Найти в Дзене
CatGeek

«Противостояние. Война в заливе» или преступление ради всеобщего блага

«Что, опять обокрали?». Как-то сравнительно недавно ваш покорный слуга, посиживая в комментах славной метрополии Cat_cat, да в уютной ВКашечке, ляпнул пространный пассаж о тематике РС-игры, которой посвящена сегодняшняя статья. Дескать об ирано-иракской войне 1980-1988 годов на постсоветском пространстве создана намеренная лакуна (то есть прореха) в сознании людей. Данная тема, для с виду обычной изометрической RTS, не красили ни поведение и жестокость сторон в освещаемых событиях, ни меркантильность сверхдержав, ни отъявленную жадность сочувствующих сему. Но кто мог подумать, что подобный же клубок меркантильности и жадности перенесётся на российский рынок РС-игр начала «нулевых», явив на свет один из первых заметных для России скандалов в индустрии РС-игр, связанных с авторскими правами. Поскольку участвующие юридические лица сей мелодрамы канули в Лету, то ли с обидами, то ли с прикупом, то помусолю-ка я предысторию (простите за стиль зануды, но тут по-другому никак). Летом 2003 год

«Что, опять обокрали?».

Как-то сравнительно недавно ваш покорный слуга, посиживая в комментах славной метрополии Cat_cat, да в уютной ВКашечке, ляпнул пространный пассаж о тематике РС-игры, которой посвящена сегодняшняя статья. Дескать об ирано-иракской войне 1980-1988 годов на постсоветском пространстве создана намеренная лакуна (то есть прореха) в сознании людей. Данная тема, для с виду обычной изометрической RTS, не красили ни поведение и жестокость сторон в освещаемых событиях, ни меркантильность сверхдержав, ни отъявленную жадность сочувствующих сему.

«Бей иракцев-баасистов!»1 из 2
«Бей иракцев-баасистов!»1 из 2

Но кто мог подумать, что подобный же клубок меркантильности и жадности перенесётся на российский рынок РС-игр начала «нулевых», явив на свет один из первых заметных для России скандалов в индустрии РС-игр, связанных с авторскими правами. Поскольку участвующие юридические лица сей мелодрамы канули в Лету, то ли с обидами, то ли с прикупом, то помусолю-ка я предысторию (простите за стиль зануды, но тут по-другому никак).

Летом 2003 года фирма-разработчик - компания Fireglow, создавшая популярную RTS «Противостояние 4», резко обозвав последнюю как Sudden Strike 2 для мирового рынка, закатила-таки большой скандал. На фоне пущенной без своего разрешения в тираж российским локализатором РС-игр – компанией «Руссобит-М» RTS Cold War Conflicts, получившей название у локализатора «Противостояние. Азия в огне», компания Fireglow распространила коммюнике следующего содержания:

«По продукту „Cold War Conflicts“ („Азия в огне“) было заключено соглашение между компаниями Fireglow Ltd, CDV Software AG, WalkOn Media, регулирующее ранее незаконное использование интеллектуальной собственности компании Fireglow. Данное соглашение распространяется только на страны Европы и Америки. На территорию России и стран бывшего Советского Союза данное урегулирование не распространяется».

Начало скандала и преступления…
Начало скандала и преступления…

Налицо имели место разногласия между разработчиком Fireglow, посиживающим на Кипре и локализатором в России «Руссобит-М» (да-да, снова «русский бизнес» на марше), который вдруг неожиданно присвоил себе права на распространение игр на базе чужой интеллектуальной собственности. И за пределы стран СНГ и Балтии, без ведома разработчика, ничего не выйдет в тираж! И вообще, надо становиться цивилизованнее, господин издатель!

Но в России, как обычно, махнули рукой - весной 2004-го «Руссобит-М» за компанию с неизвестной фирмой-разработчиком Red Ice Software , на фоне криворуко и бездарно сделанной Fireglow стратегии Cold War Conflicts, которая «Противостояние. Азия в огне», делает смачный «ход конём» в жанре RTS.

Игрока повели «воевать» по иракским и иранским городам да болотам, у слияния Тигра и Евфрата - реки Шатт-эль-Араб, на изометрических картах. Многие до сих пор ломают голову насчёт разработчика игры - а был-ли «Красный Лёд», а то и вообще была-ли группа энтузиастов-модификаторов, работающих за «Кока-Колу» и «Доширак»? И по сей день тайна покрытая мраком…

Сработал в плюс новой игре и провокационный маркетинг - аннотация игры на коробках с дисками издалека издевалась над итогами «Иракской свободы» - вторжения коалиции в Ирак в 2003-м, дескать химоружия в Ираке нет! Но всё пошло несколько другим путём.

За привычной с виду обёрткой скрывалось нечто другое…
За привычной с виду обёрткой скрывалось нечто другое…

«Воину Аллаха не нужны патроны!».

В пику горе-бизнесменам из Fireglow, следуя линии «Азии в огне» на освещение локальных конфликтов второй половины XX века, в игре «Противостояние. Война в Заливе» была явлена миру кампания за две стороны на 20 миссий, плюс 10 одиночных миссий сингла. Кампания являла собой историю двух безымянных молодых офицеров из вооружённых сил Ирака и Ирана, оказавшихся в горниле крупнейшей локальной войны на исходе века, когда агрессора (Ирак), упоровшегося в угаре баасистской автократии науськивают и подкармливают сверхдержавы (США и СССР) с желанием отомстить за геополитическое хамство новому фундаменталистскому исламскому государству (Иран), которое с ходу погрязло в своём революционном угаре, наследии шахского правления и чувствительном воздействии международных санкций.

Борьба была равна, но увы с подвохами. И подвохи эти заключались в том, что Ирак словно в прорву получал вооружение и технику советского и французского производства чуть-ли не под кредитование из США, а Иран, пришибленный санкциями выжимал последние соки из эклектичного набора американских, британских, бельгийских, китайских, и, как ни странно советских вооружений, бросая на лобовые штурмы толпы пехоты со ржавыми «калашами» и поясами шахидов. Война же быстро скатилась в позиционный тупик с отчаянными контрнаступлениями на отдельных направлениях на города и промышленные районы, засилие диверсионных операций и борьбу с судоходством нефтеналивных судов в Персидском заливе. Нефть являла собой «кровь войны» и одну из причин ирано-иранской мясорубки.

«Хорремшехр будет только иранским!».
«Хорремшехр будет только иранским!».

Не вдаваясь в детали военного конфликта и конфликта правообладателей, одинокий игрок начала «нулевых», испорченный фанатизмом по Sudden Strike 2, намертво схватывался за горло восторгом. На добивание потребителя, в корневом каталоге игры шёл достаточно подробный, для своего времени, лонг об ирано-иракской войне 1980-1988 годов.

За обновлённой визуальной красотой местности, городов, поселений и промышленных зон под арабские, персидские песни и дураковатые реплики юнитов с южным акцентом скрывалась доведённая до абсолюта на кондовом движке игра - всего-то стоило изменить параметры живучести юнитов, зданий и объектов. Пехота, вместо быстро умирающего «фарша», превратилась в зловредных пакостников, жгущих всем, что под руку попадается, бронетехнику и небронированные цели противника. Злобных пехтарей отныне стало весьма проблемно выбивать из зданий и укрытий, а при наличии медиков каждое здание и укрытие превращалось в ДОТ, а тяжелораненый пехотинец за миссию по несколько раз возвращался в строй. Действующие за боевыми порядками пехоты снайперы также не давали шансов пехоте врага. Бронетехника стала ещё живучее, чем в Sudden Strike 2, но без разведки и прикрытия с воздуха она уныло догорала под обстрелами реактивной и противотанковой артиллерии, противотанковыми ракетами и залпами из-за угла вертлявых гранатомётчиков. Особую «вундервафлю» являли собой вертолёты с противотанковыми ракетами – учтя прокол из «Азии в огне» с вертолётами с ПТУР во фракции за Египет, им заменили интерфейс от бомбардировщика на истребительный. И игрок, при наличии аэродрома на игровой карте и отсутствия противодействия ПВО, получал садистское наслаждение от избиения супостата свистящими ракетами в бесконечном, до посадки на площадку, режиме. Шороху «артиллерией из-за карты» добавляли подвижные пункты управления огнём.

«Война «тойот» в иранском варианте.
«Война «тойот» в иранском варианте.

Воинам ислама нет преград…пока есть шайтан-машина от «большого шайтана»
Воинам ислама нет преград…пока есть шайтан-машина от «большого шайтана»

Ирак, в пику иранским шахидам ещё и имел фору в виде самоходной артиллерии, самолётов и вертолётов советского производства, разбрасывающих и распыляющих дымную зелёную гадость, похожую на… (далее должен следовать взрыв задниц турбопатриотов, ибо Саддама Хусейна в России за что-то посмертно любят-главное, что любят). А ведь аннотация к игре утверждала обратное! Стационарным объектом на картах сиротливо стоял допиленный Фау-2 из Sudden Strike 2 – применяемый Ираком оперативно-тактический ракетный комплекс 9К72 советского производства, более известный как Scud-B, со скромными возможностями огневого поражения.

Ракетная бяка в руках Ирака. В продолжении игры к комплексу 9К72 прибавится ещё и ракета с химической боевой частью.
Ракетная бяка в руках Ирака. В продолжении игры к комплексу 9К72 прибавится ещё и ракета с химической боевой частью.

В общем, в игре противостояние «железа» ВПК сверхдержав на чужом поле было в чудовищном угаре. И противостояние то было без победы – каждая из сторон утонула в крови, лишениях и тщеславии вождей. Но противостояние с любовью доведённое разработчиками игры до почти идеала - чего стоили пафосные приказы и воззвания в всплывающих сообщениях миссий, при этом на иранского офицера «давил», тыкая сурами из Корана, некий революционный мулла. Так сказать, атмосфера и дух эпохи соблюдались до дрожи.

Сложилась своеобразная ситуация - после созданного на скорую руку разработчиком RTS-игр на примитивном движке начала «нулевых» продолжения хитовой игры, у пакостного издателя потерявшего деловую репутацию, да руками «неустановленных лиц», получилась «игра мечты», удивляющая мелочами и завершённостью. «Руссобит-М», при выдаче новой игры в тираж, даже испугался и выпускал диски с «Войной в Заливе» при пакостной программе StarForce (ещё тот ужас для старых геймеров). Видимо боялись, что украдут уже утащенное…

ОМП по заклятым персам.
ОМП по заклятым персам.
Вертолётик, который смог.
Вертолётик, который смог.

Тут вертолётики тоже смогли,как трофей, за компанию с иранским спецназом.
Тут вертолётики тоже смогли,как трофей, за компанию с иранским спецназом.

«Сержант, принимай командование!».

Red Ice Software, «гоня волну» от предыдущего успеха вскоре скатилась до поделия-продолжения «Войны в заливе», под названием «Битва за чёрное золото», прикрутив «топливный движок» из снова «украденной» Sudden Strike 2 «Битва за ресурсы» - отныне техника зависела от презренной «крови войны моторов». Игроку подсунули десять всего миссий с весьма фантасмагорическим сюжетом по ирано-иракской войне, но посредственная игра, на удивление, стала идеальной платформой для бесчисленного количества модификаций. Начав с модов FMRM, под сурдинку более поздней «продукции» Red Ice Software – «Европа 2015» и «Принуждение к миру» (да-да, та самая «игрушка» с провокационной обложкой на тему «Саакашвили и галстучная чурчхела»), тема ирано-иракской войны под крылом энтузиастов разрослась во вселенную моддинга modplanet.net

Украденный «копирайт-цыганами» Sudden Strike 2 отныне стал народным достоянием, подчас пугая пророчествами в модификациях. Кража во благо дала игре новую и бесконечную жизнь.

-11

Автор текста: Дмитрий Артемов

Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.

Также не пропустите наш техно-блог на Хабре — Timeweb Cloud.

Облачные сервисы Timeweb Cloud — это реферальная ссылка, которая может помочь поддержать наши проекты.

Читайте также: