Часто люди, покупая фарфор, даже не задумываются насколько это важно, знать форму, декор и производителя этого фарфора. Особенно это касается, если изделия из фарфора покупают известного производителя и не на "один день", а рассчитывают пользоваться им долго. Возможно передавать по наследству, как ценный экземпляр. А так же как память и семейную традицию использовать его в важные для семьи дни. А в случае частичной его утраты (разбили), быть уверенным, что его можно будет докупить до полного сервиза.
Предлагаю вашему вниманию реальную историю, произошедшую с нами именно сейчас и подтверждающую справедливость слов, указанных в названии.
Всем, кто попал на мой канал случайно, хочу пояснить, всё что написано в статьях, не является копированием с других источников. Весь материал основан на моём профессиональном опыте Генерального директора и Управляющего фарфоровой мануфактурой в Чешской Республике.
Поехали мы на Рождественскую распродажу при мануфактуре. Жене очень понравились два детских Рождественских (Новогодних) комплекта. Хотела порадовать внуков. На счастье удалось собрать все в комплекте. Тарелка глубокая, мелкая и кружка. Фото ниже. Не забывайте листать вправо по стрелке.
Уже по декору было видно, что это очень старые изделия. Так уже не делают - экономят. И декоры делают попроще и подешевле. Да к тому же, одна кружка была в единственном экземпляре. Приехали домой, развернули, чтобы помыть и полюбоваться ещё раз. И только сейчас заметили на чашке скол. Он был старый, на фото это хорошо видно. Ехать назад уже было поздно.
На следующий день, я позвонил на мануфактуру и попросил найти точно такую же кружку. Я видел, как жена переживает, что не сможет внуку это подарить. Через какое-то время мне перезвонили и сообщили, что, к сожалению, это единственная и последняя кружка и таких уже нет. Но если вам это очень нужно, мы вам сделаем такую же. Пошлите нам её фото. Я послал.
Перезвонили и сообщили, что такой декор найти уже не могут. Это кружка была как образец перед началом серийного производства. Вы бы видели как расстроилась жена от услышанного?! Телефон был на громкой связи.
Я крутил чашку. Что было делать?! И тут... повернув чашку я спросил, а если посмотреть в компьютере?! Здесь указан номер декора и форма. Назовите номер мы сейчас поищем - был ответ. А форму мы знаем.
Я хорошо помнил, что в свое время, в целях ускорения поиска и организации всех декоров, все их номера перенесли в компьютер. А до этого, всё искали по наклейкам, размещенным на стеллажах, где в специальных ячейках хранились декоры.
И снова звонок.... "Мы нашли этот декор! А с обратной стороны тоже есть Микулаш? Пришлите фото, как там расположен декор и мы сделаем все так же в точности. В понедельник с утра все будет готово!"
А была пятница!!!? Тут на радостях, что нашли, я попросил сделать две чашки и подтвердил готовность оплатить и ту другую.
Хорошо - был ответ. В понедельник я получил две чашки и даже упакованные в коробочки каждая! Жена была счастлива.
Хочу отметить, что при внимательном рассмотрении качество декорации на этом новом изделии было заметно выше (!). И я знаю почему. Но об этом ниже.
А теперь некоторые пояснения "кухни" фарфорового производства.
Приблизительная оценка, когда эта кружка была сделана - конец 80-х. То что кружку с этим декором сделали больше 30 лет назад не вызывало сомнения.
Как оказалось, что старый декор сохранился?! Тут нет чудес. Раньше декоры заказывали с избытком (запасом). Не было такого огромного разнообразия. Поэтому его часто и много применяли. Если декор не был весь использован, его отправляли на склад декорации. Со временем, когда склад наполнялся, то декор отправляли туда, где было место. Частенько в шкафы на чердаках или там же на чердаке создавали специальные комнаты. У нас так и было. На чердаках не хранили декоры, содержащие драгметаллы (золото и платину). Они требуют специальных условий хранения. В противном случае они трескаются и осыпаются. Т.е. уже не пригодны к работе. А они самые дорогие по цене. По хорошему, декоры продавали или на другие фабрики, или уже частникам, когда они появились. Иногда из одного - двух декоров комбинировали и создавали новый.
Форма кружки Сабина - на счастье мануфактура продолжала делать эту форму по-прежнему. Почему я попросил сделать две чашки? По опыту знаю, что при использовании старого декора, могут возникнуть проблемы. Да и по "закону подлости", кружка может треснуть в печи. Бывает и такое. Так вот! Будет одна кружка, значит просто поменяю её на ту треснувшую. Если из печи "выйдут" обе - заплачу за вторую и будет запасная. :) Можем её и подарить, кто у нас будет в гостях. :)
Почему декорация на новой кружке была значительно лучше, чем в той оригинале? Кружка (фарфор) та же, декор тот же, а разница есть. В мануфактуре уже давно новая декорационная печь. Я о ней писал и видео тоже есть. Да это наша гордость. Такой второй нет в Чехии и уже не будет. Она имеет полное цифровое управление режимами обжига, в ней наши ноу-хау. Та старая была аналогового типа и управлялась примитивным процессором. Не говоря уже о том КАК все это происходило. Отсюда и отличный результат обжига.
И уверен, кто-то подумал, а где же лежала это кружка больше 30 лет? И здесь нет ничего удивительного. В цеху где сотрудницы - печатают (накладывают) деколь на изделие, всегда находится на полках образцы изделий на которых есть тот или иной вид деколи. По нему и смотрят, как конкретно деколь на изделии расположена. Иногда изделие даже не прошло печью, а деколь на лаковой основе, все равно на образце есть. Любая сотрудница может легко его найти и в точности расположить деколь на изделии так, как это должно быть. Если данное изделие давно не делали, а места на полках не хватает, образец изделия перемещают на склад. В случаях, когда заказ разовый и данную деколь никогда больше делать не будут - образец не хранят.
Заключение. Мануфактуры и заводы - производители фарфора, закрываются, люди уходят на пенсию. Но иногда формы изделий переходят с одного завода на другой. Декоры порой десятилетиями лежат на складах. Да и восстановить, изготовить новый - сейчас совсем не проблема. Вопрос только - кто возьмется за это и сколько для вас это будет стоить?
Но если Вы помните или знаете форму, декор и производителя - очень велика вероятность, что это вам не будет стоить ОЧЕНЬ дорого. И одно изделие при изготовлении по цене не будет равна целому сервизу. :)
Разумеется это возможно не всегда, не везде и очень сложно при ручном декоре или эксклюзивном изготовлении сервиза.
Например декор Антик Медальон.
Есть и еще один немаловажный момент. И он встречается очень часто.
Вы купили сервиз (чайный, кофейный, столовый) это не так важно. Проходит время и вы решаете порадовать себя и докупить еще какие-то предметы к этому сервизу. Приходите в магазин и о чудо! Как раз декор как у вас и форма похожая! Покупаете и радостные ставите фарфор на стол рядом с существующими изделиями. И только тут и теперь, понимаете, что ошиблись дважды. Форма не та, а декор похож, но все же отличается!
Даже покупая у одного и того же производителя, с абсолютно одинаковым декором можно ошибиться с формой. А декоры у разных производителей внешне похожие, как правило, могут сильно отличаться (Мадонна, Гуси, Охота и т.д.). И тогда, вами купленное новое изделие, будет выглядеть белой вороной среди уже существующих.
Не полагайтесь на свою память, запишите данные своего сервиза если соберетесь что-то докупать. В магазине тщательно сравните с вашим сервизом. И только при полном совпадении докупайте изделия.
И помните! "Народные", привычные вашему уху названия декоров, могут и часто совсем не совпадают, с истинными названиями этого декора у производителя. Например в Чехии у ВСЕХ производителей фарфора декоры имеют НОМЕРНЫЕ значения.
Будьте внимательны! Не покупайте к существующим фирменным сервизам, изделия декорированные частными декорационными мастерскими - пожалеете об этом!