Прямо сейчас в в кинотеатрах разворачивается настоящая драма, ведь громкие голливудские премьеры проваливаются одна за другой. Наименее пострадавшим, но всё ещё неудачником осеннего проката стал байопик Ридли Скотта "Наполеон", к которому у критиков и историков возникло немало вопросов, а финансовые сборы за первую неделю выглядят не слишком впечатляюще, особенно учитывая колоссальные $200 миллионов бюджета.
Команда создателей
За постановку отвечал небезызвестный Ридли Скотт, знакомый многим по таким проектам как "Бегущий по лезвию", "Гладиатор" или его последний хит "Марсианин", со времён которого, кстати, прошло уже восемь лет. В общем, начиная с самого первого анонса, ожидания фанатов, изголодавшихся по большим хитам от Скотта, были просто на запредельном уровне.
Хоакин Феникс — это, возможно, лучший выбор на главную роль, ведь, зачастую, он выводит проекты на новый уровень, что очень кстати для средних фильмов позднего Ридли Скотта. Но на сей раз зрители не так благосклонно встретили перформанс актёра, усердно критикуя его Наполеона. Следующую заметную роль исполнила Ванесса Кирби, воплотившая на экране образ Жозефины — супруги полководца.
О сюжете
Лента берёт своё начало в 1793 году, когда Наполеон Бонапарт только начинал свою военную и политическую карьеру. После осады крепости Тулона он получает звание бригадного генерала, в котором и предстаёт перед будущей любовью всей своей жизни — Жозефиной.
Вместе с ней Наполеон добивается всё больших успехов. Он подавляет восстание роялистов в Париже, отправляется в Египет, затем становится первым консулом, а вскоре и вовсе императором Франции. Однако всё это время супругам приходится мириться с непростым нравом друг друга, изменами и долгими месяцами разлуки.
Наполеон по Ридли Скотту
Касательно претензий к режиссёрскому взгляду на Наполеона, он дал хоть и жёсткий отпор критикам, но так и не определился, снимал ли он исторически точный или же художественно-развлекательный фильм. Так или иначе, проблема местного главного героя оказалась далеко не в этом. Центральным элементом всей картины становятся его отношения с Жозефиной, сценам с которой уделили половину фильма, но наблюдать за ними совершенно неинтересно.
Скотт старался не выпячивать положительные качества полководца, даже напротив, пытался сделать из него чересчур неоднозначного персонажа, что по итогу сделало из Наполеона пустого героя. Ну а образ Жозефины подпитан лишь отсидкой в тюрьме и потерей мужа. К тому же картина пытается охватить почти все ключевые события в жизни Бонапарта, из-за чего не только создаётся ощущение, что фильм куда-то опаздывает, но и не помогает проникнуться этой любовной историей.
Славные победы
Другая половина этого фильма — это эпизоды военно-политических перипетий и отдельных сражений, которые стали главным преимуществом этой картины, а возможно, и поводом для ознакомления с ней. Наблюдать за победами и поражениями Наполеона безумно интересно, ведь заметно как тот с особым наслаждением упивается первыми и буквально лишается частички самого себя после вторых.
Помогает этим сценам и впечатляющая постановка, которая наконец-таки делает бюджет похожим на 200 млн., да и декорации в киноленте заслуживают уважения. Также удивляет подробная реалистичность и жесткость боевых эпизодов. К примеру, режиссёр не стесняется во всех красках показать как пушечные ядра рассекают человеческую плоть, впрочем, и не только человеческую.
Тем, кто ещё сильнее обогатил сцены сражений, а также попытался хоть как-то спасти мелодраматичные эпизоды стал композитор проекта Мартин Фиппс. Заслугами которого фильм просто переполнен выразительными оркестровыми мотивами, каждый из которых запоминается и застревает в голове на ближайшие несколько минут.
Смотрим, но с правильными ожиданиями
Авторам стоило провести гораздо более тщательную работу со своими центральными героями, либо убрать большую часть всех любовных страданий. В нынешнем виде они выглядят как основная, но при этом самая неудачная сюжетная линия картины (посмотрим, что будет в режиссёрской версии).
Это несколько сумбурный, высокопарный, а иногда даже дурашливый фильм. Его стоит воспринимать не как серьёзную художественную драму, а скорее как немного вольную, но эпичную и красивейшую видеоэкскурсию по эпизодам жизни знаменитого полководца. И, пожалуй, в таком свете "Наполеон" вполне заслуживает вашего похода в кино, особенно в этот голодный на интересные проекты осенний сезон.