Найти тему

Не хочет извиняться даже если очевидно виноват. Как научить его признавать вину?

Вопрос: Ребенок, 10 лет никогда не признает свою вину и не хочет извиняться даже если очевидно виноват. Как научить его признавать вину?

Ответ психолога:

Когда ребенок не готов признавать свои ошибки, просить прощения, он находится в оборонительной позиции. Внутри он воспринимает других как нападающих на него. У такого поведения причина связана с нарушением со стороны взрослых (родителей, учителей) его психологических потребностей.

Внутри он воспринимает других как нападающих на него.
Внутри он воспринимает других как нападающих на него.

Возможно его естественные психологические потребности в свободном проявлении эмоций, в спонтанных действиях, в свободной игре, в принятии родителями - регулярно нарушаются. Если родители много требуют от ребенка, ограничивая его свободу, критикуя, ему придется защищаться.

Например,  ребенок чувствует, что его обесценивают, с ним не считаются. Таким образом ему важно защитить себя, а следовательно, признать вину – все равно что сдаться и унизиться.

Другая возможная причина может быть связана с тем, что напротив, ему слишком много всего позволяется.

Потребности должны удовлетворяться в меру. В том числе у ребенка есть потребность в четких и понятных границах, которые устанавливают взрослые. Если границ нет, то для ребенка это небезопасно и это вынуждает его играть роль взрослого, которым он пока не является. Эта роль также требует от него быть «идеальным», «всегда правым».

Взрослым должно быть не так важно то, что ребенок не признает свою вину, сколько то, какие он делает выводы из сложившейся ситуации.

Выживают те, кто делают выводы из собственных ошибок.
Выживают те, кто делают выводы из собственных ошибок.

Давить на ребенка с требование признаться в своей неправоте – не эффективно.

Взрослому не важно, чтобы ребенок извинился, важно, чтобы он понял, что сделал не так, и как это исправить. С точки зрения эволюции, выживают те виды, которые делают выводы из собственных ошибок. Т.е. учатся не наступать на одни и те же грабли.

Попробуйте использовать метод зеленых чернил – не указывать на недостатки, а подчеркивать то, что получается. Меньше критики и больше поддержки.

Когда ребенок провинился, важно ругать не его самого, не его личность, а его поступок. И объяснить ему, что поступок и он сам - это не одно и то же. Поступок можно исправить. А сам он хороший человек, который имеет права ошибиться, чтобы научиться не ошибаться в будущем.

Также важно пересмотреть, насколько приняты и понятны правила в вашей семье. Нет ли двойных стандартов – мама запретила, а папа разрешает.

Также очень важно то, как сам ребенок понимает свои поступки. Важно, чтобы у него была возможность доверительно рассказать об этом взрослым, зная, что его не будут унижать и спокойно выслушают. Чтобы он мог обратиться к взрослым за советом и за помощью, если где-то не знает как поступить и даже тогда, когда сам виноват.

материал подготовили: Марианна Прудникова и Юрий Семушкин

11 декабря 2023