Найти тему
МОЁ! Online. Воронеж

Как воронежцы отмечали Новый год до революции

Оглавление

Новый год в дореволюционной России был отнюдь не главным праздником. Он находился в середине череды зимних торжеств. Она начиналась с 24 декабря (6 января по новому стилю) в Рождественский Сочельник и Рождество, которое праздновали в ночь с 24 на 25 декабря (с 6 на 7 января). Затем шли 12 дней Святок. От святочных занятий — гаданий и колядок — люди отвлекались на отмечание Нового года, после чего продолжали праздновать Святки. Они завершались 6 января (19 января по новому стилю) Крещением.

Традиции Нового года

Многие считают, что традицию ставить в доме ёлку на Новый год привёз из Европы в Россию Пётр Первый. Это не совсем так. Действительно, в конце декабря 1699 года появился петровский указ, согласно которому император велел «по большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь». Однако речь шла о наружном украшении ветками, и этот указ не имел ничего общего с установкой на Рождество в доме нарядного хвойного деревца.

Традицию ставить в помещении на Новый год ёлку завела в 1817 году супруга будущего российского императора Николая I Александра Фёдоровна. Аристократы подхватили эту моду, она распространилась и среди других сословий. К концу XIX века ёлки уже продавали массово. В Воронеже ярмарку устраивали на Щепном рынке (на его месте сегодня стоит концерн «Созвездие»).

    «Доля бедных детей», художник С. Ващенко
«Доля бедных детей», художник С. Ващенко

В первый день нового года в традициях были визиты друг к другу. Люди разъезжали по городу от дома к дому и поздравляли хозяев. Правда, эти визиты не принято было затягивать больше чем на 15 минут.

Дореволюционные новогодние открытки — это отдельный вид искусства. Особенно ценились работы художницы Елизаветы Бём, работавшей над открытками по заказу благотворительного общества Святой Евгении. Впервые общество выпустило такие открытки в 1897 году, и они приобрели необыкновенную популярность. На них часто изображали бытовые сценки празднования Нового года: праздничный стол, раскрывающих подарки малышей, весёлые компании. Но иной раз художники запечатлевали и суровую правду жизни. Например, на открытке «Доля бедных детей» художник С. Ващенко изобразил двух плохо одетых ребятишек, заглядывающих в окно, где наряжена пышная новогодняя ёлка.

Что ставили на новогодний стол?

В конце XIX века происходят два кулинарных события, которые сыграли большую роль в формировании современных новогодних традиций. В 1880-е массовое распространение в качестве угощения получают мандарины. А в 1894 году зафиксировано первое письменное упоминание салата «Оливье». Канонический рецепт включал рябчиков, раковые шейки и каперсы. Частыми гостями на новогодних столах горожан были икра, рыба, запечённые поросята.

В сёлах новогодние блюда использовали как средства узнать будущее. Например, в Подгоренском районе на праздничный стол ставили вареники с творогом и с сюрпризом. В одни добавляли сахар, в другие соль, в третьи муку, в четвертые перец. В некоторые засовывали монетки. На варениках гадали: какой попадётся, такой и год сложится. С солью — слёзы прольёшь, с сахаром — жизнь сладкая будет, с перцем — горькая, с мукой — мучиться будешь, с монетой — к деньгам.

Старожилы Таловского района вспоминали про такие новогодние блюда, как «блинцы и обжаренные с луком картохи». А в Верхнемамонском районе к Новому году готовили блюда из свинины, пекли пироги. Отдельным блюдом было жареное сало. Его ставили на стол, «штоб увесь год оно было».

Чем жил Воронеж в новогодние праздники?

Мы полистали газеты «Воронежские губернские ведомости» и «Воронежский листок» конца XIX — начала ХХ века. Праздничные номера 1892, 1894, 1910 и 1911 годов оказались совсем не праздничными. В них содержались перечни распоряжений губернаторов, объявления об утере документов и розыске преступников, некрологи, аннотации книжных новинок. Праздничное настроение в этих номерах, создавала, пожалуй, только реклама. А точнее, анонсы грядущих событий.

Из газеты «Воронежский листок» от 29 декабря 1868 года мы узнаём о городских событиях. На Конной площади (ныне площадь Ленина) установили «тёплый балаган» со зверинцем. Стоимость билета — от 15 до 50 копеек серебром.

А некто Колпаковъ звал воронежцев полюбоваться на экзотических птиц:

«Честь имѢю извѢстить почтѢннейшую публику, что мною будет открыта вторая большая выставка художественной галереи и коллекция анатомическихъ иностранныхъ птицъ».

В коллекцию входили попугай, золотой фазан из Китая, «превосходный амкен из Сенегала», султанская курица и несколько других пернатых. Объявление содержало двойное дно. Под видом птичьей выставки Колпаковъ явно стремился собрать воронежцев на ярмарку всякой всячины, которую организовал рядом. Вместе с птицами он привёз на продажу драповые пальто, дамские шляпки, ковры, серебряные часы, ружья, кинжалы, «музыкальныя заводныя машинки», самовары и многое другое. Чтобы ещё больше заинтриговать публику, он обещал сюрприз — розыгрыш денег. Выставка открывалась на Большой Дворянской (проспект Революции) в доме Вяхирева (сегодня это дом № 51 по улице Степана Разина).

В первых январских номерах появлялся довольно крупный раздел «О розыскѢ». Там печатались преимущественно сообщения полиции о потерявшихся или найденных (прибившихся к тому или иному дому) лошадях.

В одном из номеров мы нашли указ губернатора о нерабочих днях. В году было всего три праздника, во время которых горожанам полагались выходные. Это Рождество, Пасха и день Святой Троицы (20 июня). На Рождество и Пасху все учреждения (магазины, склады, рынки, конторы и лавки) закрывались на два дня. На Троицу — на один. А вот 1 января торговля разрешалась.

Как праздновали на селе?

Сельские жители гуляли всю новогоднюю ночь. Они наряжались, сидели за столом, пели песни, ходили колядовать, катались на тройках, гадали.

Соседи ходили друг к другу щедровать: с порога осыпали дом горохом, пшеницей, овсом и другими зёрнами для богатства будущего урожая, пели щедровки. Хозяева должны были одарить щедровщиков чем Бог послал. Хорошо одаришь — будет тебе хороший урожай и благополучие в доме.

Ещё одна традиция — присаживаться на пороге дома. Согласно поверью после этого домашняя птица и скотина хорошо плодится. Старожилы Петропавловского района рассказывают, что эту процедуру сопровождали присказкой: «Шоб куры плодылысь и петухи шоб былы».

Ложась спать после празднования Нового года, молодые девушки не забывали погадать на будущего мужа. В Верхнемамонском районе, например, девушки клали под подушку замок со словами: «Кто придя ключ просить, замок открывать — с тем век вековать». Ждали, что во сне приснится суженый.

КСТАТИ

  • В 1926 году в СССР ЦК ВКП (б) назвал обычай устанавливать в домах ель антисоветским, рождественские ёлки запретили в рамках антирелигиозной кампании. А накануне Нового, 1936 года вновь разрешили.