Найти тему

Первые штрафы за (не)маркировку рекламы

Оглавление

Что по понятиям?

Мало кто не в курсе, что с 2022 года интернет-реклама стала подлежать так называемой «маркировке». При этом на рынке так сложилось, что понятие «маркировка» участники зачастую понимают по-разному (особенно при обсуждении ответственности), вкладывая в него как минимум три варианта того, что должно быть указано в рекламе:

🔹 пометка «реклама» + информация о рекламодателе

🔹 идентификатор (токен) рекламного материала

🔹 пометка + рекламодатель + идентификатор

И как правильно?

Начнем с того, что законодательно термин «маркировка» в отношении рекламы не предусмотрен и не применяется. Он неформальный и закономерно был рожден самим рынком, когда впервые стали упоминаться соответствующие изменения в закон «О рекламе» в 2021 году и их нужно было как-то коротко объединить и назвать.

Изменения в закон заключались во введении новой статьи, посвященной регулированию «рекламы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет«, содержание которой включало в себя правила размещения интернет-рекламы и контроля за ней. Среди прочих требований появились те самые правила о размещении пометки «реклама» и идентификатора.

Маркировка подразумевает под собой все требования закона к интернет-рекламе, в связи с чем маркировка включает себя указание:
пометки «реклама»
+ информации о рекламодателе + идентификатора.

Пример правильной маркировки рекламы (данные изменены)
Пример правильной маркировки рекламы (данные изменены)

Использование термина «маркировка» представляется удачным, а логика его появления понятна. В 2021 году маркировка уже применялась во многих сферах и цель ее применения везде единая: идентифицировать товар/услугу и осуществить за ними контроль.

Ответственность за (не)маркировку

Вопросами контроля за рекламой и всем, что с ней связано, уже 20 лет занимается ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Внезапно в законе появился РКН (Роскомнадзор), ранее не имевший отношения к рекламе и соответствующему закону (на самом деле органов еще больше, но они упоминаются не в законе, а в подзаконных актах к нему) ¯\_(ツ) _/¯.

Связано это с тем, что в законе о рекламе сложилась нетипичная для него ситуация:

🔹 за нарушениями в отношении пометки «реклама» и информации о рекламодателе следит и привлекает к ответственности ФАС, а

🔹 за нарушениями в отношении идентификатора (токена) следит и привлекает к ответственности Роскомнадзор.

Соответственно, если раньше к ответственности за нарушение требований о рекламе привлекал прежде всего ФАС, то теперь это и РКН.

Первые штрафы от ФАС

В начале осени в сети активно форсилась информация про штрафы за 16 публикаций без пометки о рекламе в телеграм-канале «Мой Нижний Новгород».

При этом новость разлетелась по рынку вместе с вводящими в заблуждение, некорректными оценками и комментариями маркетологов, журналистов и даже юристов. Отмечу несколько таких тезисов: это первый штраф за маркировку, миллионные штрафы, ФАС не может штрафовать и просто передает информацию РКН, и прочее.

Основанием такой некорретности утверждений коллег послужило непонимание указанной выше информации о том, как между ФАС и Роскомнадзором разделен контроль за нарушениями маркировки.

Антимонопольная служба имела возможность и привлекала к ответственности уже в 2022 году, но не по специальной норме об ответственности именно за маркировку, а по общей норме (юридические термины, sorry) за нарушение требований законодательства о рекламе в целом (ч. 1 ст. 14.3 КоАП).

Штрафы по этой общей норме для граждан и должностных лиц в десятки раз меньше, чем по специальной (она будет ниже):

▪ граждане — от 2 до 2.5 тыс. рублей
▪ должностные лица — от 4 до 20 тыс. рублей
▪ юридические лица — от 200 до 500 тыс. рублей

Соответственно, в самом худшем случае (на деле всё лучше) максимальный штраф, который может получить в таком случае самозанятый гражданин, разместивший те самые 16(!) постов с нарушениями, составляет 320 000 руб.

Первые штрафы от Роскомнадзора

За отсутствие токена либо неверное его размещение с 1 сентября 2023 года предусмотрен штраф (та самая специальная норма — ч. 16 ст. 14.3 КоАП):

▪ граждане — от 30 до 100 тыс. рублей
▪ должностные лица — от 100 до 200 тыс. рублей
▪ юридические лица — от 200 до 500 тыс. рублей

Первопроходцем оказалась ИП Елена Лисовская (блогер «Лиса рулит»), которую оштрафавали на 300 тыс. руб.: по 100 тысяч за каждую из трех публикаций, которые она разместила без токена. Штрафы обжаловать Елена не планирует.

ASAP LEGAL