Найти в Дзене

Воспевая кумира. Стихи лемешисток. Часть 1.

На страницах своего блога я уже рассказывала о таком ярком культурном и социальном феномене в СССР, как "лемешистки" или "сыры" - так звали пламенных почитателей таланта великого оперного певца Сергея Яковлевича Лемешева. Статью о них вы найдете здесь: Зародившись еще в довоенной Москве, как неформальное сообщество театралов, преимущественно юного возраста и женского пола, круг лемешистов увеличивался пропорционально тому, как росла поистине всенародная слава молодого солиста Большого театра Сергея Лемешева. Если в 1930-е годы поклонницы певца рвались на его спектакли и устраивали давки у театрального подъезда, да такие, что приходилось для наведения порядка вызывать разъезды конной милиции, то с выходом на экраны кинокомедии "Музыкальная история", в которой Лемешев сыграл главную роль, уже по всей стране тысячи девушек и женщин теряли душевный покой из-за сладкого голоса и обаятельной внешности шофера Пети Говоркова. Говоря современным языком, Лемешев, вольно или невольно, стал одн

На страницах своего блога я уже рассказывала о таком ярком культурном и социальном феномене в СССР, как "лемешистки" или "сыры" - так звали пламенных почитателей таланта великого оперного певца Сергея Яковлевича Лемешева. Статью о них вы найдете здесь:

Лемешистки. Кто они? Вымыслы и правда о поклонницах великого певца.
Лемешев. Золотой голос России23 апреля 2022

Зародившись еще в довоенной Москве, как неформальное сообщество театралов, преимущественно юного возраста и женского пола, круг лемешистов увеличивался пропорционально тому, как росла поистине всенародная слава молодого солиста Большого театра Сергея Лемешева. Если в 1930-е годы поклонницы певца рвались на его спектакли и устраивали давки у театрального подъезда, да такие, что приходилось для наведения порядка вызывать разъезды конной милиции, то с выходом на экраны кинокомедии "Музыкальная история", в которой Лемешев сыграл главную роль, уже по всей стране тысячи девушек и женщин теряли душевный покой из-за сладкого голоса и обаятельной внешности шофера Пети Говоркова. Говоря современным языком, Лемешев, вольно или невольно, стал одним самых популярных секс-символов сталинской эпохи.

Самым безобидным и массовым увлечением лемешисток было коллекционирование фотографий кумира и добыча его автографов (для этой цели можно было отправить Лемешеву письмо с вложенным фото в надежде получить ответ, самые же смелые часто просто звонили в дверь его квартиры на ул. Горького или же караулили певца у гостиницы во время гастрольных выступлений). В "кодекс чести" настоящей лемешистки входило посещение абсолютно всех спектаклей и концертов Сергея Яковлевича, даже если для этого девчонкам приходилось голодать, откладывая деньги, предназначенные для школьных завтраков, на цветы, которыми они буквально забрасывали артиста на поклонах. Необходимым атрибутом жизни лемешистки была влюбленность в кумира и неутолимое любопытство ко всем подробностям его частной жизни. Доходило до того, что во время болезни Лемешева, поразившей его в 1942 г. (певец мужественно боролся с туберкулезом легких), поклонницы шпионили за его домработницей и узнавали, какие лекарства она покупает ему в аптеке! Стоит ли говорить о той ревности, которые многие девицы испытывали к спутницам жизни любвеобильного Лемешева. Фанатичные поклонницы постоянно дежурили во дворе дома, где проживал певец, отслеживали каждый его шаг (на их языке это называлось "ходить за Лемешевым") и бесцеремонно вторгались в его личную жизнь. Все жены Лемешева, начиная с Алисы Михайловны Корневой и заканчивая последней - Верой Николаевной Кудрявцевой, страдали от назойливости поклонниц своего супруга. Доходило и до открытых конфликтов.

Но движение лемешисток оставило после себя не только истории о конфликтах с почитательницами другого выдающегося тенора и солиста ГАБТа - Ивана Козловского, вошедшие в городской фольклор Москвы 1940-50-хх годов, не только альбомы с бережно собранными фотографиями кумира и целые коллекции театральных программок , которые, наверное, до сих пор хранятся в некоторых семьях. Увлечение высоким искусством Лемешева, в каких бы крайних формах оно ни проявлялось у некоторых поклонниц, порождало, в свою очередь, другое творчество - самодеятельное, очень наивное, но все таки творчество! Я имею ввиду стихи, которые и школьницы, и вполне зрелые женщины, посвящали Сергею Лемешеву на протяжении всей его артистической карьеры. Некоторые из этих стихов были примитивными виршами или куплетами, подобно тем, которые традиционно сочиняют школьницы с незапамятных времен. Такого рода стихи всегда находили свое место в девичьих альбомах, дневниках и "песенниках" и предназначалось для узкого круга читателей. Сочинения же лемешисток, напротив, переписывались в тетрадки и циркулировала среди поклонников певца в Москве и Ленинграде. Среди этой поэзии встречались довольно удачные и талантливые произведения, остроумные, пародийные или наоборот, очень личные, полные лирических переживаний и подлинных эмоций. Часть стихов были коллективным творчеством и изначально сочинялись ради хождения в кругу "посвященных". Другие же предназначались только для одного читателя - Сергея Лемешева, и хранились у него дома в личных бумагах, которые после кончины певца были переданы в Государственный архив литературы и искусства. Где я их и обнаружила и теперь хочу поделится этим любопытными находками с читателями моего блога.

Лист из альбома, поднесенного Лемешеву юной поклонницей. Конец 1940-х гг. Музей Москвы.
Лист из альбома, поднесенного Лемешеву юной поклонницей. Конец 1940-х гг. Музей Москвы.

Сергей Лемешев по разному реагировал на экстравагантные проявления интереса к его творчеству и персоне. В молодости он легче шел на контакт с поклонницами, некоторые из них сумели привлечь его внимание к себе, не в последнюю очередь, именно стихами, рисунками и другими оригинальными подношениями. Среди сонма лемешисток еще довоенных времен выделялась Елена Георгиевна Невежина, известная под именем, которым ее наградил сам Лемешев - "Люлюка". Она выросла в семье потомственных театралов - мама и бабушка поклонялись таланту великого Леонида Собинова. Летом 1934 года мама привела 16-летнюю дочку в Зеленый театр ЦПКиО им. Горького на концерт молодых солистов Большого театра: Пантелеймона Норцова и Сергея Лемешева. С этого концерта началось не только увлечение Люлюки творчеством Лемешева, но и личное знакомство с певцом , со временем переросшее в близкую и крепкую дружбу. Одно из первых стихотворений Леночки Невежиной как раз живописует взволнованную атмосферу довоенных концертов Лемешева, наполненных прекрасными звуками, ароматом цветов и девичьими восторгами:

"Сколько юных головок в беретах различных фасонов

И зачем они здесь? Почему собрались все сюда?

Это море из красных и розово-нежных пионов,

Эти ветки сирени, нарциссы и резеда.

Кто он, юный кумир, Prince Сharment, грезы сказки?

Как он дивно поет. Его голос как горный ручей.

И для каждой привет и улыбка, и милая ласка,

И для всех равен блеск его дивных прекрасных очей.

Сколько чистых восторгов, экстаза и вдохновенья

Он дарит всех чудесным талантом своим и игрой.

Сколько дал он поистине яркий мгновений,

Благодарность прими, наш любимый, наш светлый, родной."

Сергей Лемешев на концерте, 1938 г.
Сергей Лемешев на концерте, 1938 г.

Однако славу среди лемешисток и интерес самого певца принесли Люлюке не эти наивные романтические строфы, а юмористическая поэма под названием "Лемешиада", которая ходила в среде московских театралов в 1930-е годы. Поэма эта вначале попала в руки тогдашней супруге певца Алисе Михайловне, оценившей литературный стиль и острое перо интеллигентной поклонницы, а вскоре уже и сам Лемешев хохотал над строками поэмы, автора которой он скоро пригласил к себе в дом на семейное чаепитие. Приведу несколько строк из "Лемешиады", посвященные коронной партии певца в опере "Риголетто":

"...И шедевр Джузеппе Верди,

- О восторг, о упоенье! -

Я б хотела вечно слышать

Только в Вашем исполненьи.

И на месте бедной Джильды

Я бы сделала все то же,

Если б герцог Мантуанский

Так же пел, как наш Сережа".

Елена Невежина гостила летом у Лемешевых в деревне Князево, переписывалась с родственниками Сергея Яковлевича. Позже, став успешным архитектором, она разработала проект дачи Лемешева в Апрелевке, но прежде всего, она оставалась его преданной поклонницей и другом, время от времени посвящая Сергею Яковлевичу стихи. В 1975 году она переплела машинописные листы своих стихов в обложку и преподнесла их Лемешеву как подарок к 50-летию его творческой деятельности. Сейчас эта уникальная книжка хранится в Музее Москвы.

Сборник стихов Елены Невежиной ("Люлюки"), подаренный автором С.Я. Лемешеву в 1975 году.
Сборник стихов Елены Невежиной ("Люлюки"), подаренный автором С.Я. Лемешеву в 1975 году.

Еще один замечательный пример, но теперь уже коллективного творчества безымянных поклонниц Лемешева - это "Юбилейная Азбука", которая, в виде иллюстрированного альбома, была вручена Сергею Яковлевичу в 1951 г. на 175-летие Большого Театра. Каждая заглавная буква в стихах представляла из себя фигуру героев Лемешева или же иллюстрацию к стихотворной строфе. Начиналась "Азбука" так:

«Мы б Вам преподнести хотели

Подарок, Вас достойный всем!

Увы, мы сделать не сумели –

Таланта нет, хоть много тем.

Но как могли, и как сумели,

Мы написали здесь для Вас

Все то, о чем сказать хотели

Без лести лишней и прикрас.

Намеренья мы не имеем

Здесь изливаться без конца:

Лишь поздравляем с Юбилеем

Вас – в театре лучшего певца!

Альфреда в Вашем исполненьи

Мы обожаем без сомненья.

Баян, хоть старец седовласый

Пленяет лучше Ловеласа.

Владимир! Вместе с сердцем Маши

Ты покорил сердца и наши."

Дальше шли более или менее удачные строки. Мне понравились вот эти:

ндийский гость пленяет вечно.

Увы! Блаженство быстротечно.

Ленский Ваш – венец творенья,

Он, как жизнь, превыше тленья!

Мы Герцога лишь видим в «Риголетто»

Прости нас, Господи, за это!

Орфея, правда, Вы не пели

Но Вы- Орфей на самом деле.

Песни русские, родные –

Ваша гордость и стихия."

Рисунок, подаренный поклонником Лемешеву к 10-летию его артистической деятельности, 1936 г. Собрание РГАЛИ.
Рисунок, подаренный поклонником Лемешеву к 10-летию его артистической деятельности, 1936 г. Собрание РГАЛИ.

всех людей родной страны

В почёте Вы – Вы всем слышны.

Щедрой к Вам была природа –

Щедр и Вы, служа народу.

Юродивого, говорят, Вы пели.

Не отбивайте хлеб. Козловский там при деле!"

В следующей публикации я расскажу вам о стихах-частушках, стихах шуточных, с помощью которых лемешистки живописали свои похождения или пытались наладить контакт со своим кумиром.

©Лемешев. Золотой голос России

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.