Найти тему
Школа СССР 1975 - 1985

Буллинг советского разлива.

Тихий час. Из fotoxcom.ru
Тихий час. Из fotoxcom.ru

В СССР не было буллинга и троллинга? Все было, только названия были другие: бойкот, травля, дедовщина и т.д. Ведь еще утверждали, что в СССР и секса то нет.

Даже спустя почти полвека (о боже, я такая старая?) не хочется вспоминать, как обижали в школе. Да, и в саду тоже.

Запомнилось, что в мою группу детского сада ходил Павлик, у него бабушка работала няней. Поэтому воспитатели к нему относились не так, как к другим: всегда доставался лучший кусочек, позволяли капризничать, царапаться и кусаться. Как-то во время тихого часа взрослые ушли, а внуку вдруг "приспичило": вот он, долгожданный час расплаты!, подумали мальчишки нашей группы — взялись за руки и перекрыли проход между кроватями, тот переступить не смог и ... Остальные накрылись с головой одеялами. Так я впервые оказалась в роли пассивного участника травли.

Из наставник.онлайн
Из наставник.онлайн
Фото из yandex.ru
Фото из yandex.ru

В школе одноклассники применяли разные методы "воспитания" к соученикам и учителям: драка, обливание зеленкой учителя, игнор, бойкот. В начальной и средней школе детям важно быть частью стаи, это возраст групповой сплоченности и лояльности (к старшим классам они уже научатся жить в социуме). Если позитивного повода нет, то начинают сплачиваться против выбранной жертвы (не так одет, не сбежал со всеми с урока, не курит и т. д.). Так, у моей одноклассницы порезали на полоски пальто. Просто от того, что старое. Она долго плакала от обиды и от того, что теперь ей не в чем ходить в школу.

Прошло несколько лет после последнего звонка. Девчонки похорошели, не узнать. На встрече выпускников обидчики вели себя так, как будто ничего не было, даже флиртовали со своими бывшими жертвами. На самом деле не помнили, сколько "попортили" крови или для них это просто ничего не значащие рядовые эпизоды жизни?

Чаще всего причины подросткового буллинга, превращение подростка в зачинщика, главаря стаи, следует искать в семье. Лжелидер может смело залезть на глазах одноклассников учительнице в сумку, на перемене стащить чей-то портфель, подбить всех на бойкот или травлю — все ребята молча наблюдают, не решаясь его остановить. Дома же он, как правило, совсем другой: ведет себя, как шелковый.

Из krasivoe-foto.ru
Из krasivoe-foto.ru

Отец или мать зачинщика часто руководствуются строгими домостроевскими методами воспитания: все домочадцы ходят по струнке, боятся оступиться — ремень всегда на готове. И парень (девушка), вырвавшись на свободу, хочет за маской хулигана скрыть того пай-мальчика (девочку), которым вынужден быть дома. Или скрывает ущербную обстановку в семье (часто не полной). И хочет заставить другого испытать тот страх и унижения, которые сам вынужден терпеть от домочадцев.

Травля учителя. Из parmanews.ru
Травля учителя. Из parmanews.ru

Учителей тоже может коснуться травля. Как-то директора школы, подкараулив в переулке, жестоко избили старшеклассники из его школы. В техникуме, где я работала, однажды подобралась группа ребят, которая бравировала нежеланием учиться. На уроках демонстративно играла в карты, поджигала на парте костерчик из спичек и т. д. Преподавательница периодически выходила в лаборантскую, нервно курила:

— Скоро с ума сойду! Такой группы у меня еще не было, — через пару минут, сделав глубокий вдох, возвращалась обратно в класс, как к тиграм в клетку:

— Прекратите безобразие! Вы не на посиделках, давайте заниматься!

— А чо вы нам сделаете то? Против всего коллектива, чоль, попрете?

Но просчитались. Администрация собралась с духом и... отчислила всех за неуспеваемость. Надеюсь, этот шок не прошел бездельникам даром.

В Теории поколений (хорошая штука, почитайте) нас (1964-83 годов рождения) прозвали "поколением с ключом на шее": родители находились с утра до вечера на работе. В лучшем случае проверяли вечером дневник, брались за ремень. Родителям некогда (или не хотелось) думать, что у ребенка могли быть какие то проблемы или вопросы. С близкими взрослыми зачастую нельзя было поделиться, спросить совета или защиты. Порой родители пользовались теми же методами, что и зачинщики, объявляя своему ребенку бойкот, что могло привести к побегу, к попаданию в плохую компанию или суициду.

Пережив тяжелые моменты, мне очень хотелось, чтоб у моих детей такого не случилось. Старалась облегчить их адаптацию в коллективе: расспрашивала, как в школе (и это вопрос не только об оценках), что нового. К началу школьного периода жизни было бы здорово обучить ребенка чему-то "особенному"( например, делать шпагат или отлично владеть мячом, читать-писать, знать про что-нибудь эдакое). Тогда ребятам будет интересно дружить с ним. А взрослым (родителям или учителям) можно подсказать и показать совместные игры (вышибалы, пионербол, резиночки и т.д.). Стоит только организовать процесс,потом дети сами, с удовольствием, будут вместе проводить время. Домой не дозовешься.

Если в коллективе происходит травля, надо вместе с этим бороться, называть вещи своими именами, сказать:

— Представьте себя на месте жертвы.

Предложить новые правила:

— Давайте стараться, чтобы у нас был дружный класс: не оскорблять друг друга, не драться. Нельзя никого давать в обиду. Заботьтесь об Алине и Боре, ведь без вашей защиты им будет трудно. Мы все одна семья.

Не забывайте похвалить, когда заступаются за слабого. Важно проводить конкурсы, ставить совместные спектакли, ходить в походы, играть в командные игры на сплочение для гибкого перетекания ролей: один лучше всех рисует, другой много интересного знает о пауках или компьютерах, третий отлично борется, четвертый хороший актер. Чем больше осмысленной деятельности, тем здоровее коллектив. Все меняется, когда в классе занимаются общим делом: подготовкой к конкурсу или концерту, субботником и т. д.: распри забываются и все увлеченно впрягаются в борьбу за общий успех.

Еще необходимо учить толерантности: родителей и детей. Объяснять, как тяжело, когда с тобой не дружат, не общаются, а еще хуже, надсмехаются. Объяснять, что есть дети с ОВЗ, как можно и нужно с ними общаться, что семьи бывают разными. Если нет возможности противостоять насилию, то нужно поддержать жертву, чтобы не было у нее чувства одиночества. Пассивный свидетель тоже получает травму, получая опыт бессилия перед властью толпы и стыда за свое слабодушие.

Поддержка ребенка родителями. Фото из stylishbag.ru
Поддержка ребенка родителями. Фото из stylishbag.ru

Небольшие основы психологии не помешают нашим малышам. А закончить хочу словами кота Леопольда: "Ребята, давайте жить дружно!"

11.12.2023