Что из этого важнее и срочнее? Здесь расставляются приоритеты. Теперь всё это похоже не на атлас, а на карту страны
Шаг 4
Теперь — оперативный план. Это вроде карты города: здесь можно и нужно всё показать в деталях и подробностях, с ней будут сверяться ежедневно
Через несколько циклов обсуждений план согласован. Это — компромисс между целями и реальностью, между интересами собственников, менеджеров и коллектива, между пожеланиями всех отделов.
Как подступиться к планированию: 4 совета
Моделируйте взаимосвязи. Пример: у вас мастерская керамики. Каждый работник может вылепить больше 100 заготовок в день — но нарастить объёмы мешает печь для обжига: в неё помещается максимум 20 изделий за раз. Это лимит не только для количества товара, но и для вашей выручки, ваших максимальных трат на зарплату гончарам, закупку расходников, оплату электричества — и так далее.
Повысить производительность можно — с новым и более мощным оборудованием. Однако с ещё одной печью подрастут коммунальные платежи. Вдобавок вторая печь не влезет в ваш цех, придётся арендовать новый — попросторнее.
Экстраполируйте. Возьмите ключевые показатели за прошлый период, выявите тенденции (например, темпы роста или снижения) — и перенесите в новый план. Скажем в декабре бывает сезонный спрос на электронику: обороты заметно и предсказуемо растут.
Прикиньте оборачиваемость. Как быстро окупаются вложенные в бизнес ресурсы? Коэффициенты и сроки оборачиваемости подскажут, чего ждать в будущем.
Возьмите за основу нормативы. Договоры с банками, подрядчиками, курьерами — когда и какие выплаты потребуются? Учтите тарифы, налоги, заложите бюджет на амортизацию. Получится конкретный — и главное, предсказуемый — план на будущее.
Когда составлять план?
План строится на два-три года вперёд — но его важно регулярно обновлять. Скажем, если вы поставили на год нереалистичные цели, лучше заметить и скорректировать это весной, а не осенью.
- Браться за план можете в декабре, а в январе вносить финальные правки.
- В апреле-мае подытожьте доходы и траты первого квартала.
- В августе-сентябре ещё раз «сверьте часы»: впереди — осенне-зимний сезон и большие распродажи.
- В ноябре- декабре опять уделите время черновику плана. Это ваш задел на следующий год.
Как выглядит финансовый план: варианты
Удобнее всего отобразить расходы и доходы в:
- плане движения денежных средств (ДДС или Cash Flow);
- плане прибылей и убытков (или P&L);
- балансовом плане.
Сперва — про ДДС. Это таблица, в которой видно, сколько денег поступило и ушло с расчётного счёта. Вроде банковской выписки, в которой отражен доходы, инвестиции, зарплаты сотрудникам, налоги, платежи по кредитам.
Однако все эти операции отражены в ДДС именно тогда, когда были сделаны. А это не всегда удобно. Может, в сентябре вы готовились к распродажам — и пополняли склад, делая крупные закупки. А в декабре были распродажи: вы получили большую прибыль и потратили сильно меньше. По ДДС не очень удобно судить о том, как идут дела: осенью вы заметите много трат, а в декабре — сверхприбыль.
Движение финансов легче посмотреть в прогнозе прибылей и убытков. Он же план P&L — Profit and Loss. Это — ожидаемые доходы и расходы компании, распределённые по частям — так, чтобы расходы соответствовали доходам. Допустим, по cash flow деньги были потрачены в сентябре — но все эти товары раскупятся до конца года, поэтому в плане P&L расходы распределятся равномерно.
Бывает и так, что по плану P&L всё хорошо, а денег нет: например, вам не прислали оплату, на которую вы рассчитывали. Поэтому сюда надо ещё включить анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
В cash flow и P&L не должно быть расхождений. Для проверки пригодится балансовый план. В нём перечислены планируемые активы и пассивы на каждый месяц. Такой документ делается уже после cash flow и P&L. С ним можно проверить, верно ли прописана прибыль-убыль.
Что учесть в плане?
- Источники доходов.
- Цели расходов.
- Даты и суммы трат и поступлений.
- Картину рынка: ждать ли спроса? Когда? Что популярно и где? На всякий случай — подсказка: всё это знает статистика.
- Вероятные траты — например, тарифы и налоги.
- Продажи конкурентов — кстати, на это нужно узнавать.
- Технико-экономические лимиты.
- Социально-трудовые нормы
Напоследок — пара советов.
- Помните, что план должен быть точным, но гибким, чтобы остаться устойчивым к колебаниям рынка. Непредвиденные расходы бывают у всех, так что запасные сценарии и резервный бюджет — это черты хорошего плана.
- Совет руководителям и владельцам бизнеса: лучше, если отделы не будут рассчитывать на резерв — и приложат все усилия, чтобы уложиться в запланированный бюджет. Выдавать резервные средства стоит только в крайнем случае.
- Лучше знать, как устроены бизнес-процессы: и в теории, и на практике. Это поможет определить, где в плане и прогнозе ошибка. Для этого пригодится знакомство с конъюнктурой и спецификой рынка.
Допустим, склад предлагает закупить в Китае крупную партию зелёного чая 10 февраля. Если вы — в теме, то поймёте, что затея не реалистичная. В феврале — китайский Новый год, а значит, купля-продажа и логистика будут парализованы. Планировать закупку лучше на начало весеннего сбора: март. К тому же зелёный чай — продукт сезонный: его делают весной, и свежий урожай будет лучше прошлогодних запасов.
Финансист, который составляет план, не обязан все это знать: тут зона ответственности отдела закупки. Но знакомство с неписаными законами рынка будет сильным плюсом.
----
Если есть у Вас необходимость открыть брокерский счет или ИИС, мы рекомендуем нескольких брокеров, в том числе, наивысший рейтинг получил брокер Алор.
Продолжается конкурс "Лучший частный инвестор 2023" - открывайте счет и участвуйте. Призовой фонд более 27 000 000 рублей.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить следующие интересные материалы.