Сердцем приставки был 32-х битный RISC-процессор R3051 с частотой 33,8688 МГц со встроенным, в кристалл, контроллером для работы с трехмерной графикой – Geometry Transformation Engine. GTE – сердце всех трехмерных вычислений приставки. Этот контроллер занимается векторными и матричными операциями, преобразованием перспектив и прочим. Все это GTE делает обособленно от ЦП и гораздо быстрее. Кроме GTE, в процессор консоли встроен и модуль сжатия видео MDEC, позволяющий PlayStation воспроизводить видео в более высоком качестве, чем на других консолях того же поколения. Память консоли состоит из четырех SRAM чипов по 512кб, создавая в общей сложности 2мб системной памяти, которой управляет сопроцессор cop0.
За вывод изображения на экран отвечает графический процессор Sony, разработанный компанией Toshiba. Графический процессор управляет отрисовкой графики из полигонов и текстур, а также кадровым буфером. Обладая 1мб VRAM и 2кб текстурного кэша, такой чип позволял выводить картинку в разрешениях: от 256х224 до 640х240 пикселей в прогрессивной развертке; от 256х447 до 640х480 в черезстрочной. Для вывода звука используется 16-ти битный блок обработки звука, собственного изготовления Sony. Он обрабатывает до 24-х голосов и имеет 512кб звукового буфера. В качестве привода CD-дисков используется специальный двухскоростной CD-Rom со скоростью передачи данных до 352 Кб/с.
Кроме игр, на приставке есть возможность проигрывать аудиодиски, а некоторые, более поздние модели, предназначенные для азиатского рынка, могут воспроизводить и Video CD. Для воспроизведения Audio CD в приставке имеется встроенное ПО, доступное из главного меню.
Конечно старт продаж не обошелся без некоторых проблем. Первые ревизии Sony PlayStation были подвержены перегревам, из-за проблем с расположением вентиляционных отверстий. Неправильно размещенные консоли, например, поставленные на ковер, могли перегреться на столько, что пластмассовые подвижные части лазерного блока деформировались и консоль переставала читать диски. Впрочем, из такой ситуации можно было легко выйти, поставив PlayStation «вверх ногами», но такая эксплуатация консоли была мягко говоря не удобной.