В знаменитой комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" особое внимание уделяется изображению нравов уездного города, который символизирует общую картину России того времени. Город N, место действия пьесы, является своего рода микромоделью всей страны, отражающей захолустье, неразвитость и преобладание коррупции среди чиновничества. Каждый житель этого города является носителем порочных качеств, что определяет мировоззрение всего города и общество в целом.
Чиновники, являющиеся главными героями комедии, представлены в качестве коррумпированных и недобросовестных лиц. Они не только не соблюдают законы, но и нарушают их, причем делают это открыто и безнаказанно. Городничий Сквозник-Дмухановский, символизирующий власть, берет взятки и разворовывает город, не беспокоясь о благополучии жителей. Взяточничество и казнокрадство становятся обыденными явлениями, а чиновники уверены, что так поступают все.
Ситуация с обычными горожанами не лучше. Их жизнь полна тягот и несправедливости, во многом из-за коррупции и бездействия властей. Простой народ бесправен и лишен голоса, сталкиваясь с постоянными грабежами, несправедливостью и жестокостью. Например, полицейский Держиморда безнаказанно избивает унтер-офицерскую жену, а больницы заполнены больными, умирающими "как мухи" из-за недостаточного ухода.
Однако, простые горожане также не свободны от пороков. Они льстят и лебезят перед вышестоящими, каждый думает только о собственном благополучии. Этот эгоизм и лицемерие становятся частью общих нравов города, делая его порочным не только в мире чиновников, но и среди простых обитателей.
Таким образом, Гоголь в "Ревизоре" создал яркий и критический образ уездного города, символизирующего нравственное упадок общества того времени. Пьеса является мощным обличением коррупции, безнравственности и социальной несправедливости, преобладавших в тот период в России.