Добрый день, дорогие подписчики и гости! Подтверждая название канала, после большого перерыва снова приглашаю на время погрузиться в живительный мир литературы и книг
Мой земляк Иван Алексеевич Бунин известен резкими и нелицеприятными высказываниями в адрес многих коллег по перу. Тем более поразительно, что в середине сентября 1947 года нобелевский лауреат, живший во Франции, отправил в Москву открытку такого содержания:
«Дорогой собрат! Я прочел Ваш рассказ "Корчма на Брагинке" и хочу Вам сказать о той редкой радости, которую испытал я: он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы. Привет, всего доброго! Иван Бунин».
Адресатом был Константин Паустовский, который в то время отдыхал в усадьбе Эртеля в 40 километрах от Воронежа. Перед войной в 1940 году в живописной усадьбе с огромным старинным парком организовали Дом творчества писателей.
Рыбалка, прогулки, увлекательные душевные беседы с московскими, ленинградскими и воронежскими литературными и окололитературными постояльцами за самоваром в обеденном зале по вечерам.
По свидетельству воронежского писателя Юрия Гончарова, знаменитый прозаик в один из таких вечеров признался, что не чувствует себя равным по таланту тому же Федину, Фадееву. Его стали разуверять, но он остался при своем мнении, основанном, по в ей видимости, на холодном приеме критикой некоторых его книг, не говоря уже об отсутствии наград и премий. Паустовский и сам понимал, что созерцательная романтика не могла стать литературным мейнстримом той бурной и трагической эпохи.
И вдруг, как гром среди ясного неба, пришло сообщение из столицы о знаковом послании Бунина. Константин Георгиевич планировал остаться в бывшей эртелевской усадьбе еще на месяц, чтобы посмотреть сказочно красивую осень в этих местах на границе леса и степи, но теперь об этом не могло быть и речи. Всем сердцем устремился в Москву.
Мне кажется, рассказ "Корчма на Брагинке" стоит того, чтобы его внимательно прочитать. Язык Паустовского неподражаемо великолепен, но тут еще и захватывающий детективно-приключенческий сюжет.
Если кратко, рассказчика, киевского гимназиста, в 1910 году приглашают погостить в свое имение в Полесье родители умершего товарища. Мальчик плывет на пароходе вверх по Днепру и ночью становится свидетелем, как один из пассажиров, старик, угрожая капитану знакомством с местным разбойником Андреем Гоном, потребовал высадить возле своего селения. Капитан, рискуя сесть на мель или разбить суденышко в кромешной темноте, был вынужден выполнить необычную просьбу.
Шайка Гона держала в страхе всю округу. Говорили, что он, как Робин Гуд, защищает бедных и несправедливо обиженных. Но хозяева имения, у которых гостил гимназист, не беспокоились за свою безопасность, поскольку старались никого не притеснять.
В ту пору неподалеку состоялся очередной съезд слепых и нищих края, которые остановились в корчме на Брагинке... Впрочем, не стану раскрывать всех подробностей. Рассказ небольшой, лучше прочитать.
Мы же остановимся на одной фразе в открытке Бунина, которую обычно пропускают при цитировании:
...и хочу Вам сказать о той редкой радости, которую испытал я: если исключить последнюю фразу этого рассказа ("Под занавес"), он принадлежит к наилучшим рассказам русской литературы...
Последний абзац очень поэтичен, и, возможно, без последней фразы "Но так, к счастью, не случилось" рассказ действительно бы выиграл. Судите сами:
Вскоре я уехал из Иолчи в Киев. Полесье осталось у меня в памяти, как печальная и немного загадочная страна. Она цвела лютиками и аиром среди зыбучих болот, шумела ольхой и густыми ветками, и тихий звон ее колоколов, казалось, никогда не возвестит молчаливым полещукам о кануне светлого народного праздника. Так я думал тогда. Но так, к счастью, не случилось.
Честно говоря, что означают слова Бунина в скобках "(Под занавес)" , остались мне не совсем понятны.
В 1960-е годы Паустовского несколько раз номинировали на Нобелевскую премию. И дело не в том, что якобы по политическим мотивам выбор пал на Шолохова. Как отмечал шведский критик, эксперт Нобелевского комитета, у писателя есть не только литературные заслуги, но и недостатки. Проницательный читатель может обнаружить их и в "одном из лучших рассказов русской литературы" по версии Бунина.
Интеллигенты старой закваски, особенно женщины, обожают Паустовского. Приходилось слышать мнение, что его живописная и прозрачная проза -- настоящая современная литература, а остальное -- журналистика. Отчасти соглашусь, хотя, на мой вкус, несколько спорное высказывание.
Автор статьи Валерий Богушев. Ссылка на источник при репосте или цитировании обязательна