Найти тему
Книжные раскопки Kopist

Куда идет король? Двуручные мечи почетной стражи Юлия Брауншвейгского, 17 век

Иной раз, при виде особенно разлапистых двуручных мечей в музее возникает вопрос — они что, и правда были такие, или все это — производство 19 века, плод моды на мечи на стенах и доспехи вдоль стен?

Дата и место производства не определены, фото — Кунсткамера Вены
Дата и место производства не определены, фото — Кунсткамера Вены

Тем более, что ряд подобных выставлен с отметкой вроде "Германия, 19 век, копия/имитация". А датированные мечи рядом из Испании и Северной Италии имеют весьма функциональный вид.

Толедо, вторая половина 16 века. Фото — Художественный музей Кливленда, СС0
Толедо, вторая половина 16 века. Фото — Художественный музей Кливленда, СС0

Длина 1683 мм; клинок 1264 мм; перекрестье 352 мм; рукоять 413 мм; вес примерно 2200 граммов. Оружие может быть и не боевое, а стражи какого-то важного лица, но для боя вполне пригодное.

А вот следующее — тоже подлинное оружие 17 века, но оружие именно почетной стражи.

Брауншвейг, 1774. Фото — Художественный музей Кливленда, СС0
Брауншвейг, 1774. Фото — Художественный музей Кливленда, СС0

Длина 1861 мм; клинок 1321 мм; перекрестье 514 мм; рукоять 457 мм; вес примерно 3300 граммов.

Это один из мечей стражи герцога Юлия Брауншвейгского (1528-1589), или, полностью, герцога (duke) Браунгшвейг-Люнебургского, князя (prince) Брауншвейг-Вольфенбюттельского, князя Каленбергского. Примерно через сто лет после его смерти Браунгшвейг-Люнебург станет Ганновером.

Брауншвейг, 1774. Фото — Художественный музей Кливленда, СС0
Брауншвейг, 1774. Фото — Художественный музей Кливленда, СС0

Мечи его стражи замечательны как своим оформлением: резные фигуры рыб, необычное навершие, "клыки" характерной формы, так и тем фактом, что они не только имеют герб, но также датированы и нумерованы. Данный экспонат — номер 59. Датированы разные экземпляры 1573 и 1574 годами. И, конечно, видно, что изготовивший первый меч в статье — когда бы это ни было — явно вдохновлялся именно этим дизайном.

Вроде бы все очень хорошо, но имеются и сложности. Вот еще один меч.

Брауншвейг, 1773. Фото — Художественный институт Чикаго, СС0
Брауншвейг, 1773. Фото — Художественный институт Чикаго, СС0

Длина 1981 мм, вес около 4600 граммов.

Например, второй меч с номером 59, датированный 1773 годом. Первый находится в Художественном музее Кливленда, и для него указана непрерывная линия владения до арсеналов Вольфенбюттеля и Вены, приобретен в 1916 году. Второй - в собрании Художественного института Чикаго, указан только предыдущий владелец, приобретен в 1982 году.

Есть ли другие экспонаты для сравнения? Есть.

Брауншвейг, 1773. Фото — музей Метрополитен, СС0
Брауншвейг, 1773. Фото — музей Метрополитен, СС0

Длина 1955 мм; перекрестье 530 мм; вес 4653 грамма.

Дата и надписи на навершии крупным планом — как видите, снова 1773 год, номер 166. Дата также имеется на навершии, имеющем надписи - в отличие от экспоната из Кливленда, но так же, как на экспонате из Чикаго. Вес и размеры также куда ближе к чикагскому мечу. Происходит из собрания князя Талейран-Перигора, приобретен музеем в 1904 году.

Ну а теперь, чтобы запутаться окончательно — номер 158, 1773 год, из собрания Художественного музея Филадельфии.

Брауншвейг, 1773. Фото — Художественный музей Филадельфии
Брауншвейг, 1773. Фото — Художественный музей Филадельфии

Длина 1951 мм; перекрестье 549 мм; вес 4650 граммов. Клинок 1412 мм, ширина 54 мм, толщина 6 мм.

Брауншвейг, 1773. Фото — Художественный музей Филадельфии
Брауншвейг, 1773. Фото — Художественный музей Филадельфии

Эфес стилистически что-то среднее между всеми предыдущими экспонатами, а навершие оформлено в варианте, отличающемся от всех остальных, но более схожим с кливлендским мечом.

Брауншвейг, 1773. Фото — Художественный музей Филадельфии
Брауншвейг, 1773. Фото — Художественный музей Филадельфии
Брауншвейг, 1774. Фото — Художественный музей Кливленда, СС0
Брауншвейг, 1774. Фото — Художественный музей Кливленда, СС0

Приобретен музеем в 1977 году.

Ну и как тут разобраться?

Скорее всего, серии номеров были отдельные либо у разных мастерских, либо в разные годы, и все мечи подлинные. А меч из Кливленда в какой-то момент был укорочен. И, вероятно, имеет меньшую толщину клинка (к сожалению, не указана почти нигде). Но это мое личное мнение, исследования этой серии клинков я не нашел, кроме упоминания, что она есть и насчитывает до 300 экземпляров.

Такие серии изделий вполне себе существовали в 16-17 веках. Самая известная, наверное, это рапиры мюнхенской городской стражи — тоже близкие, но далеко не одинаковые. Второй, менее известный пример — серия шпаг/палашей 17 века с "клешневидными", "рогатыми/антенными/волютными", "рыбий хвост", и даже "латенскими" навершиями 17 века. Также насчитывающая исходно 100-200 экземпляров, из которых на данный момент известно около 20, и прослеженная до крепостных арсеналов.

Золинген, 1600-1620. Фото — Уоллес коллекшн
Золинген, 1600-1620. Фото — Уоллес коллекшн

Другие статьи о мечах и музейных экспонатах на канале

Подписка, комментарий, лайк или репост помогут развитию канала! Спасибо!