Найти в Дзене
Peter Kovylin

Покупая фарфор, важно знать форму, декор и его производителя. Зачем?!

Часто люди, покупая фарфор, даже не задумываются насколько это важно, знать форму, декор и производителя этого фарфора. Особенно это касается, если изделия из фарфора покупают известного производителя и не на "один день", а рассчитывают пользоваться им долго. Возможно передавать по наследству, как ценный экземпляр. А так же как память и семейную традицию использовать его в важные для семьи дни. А в случае частичной его утраты (разбили), быть уверенным, что его можно будет докупить до полного сервиза.

Предлагаю вашему вниманию реальную историю, произошедшую с нами именно сейчас и подтверждающую справедливость слов, указанных в названии.

Всем, кто попал на мой канал случайно, хочу пояснить, всё что написано в статьях, не является копированием с других источников. Весь материал основан на моём профессиональном опыте Генерального директора и Управляющего фарфоровой мануфактурой в Чешской Республике.

Поехали мы на Рождественскую распродажу при мануфактуре. Жене очень понравились два детских Рождественских (Новогодних) комплекта. Хотела порадовать внуков. На счастье удалось собрать все в комплекте. Тарелка глубокая, мелкая и кружка. Фото ниже. Не забывайте листать вправо по стрелке.

Уже по декору было видно, что это очень старые изделия. Так уже не делают - экономят. И декоры делают попроще и подешевле. Да к тому же, одна кружка была в единственном экземпляре. Приехали домой, развернули, чтобы помыть и полюбоваться ещё раз. И только сейчас заметили на чашке скол. Он был старый, на фото это хорошо видно. Ехать назад уже было поздно.

На следующий день, я позвонил на мануфактуру и попросил найти точно такую же кружку. Я видел, как жена переживает, что не сможет внуку это подарить. Через какое-то время мне перезвонили и сообщили, что, к сожалению, это единственная и последняя кружка и таких уже нет. Но если вам это очень нужно, мы вам сделаем такую же. Пошлите нам её фото. Я послал.

Перезвонили и сообщили, что такой декор найти уже не могут. Это кружка была как образец перед началом серийного производства. Вы бы видели как расстроилась жена от услышанного?! Телефон был на громкой связи.

Я крутил чашку. Что было делать?! И тут... повернув чашку я спросил, а если посмотреть в компьютере?! Здесь указан номер декора и форма. Назовите номер мы сейчас поищем - был ответ. А форму мы знаем.

Вот оно! На кружке чудом сохранилась наклейка: Сабина, декор №1090. Как правило, при представлении на решение художественному совету какой декор выбрать, делалось несколько вариантом и снизу приклеивали подобные наклейки.
Вот оно! На кружке чудом сохранилась наклейка: Сабина, декор №1090. Как правило, при представлении на решение художественному совету какой декор выбрать, делалось несколько вариантом и снизу приклеивали подобные наклейки.

Я хорошо помнил, что в свое время, в целях ускорения поиска и организации всех декоров, все их номера перенесли в компьютер. А до этого, всё искали по наклейкам, размещенным на стеллажах, где в специальных ячейках хранились декоры.

И снова звонок.... "Мы нашли этот декор! А с обратной стороны тоже есть Микулаш? Пришлите фото, как там расположен декор и мы сделаем все так же в точности. В понедельник с утра все будет готово!"

А была пятница!!!? Тут на радостях, что нашли, я попросил сделать две чашки и подтвердил готовность оплатить и ту другую.

Хорошо - был ответ. В понедельник я получил две чашки и даже упакованные в коробочки каждая! Жена была счастлива.

Вот она, новая кружка. Год выпуска - 2023.
Вот она, новая кружка. Год выпуска - 2023.

Хочу отметить, что при внимательном рассмотрении качество декорации на этом новом изделии было заметно выше (!). И я знаю почему. Но об этом ниже.

А теперь некоторые пояснения "кухни" фарфорового производства.

Приблизительная оценка, когда эта кружка была сделана - конец 80-х. То что кружку с этим декором сделали больше 30 лет назад не вызывало сомнения.

Как оказалось, что старый декор сохранился?! Тут нет чудес. Раньше декоры заказывали с избытком (запасом). Не было такого огромного разнообразия. Поэтому его часто и много применяли. Если декор не был весь использован, его отправляли на склад декорации. Со временем, когда склад наполнялся, то декор отправляли туда, где было место. Частенько в шкафы на чердаках или там же на чердаке создавали специальные комнаты. У нас так и было. На чердаках не хранили декоры, содержащие драгметаллы (золото и платину). Они требуют специальных условий хранения. В противном случае они трескаются и осыпаются. Т.е. уже не пригодны к работе. А они самые дорогие по цене. По хорошему, декоры продавали или на другие фабрики, или уже частникам, когда они появились. Иногда из одного - двух декоров комбинировали и создавали новый.

Форма кружки Сабина - на счастье мануфактура продолжала делать эту форму по-прежнему. Почему я попросил сделать две чашки? По опыту знаю, что при использовании старого декора, могут возникнуть проблемы. Да и по "закону подлости", кружка может треснуть в печи. Бывает и такое. Так вот! Будет одна кружка, значит просто поменяю её на ту треснувшую. Если из печи "выйдут" обе - заплачу за вторую и будет запасная. :) Можем её и подарить, кто у нас будет в гостях. :)

Почему декорация на новой кружке была значительно лучше, чем в той оригинале? Кружка (фарфор) та же, декор тот же, а разница есть. В мануфактуре уже давно новая декорационная печь. Я о ней писал и видео тоже есть. Да это наша гордость. Такой второй нет в Чехии и уже не будет. Она имеет полное цифровое управление режимами обжига, в ней наши ноу-хау. Та старая была аналогового типа и управлялась примитивным процессором. Не говоря уже о том КАК все это происходило. Отсюда и отличный результат обжига.

И уверен, кто-то подумал, а где же лежала это кружка больше 30 лет? И здесь нет ничего удивительного. В цеху где сотрудницы - печатают (накладывают) деколь на изделие, всегда находится на полках образцы изделий на которых есть тот или иной вид деколи. По нему и смотрят, как конкретно деколь на изделии расположена. Иногда изделие даже не прошло печью, а деколь на лаковой основе, все равно на образце есть. Любая сотрудница может легко его найти и в точности расположить деколь на изделии так, как это должно быть. Если данное изделие давно не делали, а места на полках не хватает, образец изделия перемещают на склад. В случаях, когда заказ разовый и данную деколь никогда больше делать не будут - образец не хранят.

Заключение. Мануфактуры и заводы - производители фарфора, закрываются, люди уходят на пенсию. Но иногда формы изделий переходят с одного завода на другой. Декоры порой десятилетиями лежат на складах. Да и восстановить, изготовить новый - сейчас совсем не проблема. Вопрос только - кто возьмется за это и сколько для вас это будет стоить?

Но если Вы помните или знаете форму, декор и производителя - очень велика вероятность, что это вам не будет стоить ОЧЕНЬ дорого. И одно изделие при изготовлении по цене не будет равна целому сервизу. :)

Разумеется это возможно не всегда, не везде и очень сложно при ручном декоре или эксклюзивном изготовлении сервиза.

Например декор Антик Медальон.

Форма Соната, декор Антик Медальон, производство мануфактуры Рудольф Кампф.
Форма Соната, декор Антик Медальон, производство мануфактуры Рудольф Кампф.

Есть и еще один немаловажный момент. И он встречается очень часто.

Вы купили сервиз (чайный, кофейный, столовый) это не так важно. Проходит время и вы решаете порадовать себя и докупить еще какие-то предметы к этому сервизу. Приходите в магазин и о чудо! Как раз декор как у вас и форма похожая! Покупаете и радостные ставите фарфор на стол рядом с существующими изделиями. И только тут и теперь, понимаете, что ошиблись дважды. Форма не та, а декор похож, но все же отличается!

Даже покупая у одного и того же производителя, с абсолютно одинаковым декором можно ошибиться с формой. А декоры у разных производителей внешне похожие, как правило, могут сильно отличаться (Мадонна, Гуси, Охота и т.д.). И тогда, вами купленное новое изделие, будет выглядеть белой вороной среди уже существующих.

Не полагайтесь на свою память, запишите данные своего сервиза если соберетесь что-то докупать. В магазине тщательно сравните с вашим сервизом. И только при полном совпадении докупайте изделия.

И помните! "Народные", привычные вашему уху названия декоров, могут и часто совсем не совпадают, с истинными названиями этого декора у производителя. Например в Чехии у ВСЕХ производителей фарфора декоры имеют НОМЕРНЫЕ значения.

Будьте внимательны! Не покупайте к существующим фирменным сервизам, изделия декорированные частными декорационными мастерскими - пожалеете об этом!