Найти тему

Приложение к статье "Вопросы Президенту. Образование. Кто управляет фильтром?" № 1

106 прочитали
Публикую так, ка было написано со всеми ошибками и заблуждениями. Вроде как для порядка. В конце много интересного про Министерство, Всемирный банк и ФЗ-83 2010 год.

Публикую так, ка было написано со всеми ошибками и заблуждениями. Вроде как для порядка. В конце много интересного про Министерство, Всемирный банк и ФЗ-83 2010 год. Я и сам уже забыл об этом Мои современные мысли лучше смотреть в публикации Новые школы – деньги на ветер Кто и куда ведет образование? Другой путь.

Базовая статья

Не меняются дураки и пирамиды.

Президенту Российской Федерации

Путину Владимиру Владимировичу

от Архарова Николая Вячеславовича

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Здравствуйте уважаемый Владимир Владимирович!

Причина обращения

У меня есть возможность очень подробно наблюдать проблемы образования, не находясь внутри этой системы. Учитывая, что образование – это основополагающий элемент существования государства, решил поделиться с Вами и некоторыми другими людьми своими наблюдениями и предложениями. Извините за длинный текст, но писать много писем еще хуже. Все наблюдения базируются на состоянии дел в начальной школе. Большинство проблем актуальны и для средней школы.

СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

На мой взгляд это наиболее важная проблема.

Суть проблемы.

Система обучения – это технология передачи знаний. Можно сколь угодно развивать систему контроля знаний и создавать гениальные стандарты, но, если технология обучения устарела, толку в этих действиях не будет. В настоящее время у нас используется 3 системы обучения: Традиционная, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Все эти системы созданы очень давно и не учитывают особенности современного общества. Они не учитывают изменений в психологии современных детей, не учитывают их информированность в одних вопросах и полное невежество в других. Не учитывают возможности новых средств обучения, возникновение новых проблем, таких как клиповое мышление, развитию которого способствует современная видеопродукция, логопедические трудности у детей и т. д.

К сожалению, Минобрнауки недооценивает значение развития системы обучения. Подтверждением этому могут служить Федеральные государственные стандарты обучения. Прежде всего по начальной школе. Результаты, которые должны достигать школьники в соответствии со стандартами, почти полностью соответствуют результатам, достигаемым при обучении по системе Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Однако большинство школьников учатся по традиционной системе обучения. Эти системы ориентированы на другие результаты. Как следствие, в большинстве случаев требования ФГОС не выполняются. Попытки достичь результатов негодными инструментами выматывают школьников и Учителей. Нельзя пилой сверлить отверстия.

Создаются новые Учебно-методические комплекты, но они не являются самостоятельными системами обучения. Это вариации в рамках одной, как правило, традиционной системы. Это, если образно, модификации рашпиля, а нам нужен шлифовальный станок. Без современной системы обучения невозможно сделать российскую школу одной из лучших в мире.

Система обучения включает в себя:

Ø Научно обоснованное психологическое основание

Ø Комплекс методик обучения, вытекающих из психологического основания.

Ø Определение объема и последовательности изложения учебного материала

Ø Комплекты учебной и методической литературы.

Ø Систему подготовки учителей

Работу по созданию новой системы обучения может осилить только коллектив высокопрофессиональных ученых педагогов и психологов.

Школе катастрофически необходима новая система обучения. Она должна учитывать:

Ø Возросшую потребность в постоянном обновлении знаний, то есть требуется изучение фундаментальных основ предметов, чтобы в будущем ученики могли быстро понять добавленные или изменившиеся частности (Этому пункту соответствует только система Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова)

Ø Увеличение количества видов деятельности, требующих знаний в смежных областях, например, управленец в промышленности должен быть и «технарем», как производственник так и «гуманитарием», как руководитель. (Современные менеджеры обладают только гуманитарными знаниям и понятия не имеют, например, о техобслуживании, отсюда и Саяно-Шушенскиие ГЭС рушатся)

Ø Психолого-педагогические особенности использования новых технических средств обучения, в том числе интернета, видеоматериала и т. д.

Ø Необходимость навыков работы в условиях информационного загрязнения. То есть нужно не только найти необходимую информацию, но и уметь ее анализировать.

Ø Широкое распространение клипового мышления, вызванного особенностями построения фильмов, компьютерных игр, информации в СМИ. Это приводит к необходимости создания приемов обучения, развивающих способность удерживать внимание на одном виде деятельности более 2-х минут.

Причины.

Основной причиной использования устаревших систем обучения является низкая педагогическая грамотность лиц, проводящих реформирование образования. Непонимание отличия методики обучения от системы обучения привело к имитации деятельности по развитию технологий обучения.

Вывод.

Использование реально устаревших систем обучения снижает возможности современного образования, приводит к серьезной перегрузке детей и Учителей. Разработка многочисленных УМК не может дать положительного эффекта и только скрывает проблему.

Вы в своем выступлении на Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования сказали: «И школа тоже должна идти в ногу со временем, а где‑то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Для этого нужен эффективный механизм постоянного обновления содержания общего образования.»

Без современной системы обучения эта фраза может остаться очередной утопией.

Предложения:

v Провести съезд ведущих ученых психологов, педагогов, Учителей и подготовить на нем требования к новой отечественной системе обучения. Представителей Минобрнауки на съезд не пускать, так как неквалифицированные сотрудники будут защищать созданное ими детище до последней капли крови, невзирая ни на какие аргументы.

v Учесть положительные стороны различных систем обучения, в том числе не совсем однозначных систем М.П. Щетинина, В. Ф. Шаталова, В. И. Жохова и других, которые включают в себя довольно прогрессивные нововведения.

v Учесть опыт работы элитных частных школ. В некоторых из них, как и в системе М. П. Щетинина, осуществляется ускоренное изучение школьной программы.

v С большой осторожностью относится к зарубежному опыту, так как не все зарубежные системы обучения отвечают современным требованиям

v Создать коллектив ученых педагогов и психологов для разработки новой системы обучения.

v Подготовить экспериментальные учебные площадки для опробования разрабатываемой системы обучения

v Провести переподготовку Учителей

v Внедрить новую систему обучения.

НАГРУЗКИ НА ДЕТЕЙ

Суть проблемы.

Нагрузки на детей в школе действительно большие. Под этим предлогом Минобрнауки провело достаточно много реформ в школе. К сожалению, большинство этих реформ имеют обратное действие.

Индивидуальный подход.

Количество учащихся, общепринятое в классах начальной школы в настоящее время, реально повышает нагрузку на детей. В первом классе Учитель должен постоянно контролировать работу учеников, ходить по классу и подсказывать детям, что нужно делать. Когда школьники учатся писать, без постоянного контроля и подсказок вообще не обойтись. Это далеко не старшая школа, где ученики обязаны выполнять задания самостоятельно. Учить учиться – основная задача начальной школы. На первых этапах просто необходим индивидуальный подход. Несмотря на особенную потребность в индивидуальном подходе в начальной школе, норма наполняемости класса в ней установлена, как и в средней школе – 25 человек. Наказание школ рублем за недозаполненные классы приводит к массовому превышению нормы: пришло в школу 60 первоклассников и вот два класса по 30 человек. Такое количество детей не позволяет говорить ни о каком индивидуальном подходе. Предел, после которого философское количество переходит в качество, примерно 18 ÷­ 20 учеников. В результате переполненности классов дети не получают достаточного внимания, часто остаются один на один со своими проблемами. Состояние некоторой «заброшенности» очень сильно влияет на психику детей, невыработанность первоначальных учебных навыков отрицательно влияет на успеваемость детей на протяжении всей учебы.

Внеурочная деятельность.

Для начала сравним расписание уроков советской школы и современное.

1 класс (1976 -1977 уч. год)

1 класс (2013 - 2014 уч. год)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Чтение

Чтение

Чтение

Чтение

Окружающий мир

Письмо

Физкультура (аэробика)

Математика

Письмо

Письмо

Окружающий мир

Математика

Письмо

Математика

Математика

ИЗО

Письмо

Технология

Музыка

Физкультура

Динамическая пауза

Динамическая пауза

Физкультура

Динамическая пауза

Динамическая пауза

Мастерская чудесных превращений

Юный танцор

Юный танцор

Мой край

Золотое сердце

Мой край

Лукошко песен

Волшебный паровозик

Золотое сердце

Тропинка к своему Я

Сравнение количества часов в неделю.

1976 – 1977 уч. год

2013-2014 уч. год

Предмет

Количество часов в неделю

Количество часов в неделю

Основной курс

Математика

6

4

Русский язык / Письмо

6

5

Родная речь / Чтение

6

4

Физкультура

2

2

Ритмика / Аэробика

1

1

Рисование / ИЗО

1

1

Пение / Музыка

1

1

Труд / Технология

2

1

Окружающий мир

2

Внеурочная деятельность

Занятия в классе

8

Подвижные занятия

2

Итого

25

31

Если раньше у ребенка учебный день продолжался 4 урока (один день – 5 уроков), то теперь дети проводят в школе каждый день по 6 уроков. Нагрузка увеличилась. И не надо говорить, что раньше было 6 учебных дней, а теперь 5. Попробуйте пройти 50 км в один день или растяните это удовольствие на 5 дней.

В названии «Внеурочная деятельность» присутствует большая доля лицемерия. О каком снижении нагрузок может идти речь, если ребенок проводит время в тех же самых классах, в том же окружении, точно так же, как и на занятиях основного курса усваивает знания. Понятно, что какую-то пользу внеурочные занятия приносят, особенно танцевальные и спортивные, занятия по развитию познавательных способностей, психологические циклы. Однако большинство занятий «За уши притянуты», вроде вечного «Мой край», «Моя родословная» и пр. Вреда от этих занятий значительно больше, чем пользы. Многочасовое пребывание детей в школе буквально выматывает их.

Сокращение часов на основные предметы приводит к тому, что в плане очень мало времени отводится на закрепление материала, практически нет резервных часов. К тому же, если бы чиновники хотя бы арифметику знали… Каждый год Учитель сталкивается с тем, что реальных часов, выделяемых на предмет, с учетом каникул, праздников, дней здоровья и т. д. меньше, чем часов по программе. Если учитывать, что редкий год обходится без карантина, Учитель иногда вынужден две темы в один день с учениками проходить. Вызывает сомнение необходимость введения предмета «Окружающий мир» в первом классе. Понятно, что дети с большим удовольствием изучают этот предмет, как и развлекательные предметы внеурочной деятельности. Зато на основные предметы их «не хватает». Интенсивность обучения по основным предметам очень высокая.

Сокращение часов на основные предметы равнозначно ускорению конвейера на производстве. Нагрузка на детей увеличивается.

Домашние задания.

Под предлогом снижения нагрузки на детей в первом классе запрещены домашние задания. Вопреки уверениям Минобрнауки это не снижает, а увеличивает нагрузку на детей.

Причины очень простые:

В первом классе дети учатся писать, при этом многие из них приходят с неразвитой мелкой моторикой. Они шнурки завязать не могут. Манипуляции с ручкой даются таким детям очень тяжело. Требуется достаточное время для выработки двигательного навыка. При отсутствии домашних заданий на это им выделяется несколько минут на уроке. Интенсификация называется.

Основная задача начальной школы научить детей учиться. Ученики не только выполняют задания, но и, в первую очередь, обучаются приемам выполнения этих заданий. Кто-то может выучить стихотворение за 5 минут, а у кого-то этот навык еще не развит, ему требуется пол часа. Вместо того, чтобы дать ученикам время на выполнение заданий в соответствии с их текущим уровнем освоения приемов обучения, Минобрнауки на части учеников ставит жирный крест. Оно отводит на выполнение заданий, на закрепление знаний, только время урока. Кто не успел, тот опоздал. Это жестоко, это не толерантно. Способные, но медлительные дети с первых дней учебы превращаются в неуспевающих учеников.

Проектная деятельность

Проектная деятельность – замечательный способ развития творческих способностей детей. Однако в настоящее время эта деятельность внедряется с первого класса. В это время дети еще не умеют самостоятельно писать. Большие тексты для них являются непомерной нагрузкой. Отсутствие навыков рисования, изготовления поделок так же затрудняют выполнение проектов. В методическом сопровождении рекомендуется прибегать к помощи родителей. Фактически же родителям приходится полностью выполнять проекты. Участие детей в этой деятельности отсутствует. Дети приучаются к тому, что за них кто-то выполнит работу.

Дети, которые пытаются выполнять проекты самостоятельно, оказываются в неравных условиях, так как их проекты выглядят менее презентабельно, чем выполненные родителями. Сами попытки выполнить проект самостоятельно приводят к излишней нагрузке на детей.

Только к 3-му классу ученики становятся способными самостоятельно выполнять проекты.

Влияние системы обучения.

О системах обучения было написано выше. Как показывают исследования, при использовании развивающих систем обучения нагрузки на детей меньше (Диссертация на тему «Психическое состояние младших школьников на занятиях в традиционной и развивающей системах обучения». Автор: Федосеева, Анна Михайловна. Омск. 1999 г.), и это не удивительно: рашпилем обтачивать детали труднее, чем на шлифовальном станке.

Отсутствие современной системы обучения, бездарность УМК, заполнение учебного времени бирюльками и фитюльками приводит к перегрузкам детей в школе.

Безотметочное обучение.

Еще одна большая проблема.

В целях снижения нагрузки на психику детей введено безотметочное обучение в первом классе. Если коротко, то рекомендации Минобрнауки сводятся к простой формуле: «При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости.» (Письмо Минобрнауки РФ от 03.06.2003 № 13-51-120/13 "О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях").

Ляпов и противоречий в этой системе предостаточно, но это отдельная тема. В плане нагрузок на детей важно следующее:

Ученик и его родители в течении всего первого класса пребывают в иллюзии успешности. По сравнению со своим прежним уровнем ученик, как правило, растёт. Учитель не имеет права указывать реальный уровень освоения учебного материала, так как это приведет к сравнению учеников между собой. Ввод оценок за реальные достижения происходит в конце первого класса, как холодный душ. Ученики пишут комплексную работу районного уровня. Стресс, испытываемый учениками и их родителями после этой работы, продолжается все первое полугодие второго класса, иногда и дольше. Родители, уверенные в том, что их чадо успешно учится, увидев реальные результаты контрольной работы, или со всей силой обрушиваются на Учителя, обвиняя его в некорректности оценок, или начинают предъявлять к ребенку непомерные для него требования. Оценка становится самоцелью. Доходит до того, что некоторые родители начинают выполнять задания вместо ученика.

Вместо постепенного ввода оценок и использования всех их педагогических функций Минобрнауки создает ситуацию «Расслабить и вдарить».

Причина такого решения разъяснена в том же письме: «Оценка высших достижений ребенка (самый быстрый, самый аккуратный, самый грамотный и т.п.) является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий. (Выделено мной)Однако введение систематических оценок высших достижений создает в классе атмосферу соревновательности, которая может травмировать некоторых детей (Выделено мной) и не соответствует личностным установкам некоторых учителей, поэтому вопрос о введении оценок высших достижений (медалей, грамот и пр.) должен решаться очень осторожно и индивидуально.» Это относится не только к высшим достижениям, это суть всей методики безотметочного обучения.

Короче, чтобы не травмировать откровенных лентяев используются методы, которые не подтягивают отстающих к передовикам, а опускают передовиков до уровня отстающих. Безотметочное обучение категорически запрещает Учителю развивать трудолюбие у детей. О стрессе второго класса в Минобрнауки не подумали и пребывают в полной уверенности, что в школах все происходит в соответствии с их фантазиями.

Внешкольные нагрузки

В советское время среди педагогов ходила такая байка: «В одном институте физкультуры у двух студентов появились признаки перетренировки, хотели наказать преподавателя, но потом выяснилось, что студенты по ночам вагоны с углем разгружали. Вопрос: какая нагрузка должна быть на тренировках?».

Это к тому, что внешкольные нагрузки на детей возросли многократно. Эту проблему нужно решать «всем миром». Роль школы очень большая, но без внешней поддержки она не справится.

Компьютерные игры и телевизор

Повальное увлечение школьников компьютерными играми вызывает тревогу. Многие из игр по количеству контролируемых объектов и количеству принимаемых в единицу времени решений далеко превосходят те же параметры в работе авиадиспетчеров. Развивающее действие этих игр весьма спорно. Пока игрок проходит первый уровень, он еще о чем-то думает, отрабатывает приемы манипуляций с клавиатурой, джойстиком или мышью. Дальше идут действия по шаблону. Его действия практически ничем не отличается от работы на конвейере.

Переживания детей в ходе игры весьма большие. В начальной школе дети не различают игру и жизнь. Нагрузка на психику детей и весь организм увеличивается из-за того, что в момент игры дети не двигаются. За два часа игры ребенок устает не меньше, чем от всей школьной нагрузки. Во время игры дети не разговаривают. Это резко снижает их коммуникативные навыки.

Если не игры, то телевизор. Те же неподвижные позы у детей. Кроме физиологической и психической нагрузки, телепередачи несут и дополнительное воздействие, которое затрудняет учебу. Это быстрый темп действий и клиповое построение сюжета. Вырабатывается привычка постоянно переключать внимание. Учеба для детей с клиповым мышлением становится пыткой, так как уже через 3 ÷ 4 минуты возникает потребность переключить внимание. Такие действия, как обучение письму, заучивание стихотворений и т. д. требуют гораздо большего времени. В результате только попытка удержать внимание на учебе в течении более 5 минут приводит к сильному утомлению ребенка.

Гиподинамия

В отличие от времен 20 ÷ 30 летней давности в стране создана или распропагандирована среда, опасная для детей. Самостоятельные прогулки детей в возрасте до 7 ÷ 10 лет стали немыслимыми. В результате дети могут находится на улице либо во время прогулок в школе, либо вместе с родителями, если у последних есть на это время и желание. Таким образом, на улице и в движении дети бывают 1 ÷ 2 часа в день.

Для сравнения, примерный распорядок дня ученика начальной школы 1968 ÷ 1971 год

Подъем 7:00

Школа 8:00 ÷ 12:30

Погрел обед, сбегал в магазин 12:30 ÷ 13:30

Носишься с друзьями на улице 13:30 ÷18:00

Уроки, пока родители не пришли с работы, на одном дыхании, без отрыва 18:00 ÷ 19:30

Ужин, пообщался с родителями 19:30 ÷ 20:00

Телевизор: Спокойной ночи малыши 20:00 ÷ 20:15

Носишься с друзьями на улице, пока родители не загонят домой 20:15 ÷ 22:00, иногда до 23:00.

Итого на свежем воздухе и в движении ежедневно 6 ÷ 7 часов, в любую погоду.

Современные дети, лишенные необходимого количества движения болезненны, не умеют ни бегать, ни падать, постоянно получают какие-то травмы. Недостаток движения выливается либо в гиперактивность, либо в некую анемичность. И то и другое затрудняет учебу.

Коммуникативные навыки

Это отдельная тема, в большей степени связанная с воспитанием. Если коротко:

До школы дети мало общаются друг с другом без внешнего контроля. В школе у детей такая возможность появляется. Отсутствие нормальных коммуникативных навыков, и возникающие в связи с этим проблемы значительно осложняют жизнь школьника и повышают нагрузку на его психику. В отдельных случаях такая нагрузка перекрывает все учебные и может стать катастрофой для ребенка.

Низкие коммуникативные навыки как правило, имеют следующие проявления:

Ø Эгоцентризм, требование постоянного внимания к себе

Ø Неумение договариваться, идти на компромиссы

Ø Легкая ранимость и истеричность

Ø Неумение существовать без опеки родителей, беспомощность

Ø Полное незнание правил этикета, доходящее до полного хамства

Ø Агрессивность

Причины такого рода поведения заключаются в следующем:

§ Отсутствие самостоятельного общения со сверстниками.

§ Исключение роли традиций в воспитании детей

§ Гиперопека со стороны родителей

§ Вседозволенность

§ Внушение детям необходимости «постоять за себя»

§ Героизация насилия

Некоторые дети только в школе встречают противодействие такому поведению как со стороны Учителя, так и со стороны учеников. Шок от этого бывает очень сильным.

Подготовка к школе

Речь не идет об умении писать и считать. У многих детей отсутствуют примитивные навыки самообслуживания: одеться, застегнуть молнию на куртке, завязать шнурки, навести порядок на парте, убрать свои вещи в портфель, навыки самогигиены. Неприспособленность к жизни вызывает дополнительные нагрузки на психику детей.

Речевые проблемы

Значительно возросло количество детей с логопедическими проблемами. Такие дети испытывают дополнительные и очень серьезные нагрузки при изучении русского языка. Причины подобных проблем как правило являются:

§ Недостаточное количество общения с родителями и со сверстниками

§ Гиперопека со стороны родителей в раннем возрасте. Исключение потребности детей в говорении, так как родители исполняют любую прихоть по первому вскрику или мычанию.

§ Дети начинают очень поздно говорить

§ Психические травмы

§ Слишком быстрый темп и чрезвычайная скудность речи в детских кино и мультипликационных фильмах

§ Большое количество времени, проводимое за компьютерными играми и телевизором, где речь почти не присутствует

А когда-то в школах были штатные логопеды …

Большие трудности возникают у детей мигрантов. Русский язык не является для них родным. Реальных методик для работы с такими детьми нет. Нагрузки на таких детей повышены.

Психологические нагрузки дома

Многие дети получают большую нагрузку на психику дома. Развод родителей, проблемы у родителей с работой и материальным обеспечением семьи. Все это травмирует детей. Огромное количество негатива в средствах массовой информации рождает у детей страх перед агрессией, а зачастую и просто страх по поводу и без повода. Постоянное психическое напряжение отвлекает детей от учебы, создает дополнительную нагрузку.

Борьба с Учителем

Возраст поступления детей в школу рассматривается психологами как кризисный. Это связано со сменой образа жизни. У ребенка появляется новый авторитет – Учитель.

«Задавливание» авторитета Учителя на всех уровнях – это совершенно отдельная тема. Если коротко, перевод образования в разряд услуги превратил родителей в потребителей, а Учителей в обслуживающий персонал. Конфликты родителей с Учителями стали рядовым явлением. Статистика количества жалоб на Учителей во все инстанции показывает, что проблема усугубляется с каждым годом.

Так же, как и борьба между разводящимися отцом и матерью ведется на духовном поле ребенка, борьба родителя и Учителя вытаптывает душу ребенка. Потеря ориентиров, попытка понять, кто прав: мама или Учитель создают стрессовую ситуацию для ребенка. Это не малая нагрузка на психику.

Вывод.

Перегруженность детей в школе вызвана низким качеством используемой системы обучения, некомпетентными действиями Минобрнауки по снижению нагрузок, приводящими к обратным результатам, перегрузкой школьников ненужной внеурочной учебой.

Пренебрежительное отношение общества, особенно бизнеса к интересам детей приводит к колоссальным внешкольным нагрузкам.

Предложения:

v Государство, в интересах всего общества, имеет право обеспечивать необходимый уровень образования подрастающего поколения. Учеба не может быть услугой. Необходимо вернуть учебе статус обязанности. Родители обязаны обеспечить обучение детей, дети обязаны учиться, Учитель обязан качественно преподавать и требовать от детей выполнения их обязанности учится, в соответствии с их способностями.

v Учитывая необходимость индивидуального подхода к обучению детей в начальной школе необходимо снизить норму наполняемости классов с 25 человек в классе до 20. Категорически запретить превышать эту норму.

v Исключить из процесса обучения внеурочную деятельность. Увеличить количество часов на основные предметы (математика, русский язык, чтение).

v Рассматривать домашнее задание не как дополнительную нагрузку, а как возможность ребенка в спокойных условиях выработать необходимые навыки и умения, закрепить изученный материал. Исключить порочную практику переноса этого вида деятельности учащихся в рамки школьных занятий, так как это интенсифицирует процесс обучения и ставит детей с меньшими способностями в неравные условия, травмирует их. Ограниченным может быть только объем домашнего задания, но не время его выполнения. В первом классе необходимо выделить несколько учебных часов для выработки у детей навыков самостоятельного выполнения домашних заданий.

v Разработать и внедрить методику работы с родителями по выработке у детей самостоятельности при выполнении домашних заданий. Разъяснять родителям необходимость контроля факта выполнения домашних заданий. Указывать родителям на недопустимость выполнения заданий вместо детей.

v Перенести начало проектной деятельности в 3-ий класс.

v Разработать новую систему оценивания учащихся с включением в нее стимулирующих элементов. Выделить в системе оценивания элемент, показывающий отношение ученика к выполнению заданий (факт выполнения, проявленное старание при выполнении задания). Раньше это называлось оценка за прилежание.

v Максимально исключить пребывание детей в школе во время каникул. Предпринять усилия для развития загородных детских лагерей отдыха.

v Обязать Минобрнауки разработать и применять на практике методику работы с родителями и детьми по противодействию компьютеромании и игромании.

v Организовать с родителями и учениками реальную работу по пропаганде здорового образа жизни, соблюдению распорядка дня.

v В целях развития коммуникативных навыков вместо побрякушечной внеурочной деятельности ввести в программу обучения курс психологического развития. Возможно использовать наработки HR компаний в тренингах личностного роста (многие приемы подходят для детей). В этих же компаниях разработаны компетенции персонала, в том числе личностные, которые могут стать ориентиром в вопросах развития личностных качеств детей.

v Ввести в школах штатные должности логопедов. Организовать обучение Учителей работе с детьми, имеющими логопедические проблемы. Разработать методику работы с родителями по отбору видео и аудиоматериала для детей по качеству используемой в них речи.

v Разработать и внедрить методику работы с детьми, для которых русский язык не является родным. Предусмотреть дополнительные занятия с такими детьми.

v Разработать и внедрить методику работы с родителями по снижению психологических нагрузок на детей вне школы. Воспитание, это всего лишь технология. Этой технологии необходимо обучать родителей. (в стародавние времена технологии воспитания передавались от поколения к поколению в виде традиций). Возможно имеет смысл развернуть систему курсов для родителей по обучению их приемам воспитания детей. Возможно использовать наработки обучающих курсов для приемных родителей.

ОЦЕНКОМАНИЯ

Суть проблемы.

Оцениванию знаний Минобрнауки уделят наибольшее внимание. Хотя что оценивать, если современные системы обучения не дают достаточно знаний? И тем не менее вокруг оценок идут настоящие баталии.

Все начинается с безоценочного обучения в первом классе, о котором было написано выше.

В последствии проблемы с оценками продолжаются. Дело в том, что Учитель не имеет возможности разделить оценку за знание и оценку за невыполнение задания. «Вы считаете моего ребенка дебилом и все время ставите ему двойки» – Говорит родитель. На самом деле из 20 домашних заданий ученик сделал только 2, причем сделал отлично. Ученик обыкновенный бездельник, а родители обвиняют Учителя в предвзятости. Ситуацию могли бы спасти оценки за прилежание.

В последние годы советской школы появился термин «оценкомания». Сейчас это явление захлестывает школы. От Учителей, школ, районов требуют высоких показателей в учебе. На самом деле дети – разные. Бывают слабые наборы, есть районы, где сложная социальная обстановка. Дети из сложных семей учатся, как правило, значительно хуже. Учителя, достигшие средних результатов в таких условиях, зачастую прикладывают больше усилий, чем их коллеги, работающие в тепличных условиях. Таким образом, уровень оценок не является объективным показателем качества работы Учителя.

Оценкомания приводит к «нарисованным» оценкам. Это развращает школьников. Осложняется процесс формирования мотивации детей к учебе так как функции, которые выполняет оценка в педагогике, изъяты из арсенала Учителя. В результате ученики приходят в школу за оценками, а не за знаниями.

Большой вред образованию приносят и тестовые формы контроля знаний. Место этим методам – экспресс проверка усвоенного материала, не более. При частом использовании этот метод начинает влиять на сам процесс обучения:

Ø Стимулируется усвоение фактов, а не понимание пройденного материала

Ø Развивается навык нахождения правильного ответа по косвенным признакам. Многие дети начинают халатно относится к учебе, надеясь, что смогут правильно выполнить тесты по наитию.

Ø Самое главное. Резко снижается объем устной и письменной речи. А так как речь напрямую связана с мышлением, то школьники перестают мыслить.

Что требуется на экзамене, тому и учатся[НА1] , ибо цель современного школьника не знания, а оценка. Поэтому устная и письменная речь исчезли не только из выпускных экзаменов, но и из школьного обихода.

Минобрнауки всеми силами пытается исключить из процесса оценки субъективное мнение Учителя. Причина заключается в том, что авторитарный стиль управления, избранный Минобрнауки подразумевает под собой полное недоверие к подчиненным: «Только министр беспокоится об улучшении образования, а все подчиненные этому процессу сопротивляются». Учитель – раб не может быть творцом, а без этого нормальное обучение невозможно, обучение – это творческий процесс.

Унизительный контроль при сдаче ЕГЭ является убедительным примером презумпции виновности. Таким способом можно воспитать либо быдло, либо ловких прохвостов.

Вывод.

Отсутствие надлежащих педагогических знаний у сотрудников Минобрнауки привело к тому, что они пошли по самому примитивному пути: для оценки деятельности учебных заведений и конкретных Учителей избрали формальные показатели по успеваемости. Сам процесс оценивания формализован до предела, превратился в фарс, не позволяющий выявить реальные знания учеников. Оценкомания и формализм лишили Учителя возможности использования педагогических функций оценки.

Предложения:

v Вернуть тестовые формы контроля на их законное место: экспресс проверка усвоения знаний учениками в конце пройденной темы.

v Экзамены любых уровней проводить либо в письменной, либо в устной форме без использования тестов.

v Ввести оценки за прилежание. Выводить эти оценки в аттестат, чтобы ректор института или работодатель понимал степень лености каждого индивида.

v Доверить Учителю выставление оценок в первом классе.

v Оценку классов или учреждений проводить только относительно начального среза подготовки учеников.

ВОСПИТАНИЕ.

Суть проблемы

Если в городском транспорте нельзя использовать вот такие способы оплаты:

из-за того, что платить не будут, значит в обществе отсутствуют понятия чести, достоинства, порядочности; это значит, что в обществе есть проблемы с воспитанием.

Проблемы воспитания на примерах

Папа считает, что дочь должна уметь постоят за себя. Дочь ходит на каратэ. На прогулке в ответ на какие-то слова мальчика она проводит тэйшо атэ в нос. Естественно кровь, естественно виноват учитель. Папа девочки считает, что дочь права. 2-ой класс.

Ребенок в первом классе берет чужие вещи как из портфелей учеников, так и у Учителя. Мама воспитывает ребенка во вседозволенности. Любые замечания ребенку считает нарушением его прав. Другие родители возмущаются. Ситуация патовая.

Ребенок в принципе отказывается учится. Ему не интересно. Планшет с играми – его единственный интерес. Родители беспомощны, не могут повлиять на ребенка, но забирать планшет у ученика Учителю запрещают.

Это рядовые случаи, можно сказать будни Учителя. Привел их для того, чтобы продемонстрировать соотношение прав и обязанностей между:

Учителем и ребенком

Учителем и родителями ребенка

Всеми родителями в классе и родителями нарушителя

Администрации школы и родителями ребенка.

Эти примеры показывают основные проблемы современного воспитания детей.

Ø Отсутствие в обществе модели поведения людей, к которой должно привести воспитание школьников.

Ø Отсутствие согласованных целей воспитания у родителей и Учителей

Ø Запрет на применение Учителем основных воспитательных приемов

Ø Безнаказанность детей. Представление детям широких прав, при полном отсутствии обязанностей

Ø Катастрофическая безграмотность родителей в вопросах применения к своим детям воспитательных приемов

Ø Отсутствие в школе СИСТЕММЫ воспитания детей.

В результате мы получили целый ряд проблем у детей, в том числе:

§ Безответственность

§ Нежелание трудится

§ Слабую мотивацию к учебе и вообще к саморазвитию

§ Низкие коммуникативные навыки

§ Конфликтность

§ Неумение самостоятельно решать любые, мало мальские проблемы

§ Полную зависимость от родителей

§ Потребительское отношение к жизни

§ Слабую стрессоустойчивость

§ Комплекс фобий и маний

Забюрократизировав систему образования до предела, Минобрнауки не удосужилось выдать рекомендации на действия Учителя в подобных приведенным выше ситуациях. Причина заключается в том, что для выполнения воспитательных функций Учитель должен обладать правами и авторитетом. Минобрнауки лишило его и того и другого низведя до положения исполнителя образовательной услуги, то есть до ранга прислуги. Минобрнауки видит в Учителе не человека трудящегося вместе (сотрудника), а человека, ходящего под чином (подчиненного). Поэтому любые рекомендации по осуществлению воспитания входят в неразрешимое противоречие с системой управления образованием.

Куда воспитывать?

Минобрнауки неоднократно продекларировал социальные качества учеников, которые оно хочет видеть на выходе из школы. Только эти декларации остаются хотелками.

Основная проблема в воспитании заключается в том, что моральные качества, закрепленные во ФГОС часто противоречат представлениям родителей. Фактически дети получают с разных сторон противоречивые воспитательные импульсы: родители воспитывают ребенка во вседозволенности, защищают его от всех проблем, создавая совершено беспомощное существо; СМИ воспитывают потребителя, возводят развлечения в ранг основного жизненного приоритета; компьютерные игры и кинопродукция воспитывает насилие; Учитель пытается воспитать трудолюбие и порядочность. Короче лебедь, рак и щука.

На самом деле бизнес давно создал социальный заказ на моральные и деловые качества сотрудников, которыми в конце концов станут современные школьники. Это личностные компетенции. Если посмотреть эти документы у разных RH агентств и требования компаний к соискателям должностей, везде практически одно и тоже: коммуникабельность, бесконфликтность, высокая ответственность, трудолюбие, стрессоустойчивость, позитивность, креативность. Все это описано достаточно подробно.

Почему бы обществу и школе не принять личностные компетенции сотрудников за цель воспитания и в открытую заявить об этом. Это очень важно связать запросы работодателей и цели воспитания детей: тогда цели воспитания станут понятны родителям.

Кому воспитывать?

Провозгласив образование услугой Минобрнауки поставило школу в полную зависимость от родителей и учеников. Считается, что основное воспитание ребенок должен получать в семье. Однако, надежды на это не оправдались. Причин много, вот некоторые из них:

Ø Разрушение традиций воспитания. В результате родители самостоятельно «изобретают» цели и средства воспитания. Естественно они не могут воссоздать то, что вырабатывалось человечеством столетиями.

Ø Родители практически не знакомы с достижениями педагогической и психологической науки в вопросах методики воспитания детей.

Ø Отсутствует система обучения родителей приемам воспитания. Единственным исключением являются качественно организованные курсы для приемных родителей, да и они недопустимо кратки

Ø Не секрет, что часть родителей сами не являются воспитанными людьми (Трудные семьи).

Ø Большие проблемы с институтом семьи добавляют свои проблемы.

Ø Загруженность родителей, особенно в неполных семьях приводят к педагогической запущенности детей.

Нужно отметить, что в настоящее время значительно снизилось влияние «улицы» на детей. Зато появился интернет. Хотим мы того или нет, но воспитательную роль интернета нельзя недооценивать. Такие явления как суррогат общения, пропаганда насилия, порнография, зависимость от соцсетей, игромания, уход от реальной жизни в виртуал, влияние на детей непонятно кого и в каких целях, переутомление являются неотъемлемой частью интернета.

Большую роль на воспитание детей оказывают СМИ и кино. Деятели этой отрасли всячески открещиваются от воспитательного воздействия их продукции. Однако они лгут. В свое время тысячи мальчишек пошли в авиашколы или в морские училища прочитав книгу и посмотрев фильм «2 капитана», в том числе и мой отец.

Деятелям искусства и СМИ нужно либо признаться, что они безнадежно деградировали по сравнению с 50-ми годами прошлого века, либо согласиться с тем, что их деятельность имеет огромный воспитательный потенциал.

Вот некоторые проблемы, порождаемые современным масс-медиа:

Ø Погоня за сенсациями приводит к тому, что наибольшее внимание СМИ уделяют не положительным моментам в жизни общества, а происшествиям, преступлениям, проблемам. Постоянный негатив отрицательно влияет на психику детей. Воспитывается пессимизм, неверие в добро.

Ø Многие ток шоу превратились в свару одновременно говорящих или кричащих людей. На ошейники у студий видно денег не хватает. Такой пример не способствует развитию коммуникативных навыков. Полное игнорирование собеседника и выпячивание своего мнения принимается детьми за норму поведения. Впоследствии это очень вредит детям в процессе общения.

Ø Не взирая на циферки с плюсом взрослые передачи все равно остаются доступными детям. К сожалению, многие из них изобилуют откровенной пошлостью,

Ø По-прежнему во многих кинофильмах очень много жестокости. Это не только воспитывает агрессивность у детей, но и отучает их от сострадания.

Ø К сожалению большинство детективов, которыми изобилует телеэкран превратились в пособия для юридических вузов по нарушению процессуального кодекса. Таким образом пренебрежение к законам воспитывается с детства.

Ø Мистика, фильмы катастрофы в которых присутствует виртуальная реальность, мало соотносящаяся с жизнью, уводит детей в мир фантазий и грез, не дает примера поведения в обычной жизни. При этом примитивность сценариев, в которых мир спасает кучка героев, а остальные либо мрут как мухи, либо спасаются бегством воспитывает сторонних наблюдателей, уверенных в том, что любые проблемы будут решать супермены.

Учитель, хочет он этого или нет вынужден заниматься реальным воспитанием детей, так как они находятся в коллективе и, если Учитель не научит их правилам поведения, то конфликтность всех уровней в классе будет обеспечена. Учитель должен привить детям любовь к труду, в противном случае он не выполнит свою функцию по обучению детей. Зачастую он остается с проблемами воспитания один на один и прививает детям нравственные, деловые качества вопреки окружающей среде и мнению родителей.

Большие проблемы в воспитательной деятельности Учителя вызывает превентивность прав родителей и учеников, отсутствие у них обязанностей, презумпция виновности Учителя. Любые виды не только наказания, но и порицания нарушителей дисциплины, откровенных лентяев и хамов полностью изъяты из арсенала Учителя.

К сожалению, невоспитанность учеников – это проблема прежде всего их самих. Отсутствие навыков жизни в обществе, эгоизм, неумение трудится приводит к тому, что ученики «не вылезают» из проблем. Их жизнь и учеба в школе превращается в непрекращающуюся борьбу не понятно с чем и с кем, непонятно для чего, бессмысленную, и изнуряющую.

Как воспитывать?

Декларативность целей воспитания, отсутствие связи с требованиями, реальной жизни привело к тому, что в обществе нет единого подхода к воспитательному процессу. Все сводится к хотелкам. Тотальное ограждение детей от любых трудностей, гипертрофированное стремление не травмировать детей, соблюдение их прав любой ценой привело к изъятию из воспитательного арсенала большинства приемов, которые были выработаны столетиями в частности:

Ø Наделение детей набором обязанностей, как в плане поведения, так и в плане учебы (обязанности травмируют ребенка)

Ø Требовательность к выполнению своих обязанностей детьми со стороны родителей, Учителей и всего общества (требовательность является моральным давлением на ребенка)

Ø Соревновательность (осознание неуспеха может травмировать ребенка)

Ø Отсутствие обязанностей в помощи родителям, выполнению общественно полезных дел (эксплуатация детского труда)

Ø Использование влияния детского коллектива на ребенка (общественное порицание травмирует ребенка)

Ø Использование мотивационных стимулов для личностного роста и учебы (моральное давление).

Похоже, что все правозащитники забыли о том, что школа готовит детей к жизни. Попробуйте готовить боксера к бою в положении лежа на мягком диване, чтобы не травмировать и не перегружать его. Боксер в первую же секунду боя в нос получит.

Сверхтепличное воспитание детей – это отложенная жестокость. Современные общество и школа готовит недееспособных людей.

В свое время в школах были классные дамы, потом пионервожатые, во многих частных школах в начальных классах кроме Учителя есть воспитатели. Учителю остро необходим помощник в воспитательной работе.

Хорошее или плохое воспитание было в советской школе, вопрос спорный, но из тех времен можно позаимствовать системность, методическую обеспеченность, выделение временя и средств на воспитание, выделение отдельных штатных единиц в школе (те же пионервожатые), которые занимались воспитанием школьников.

Выше было сказано о социальном заказе бизнеса на личностные компетенции сотрудников (читай воспитание). Создал бизнес и инструменты для воспитания перечисленных качеств. Это тренинги командообразования, личностного роста, стрессоустойчивости и т. д. Фактически бизнес занимается латанием «дыр» в воспитании, допущенных школой.

Тренинговые приемы вполне можно использовать в школе, проведя небольшую адаптацию. Назрела необходимость и ознакомления детей с практической психологией. Разрушение традиций воспитания не позволяет просто сказать: требуется поступать так-то, сейчас необходимо объяснять причины такого поведения, а это уже чистая психология. То есть в школе требуется ввести курс практической психологии с первого по десятый класс с активным использованием тренинговой методики обучения. В рамках этого же курса следует разбирать проблемные ситуации в классе. Сейчас Учитель не имеет на это время.

Понятно, что разработка такого курса, обучение Учителей, и внедрение в школы требует достаточного времени и ресурсов, но это потом позволит сэкономить на содержании полиции, судов и т. д. Как известно один хороший Учитель заменяет трех полицейских.

Выводы:

Воспитательный процесс не ограничивается только школой. В современном обществе нет консенсуса о целях и методах воспитания. Учитель вынужденно проводит воспитательную работу, так как, в противном случае, он не сможет обеспечить существование детей в классном коллективе, не сможет достичь положительных результатов в обучении детей. Организация воспитательной работы в школе не соответствует потребностям современного общества.

Предложения:

v Привязать результаты воспитания, которые должны достичь школьники к реальным требованиям современного бизнеса

v Организовать в обществе пропаганду тех личностных качеств, которые требует бизнес от своих сотрудников.

v Распространить ответственность за воспитание детей и на родителей.

v Создать реально работающую систему обучения родителей приемам воспитания.

v Предоставить Учителю право выполнять действия по воспитанию детей

v Ввести в школах предмет практической психологии. Позаимствовать методики, выработанные бизнесом для развития персонала. 50% времени выделить на работу по тематическому плану, 50% – на разрешение проблем, возникших в классе.

v Ввести должность воспитателя – психолога.

ОБ УЧИТЕЛЯХ.

Суть проблемы

Невзирая на все заявления, профессия Учителя так и не стала престижной. Наибольшее влияние на это оказывает бесправность Учителя перед родителями и учениками, перегруженность ненужной работой, невозможность качественно учить и воспитывать детей, используя современные системы обучения и сложившуюся систему воспитания.

Укомплектованность кадрами

Понятно, что об укомплектованности учительскими кадрами нужно говорить со статистикой в руках. Поэтому представлю субъективные ощущения от того, что вижу в школах.

Совместительство Учителей преподносится как их жадность. Возможно это и есть в некоторых случаях, но насколько мне известно, большинство Учителей всеми силами отбиваются от совместительства: нагрузки непомерные. Если по-честному, то Учитель не может работать в две смены, это физически невозможно. Если работает, то это халтура (в смысле качества работы). Поэтому некомплект Учителей должен рассматриваться не по вакантным должностям, а по количеству ставок, за вычетом количества работающих учителей. При этом почти в каждой школе мы увидим некомплект.

В своем выступлении на заседании госсовета Вы сказали: «Профессия учителя вновь становится уважаемой и престижной, привлекательной и интересной для молодых специалистов.» Владимир Владимирович, Вас неправильно информировали. Профессия Учителя не стала уважаемой. Молодые Учителя приходят в школу, походят, походят и уходят. Основные причины это: отношение со стороны родителей к ним как к прислуге; невоспитанность детей; вал бумажной, никому ненужной работы.

Неплохо было бы отследить статистику продолжительности работы молодых Учителей в школе.

Субъективно: в школах очень мало молодых учителей.

Очень бы хотелось посмотреть на график потребности учителей по годам: Количество ставок на сегодняшний день – (минус) количество учителей – Это текущий некомплект.

Следующий год: То же самое – (минус) количество Учителей достигших пенсионного возраста. И так хотя бы лет на пять.

Средний возраст Учителей в докладах и отчетах при современном положении с кадрами – это очковтирательство. Основная масса Учителей в возрасте 45 – 55 лет. Есть немного молодежи, вот и получается приемлемый средний возраст. В школах практически нет Учителей в возрасте 30-40 лет. Пенсионеров менять некому.

Кстати, есть такое понятие «преемственность», как это будет выглядеть?

Низкая престижность профессии и большой скрытый некомплект кадров приводит к тому, что школы не имеют возможности более пристрастно подходить к отбору персонала. Кроме того, в школах не используются методики подбора персонала, которые применяет бизнес. В результате в школы попадают люди, которым категорически нельзя доверять обучение и воспитание детей. Таких людей очень небольшое количество, но именно они наносят непоправимый вред детям, именно они подрывают авторитет профессии Учитель.

Аттестация Учителей

«Объективной» оценкой профессиональной подготовки считается аттестация. Столь пристальное внимание аттестации вызвано тем, что именно в ней отражается отношение Минобрнауки к Учителям, именно в аттестации наиболее ярко проявляется стиль управления Минобрнауки.

Аттестации действительно проводятся и действительно предъявляют высокие требования к Учителю. Беда в том, что в груде всевозможных параметров проверки реальная работа Учителя теряется. Проверяют 2-3 «кирпича» (папки до отказа набитые заверенными документами). Для того, чтобы понять, что проверяется на самом деле можно рассмотреть требования к аттестации на первую или высшую категорию учителя начальных классов.

Раздел 1. Продуктивность образовательной деятельности. Анализируются результаты освоения обучающимися образовательных программ (средние оценки) и Динамика освоения обучающимися образовательных программ (рост успеваемости).

Фактически средние оценки показывают уровень готовности учеников к школе. Одно дело элитарные школы, где есть ученики с двумя гувернантками и четырьмя репетиторами, другое дело районы с высоким уровнем безработицы, где половина родителей учеников пьют. Есть классы, в которых большой процент детей трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. И что делать с оценками по русскому языку и литературе? Слабых детей учить не легче, чем хорошо подготовленных.

Может показаться, что динамика изменений результатов освоения предметов дает реальную картину работы Учителя. Да, дает, но только не в том виде, как она считается сейчас. Не учитывается движение учеников. Если в класс пришел двоечник, вся динамика в тар-тарары, пришел отличник – Учитель в шоколаде. Конечно, можно считать динамику по каждому ученику, не учитывать прибывших в класс менее 1 года до аттестации, и, потом, вычислять среднюю динамику по классу. Но такой «заморочкой» Минобрнауки не озадачивается. В результате, показатели первого раздела в большей степени отражают «везучесть» учителя, и, только при условии отсутствия движения учеников (чего практически не бывает) – его реальную работу.

Раздел 2. Продуктивность деятельности педагога по развитию учащихся.

Первые 2 пункта этого раздела учитывают результаты участия детей в олимпиадах и конкурсах по внеурочной деятельности.

Как это происходит на практике: На различных сайтах в интернете проводятся олимпиады и конкурсы, как правило регионального, федерального и международного уровня. Часть из них рекомендованы Минобрнауки, за эти олимпиады и конкурсы дают больше баллов, чем за нерекомендованные. Учитель посылает заявки на детей, вносится оплата (бизнес на халяву называется). На конкурс отправляются работы учащихся, либо ответы на задания в виде тестов. Если задания в виде тестов, то призеров может быть очень много. Качество олимпиадных заданий очень низкое, может быть не всех, но пока попадаются именно такие.

А теперь, внимание вопрос: если Учитель поставлен в условия, когда его аттестация зависит от результатов конкурса, то будет он помогать ученикам или нет? Даст возможность поработать дома, с помощью родителей или нет?

Вывод эти два пункта второго раздела отражают расторопность Учителя, в какой-то степени платежеспособность родителей и, в большей степени беспринципность Учителя. К сожалению, дети получают, хоть маленький, но урок лжи. Профессионализм Учителя данные пункты аттестации ни в коей мере не отражают.

Еще два пункта этого раздела отражают деятельность Учителя как классного руководителя и его участие в формировании здорового образа жизни учащегося.

Эта работа (очень объемная и тяжелая) входит в функциональные обязанности учителя. Она постоянно контролируется администрацией школы. Никто не допустит, чтобы у Учителя в этих делах были «Провалы». Однако, в папку к аттестации Учитель должен вложить подтверждающие документы (Как правило документы по классному руководству составляют, по количеству, больше половины общего объема документов для аттестации, листов 200–300). Короче, эти два пункта показывают навыки Учителя скрупулезно складывать бумажки в папку и ничего более. Реальность проведения мероприятий, их эффективность или интернет происхождение бумажек никто не проверяет, да это и невозможно. Формализм называется.

Раздел 3. Продуктивность личного вклада педагога в повышение качества образования.

Данные этого раздела заполняются по результатам открытого урока. Состоит из пяти пунктов.

3.1.Совершенствование методов обучения и воспитания

3.2.Продуктивность использования образовательных технологий (только для тех, кто аттестуется на высшую категорию).

Именно эти два пункта в наибольшей степени показывают мастерство Учителя. Однако баллы выставленные за эти пункты, особенно для Учителей, аттестуемых на 1-ю категорию, теряются среди баллов за всякую шелуху.

3.3. Продуктивность методической деятельности. Состоит из 10 подпунктов.

3.3.1. Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса.. То есть, Учитель перед началом учебного года разрабатывает свою рабочую программу на каждый предмет. Ничего нового в этих программах нет. Берется тематический план по УМК и в него вписываются мелкие детали и оформительские элементы, рекомендованные Минобрнауки. Получается 15-30 страниц на один предмет. Пачка бумаги заверяется, подшивается, скрепляется печать, укладывается на полку и больше ей никто, никогда не пользуется. Рабочие программы есть у всех. Оценивается наличие бумаг в папке.

3.3.2 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах и пр. Показывает сколько личного, либо учебного времени Учитель потратил на поездки по «везде». Содержание выступлений не учитывается, можно говорить хоть о «Влиянии колыхания травы на удои крупнорогатого скота». На практике Учителя ради баллов вынуждены тратить время на «ездыканья» по конференциям и семинарам. Польза от этих поездок конечно есть, особенно для энтузиастов своего дела, но мастерство Учителя этот пункт никак не отражает.

3.3.3. Проведение открытых уроков различных уровней. Понятно, что один блестящий открытый урок стоит 10 «никакущих», но качество никто не проверят, главное, чтобы была бумага с подписью и печатью. Проверяется административный ресурс, то есть умение пролезть со своим уроком на более высокий уровень, лучше на федеральный.

3.3.4 Научные, научно-методические публикации. Кто сказал, что Учитель должен писать статьи и книги? Это дело научно-преподавательского состава институтов и методистов Минобрнауки. Этот подпункт показывает, каким личным временем Учитель готов пожертвовать ради аттестации.

3.3.5. Публичное представление собственного педагогического опыта на различных сайтах. По идее то же самое, что и предыдущий пункт. Отдельно стоит собственный сайт. Реально работающий Учитель не в состоянии создать сайт, соответствующий предъявляемым требованиям, у него просто не хватит на это врем. Этот пункт показывает возможность учителя «напрячь» кого-то из родителей, друзей или своих родственников на создание и ведение сайта. К мастерству Учителя, это отношения не имеет.

3.3.6. Участие в проектно-исследовательской и др. деятельности. Ну это как повезет, если школа участвует в каком-либо эксперименте и Учителя включили в этот эксперимент приказом – получит свои баллы, если нет, то и баллов не будет. Подпункт оценивает степень «везучести» Учителя.

3.3.7 -3.3.9 Участие в экспертных, методических, аттестационных объединениях, комиссиях и пр. Это время, время и время, оторванное от учеников и семьи. Каким временем готов пожертвовать Учитель и администрация школы, столько баллов и будет.

3.3.10. Участие в профессиональных конкурсах. Конечно конкурсы показывают уровень Учителя, но времени для этого у тех Учителей, которые «все для детей» – нет. Сколько времени Учитель оторвал от работы с детьми, столько баллов и будет.

3.4. Награды

Данный пункт показывает

первое: административный ресурс Учителя (руководство школы должно представить к награде).

Второе: выделение времени на участие «везде», за это грамоты дают.

К мастерству Учителя наличие грамот имеет весьма косвенное отношение, особенно если Учитель принципиальный и не всегда ладит с руководством (у такого грамот не будет).

3.5. Профессиональное развитие.

3.5.1. Повышение квалификации. Зависит от количества часов, просиженных на различных курсах. К сожалению, большинство Учителей идет на курсы не «по потребности», а ради баллов в аттестации или по разнарядке. Качество обучения никто не проверяет. Формализм называется.

3.5.2. Второе профессиональное образование. Как правило, это психолог, логопед или что-то подобное. Замечательно, только на переподготовку решится не каждый Учитель.

Вывод:

Современная система аттестации проверяет все, кроме мастерства Учителя, вернее этому выделены пара пунктов, которые погоды в итогах аттестации не делают. Реально проверить работу Учителя можно только на открытых уроках. Но для этого проверяющие должны хоть что-то смыслить в педагогике с одной стороны и им нужно доверие от вышестоящих инстанций. Минобрнауки доверяет только бумажкам.

Бумажная волокита

Не только отчеты, но и вся деятельность Учителя забюрократизирована до ручки.

Вот, например рабочие программы:

Цели, задачи, направления изучения предметов – списывается из учебника или типовых планов. Содержание программы – Переписывается из тематического плана по УМК, но в другом виде. Основные требования к уровню знаний учащихся – переписывается из ФГОС, но опять в своем виде. Критерии оценки знаний обучающихся – переписываются из соответствующих документов.

Это в Минобрнауки вышеперечисленные данные видят один раз в год, Учитель с ними работает постоянно, ему это выписывать не нужно, если что и забудет, так посмотрит в первоисточнике.

Дальше идет собственно план (маленький фрагмент):

уроков

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий по теме (разделу)

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

О ДАРЕ СЛОВА / ВВЕДЕНИЕ/ (7 Ч)

1.

Речь устная и письменная

Регулятивные: на доступном уровне планировать свои действия для реализации задач урока; следовать рекомендациям памяток при анализе и списывании текстов; выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; обращаться к способу действий, оценивая свои возможности; осуществлять планирование своей деятельности; работая по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять свои ошибки с помощью учителя и самостоятельно; осуществлять взаимопомощь, само- и взаимокон­троль; вносить необхо­димые коррективы в собственные дейст­вия по итогам само­проверки, оценивать ре­зультаты

Познавательные: знакомятся со знаками, символами, приведёнными в учебнике; поиск и выделение информации из текста, выделение смысла высказывания, анализ высказывания, проверка; умение с большой долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала; ориентироваться в таблицах и схемах, анализировать и классифицировать языковой материал, осуществлять взаи­моконтроль; вы­делять сущест­венное, использо­вать языковой и ре­чевой опыт при вы­полнении учебных задач и создании вы­сказываний; ориентироваться в словарях и справоч­никах; понимать цель чтения и осмысливать прочитанное, извлекать информацию, представленную в различных формах; определять последовательность действий для решения предметной задачи; читать таблицу: осознавать содержа­ние граф, устанавли­вать общее и разли­чие, трансформи­ровать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице); наво­дить справки в тол­ковых словарях и справочниках; использовать изучен­ные правила, способы действий при выпол­нении учебных зада­ний.

Коммуникативные: использовать в общении правила вежливости; слышать, точно реагировать на реплики; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; корректно строить монологическое высказывание на задан­ную тему, участвовать в учебном диалоге, аргументируя свою точку зрения; проявлять интерес и уважение к различным мнениям, выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением, используя иллюстративный ряд; адекватно восприни­мать аргументиро­ванную критику оши­бок и учитывать ее в работе над ошибка­ми, планировать собственную коррек­ционную дея­тельность и дейст­вия, необходимые для решения орфо­графической задачи.

Личностные: осознавать ценности речи в жизни человека, понимать богатство и разнообразие языковых средств для выражения мыслей; осознавать необходимость изучения русского языка гражданами России любой национальности; стремление к со­блюдению языко­вых норм как усло­вию взаимопонима­ния собеседников; осознавать рече­вую культуру как часть общей куль­туры личности; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; иметь положитель­ную мотивацию и познавательный ин­терес к изучению языка своего на­рода; осознавать практи­ческую значимость изучения русского языка; осознавать русский язык как явление культуры русского народа, связь раз­вития языка с раз­витием культуры и общества; осознавать богат­ство речевых средств для выра­жения своего отно­шения к окружаю­щему; ориентироваться на понимание при­чин личной ус­пешности/ неуспешности в ос­воении материала; осознавать труд­ность предлагае­мого задания

02/09

2.

03/09

3.

Речевые действия

04/09

4.

07/09

5.

Правила записи слов. Безударные гласные

08/09

6.

Правила записи слов. Парные согласные. Непроизносимые согласные

02/09

Характеристики видов деятельности – это самое трудоемкий момент. Это, как если бы учитель физкультуры перечислял какие мышцы сокращаются при разных видах упражнений.

Например, вид познавательной деятельности «использо­вать языковой и ре­чевой опыт при вы­полнении учебных задач и создании вы­сказываний;». Это для чего писать? Чтобы подчеркнуть, что именно при изучении этого раздела ученики будут использовать речевой опыт. А в других разделах нужно писать? А если не написать, то что, ученики не будут использовать речевой опыт при создании высказываний? Может быть сотрудникам Минобрнауки, внедрившим подобные планы сначала прочитать «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.»?

Да знает Учитель эти виды деятельности и держит их в голове, а если у учеников что-то вызывает трудности, то он меняет виды деятельности по ходу дела.

Вот эти планы сшиваются, утверждаются, и складываются на полки. Никто в практической деятельности их не использует. А Учитель в работе использует вот такой листочек:

Вывод:

Сотрудники Минобрнауки не имеют представления о реальной деятельности Учителя. Они пытаются привести его деятельность к той, которая привычна им самим, то есть планирование и контроль. Проверяют они планирование и отметки о исполнении планов, проверяется отчетная документация. В понимании бюрократов, чем больше бумаг оформлено, тем качественнее выполнена работа. Как в песне Бутусова «Здесь мерилом работы считают усталость».

Никто и никогда не проверяет реальную педагогическую деятельность Учителя.

Положение учителя

Погоня за наполняемостью классов

Деньги следуют за учеником. В результате в городских школах наполняемость классов реально доходит до 30 и более учеников. И это в начальных классах. Отсутствие оплаты за переработку опускаем, как второстепенный факт. Учитель физически не в состоянии уделить каждому ученику требуемого внимания на уроке. Проверка тетрадей, заполнение всевозможных списков и отчетов, анализ всего и вся занимает чрезвычайно много времени.

В советское время ходила такая байка: «У доярки спрашивают: сколько молока можете надоить от коровы? – ведро. А два ведра можете? – могу, А три? – Могу, но тогда одна вода получиться». В переполненных классах ученики получают не знания, а воду.

Переполненность классов в начальной школе приводит к перегрузке Учителя, снижению качества обучения. «Эффективные» менеджеры снижают затраты, нагружая Учителей все больше и больше. Делать они это могут так как освобождены от всякой ответственности за качество обучения.

Положение молодого учителя

В школах широко практикуется неафишируемый отбор учеников в классы для «привелигированных» Учителей. Способов очень много. Например, в больших городах классы могут формироваться по ходу подачи документов, дети трудовых мигрантов окажутся в последнем классе (очень мобильны, заявления подают в последние недели). В малых населенных пунктах часть Учителей «набирают себе классы». Все друг друга знают, Учителя знают родителей и, соответственно подбирают себе детей. В результате молодым Учителям достаются «маленькие вожди краснокожих».

Методике преподавания молодых Учителей обучили в институте. Но, как показывает практика, они совершенно беспомощны как руководители. Руководить классом при тех ограничениях, которые наложило Минобрнауки, при полной невоспитанности части учеников, при агрессивном давлении со стороны родителей молодые Учителя не могут. Отсюда постоянные стрессы, чувство униженности и беспомощности. Если сюда добавить то, что руководство школы во всех конфликтах жестко занимает позицию родителей, то положение молодого учителя можно определить одним словом: беспросветность. Остаются либо те, для кого профессия учителя является призванием, либо приспособленцы.

Вывод:

Учитель перегружен ненужной бумажной работой. Профессионализм Учителя оценивается формально, по умению складывать бумажки в папку. Учитель ограничен в правах и не имеет возможность вести полноценную воспитательную работу. Обучение, а тем более воспитание детей Учителя осуществляют не «во исполнении», а «вопреки» требованиям Минобрнауки. Молодые Учителя не подготовлены к руководству классом. Во многих школах их «бросают на амбразуру» давая руководство наиболее сложными классами. В результате профессия Учителя так и не стала престижной. В образовании сложилось тяжелое положение с кадрами.

Предложения:

v Сократить не только отчетную, но и планирующую документацию, которую ведет Учитель и школа в целом. Дать время Учителю обучать и воспитывать детей

v Уровень профессионализма учителя проверять по его реальной деятельности, то есть ведение уроков и реальные достижения в воспитании детей.

v Привести систему олимпиад к нормальному состоянию, исключить из нее бизнес составляющую. Обязать учителей направлять лучших учеников на олимпиады районного уровня, а дальше как получится. Исключить показатель олимпиад из параметров аттестации.

v Запретить совместительство в школе (одновременное ведение 2-х классов начальной школы или нагрузку более 1,5 ставки по предметам).

v Создать в школах официальный институт наставничества для поддержки молодых Учителей.

v В обязательном порядке делать срез подготовленности учеников к школе. Директоров школ снимать с занимаемой должности за направление молодых Учителей в классы с наихудшей степенью подготовленности учеников к школе.

v Категорически запретить переполнение классов сверх установленных норм. Рассмотреть уменьшение нормы наполняемости классов для начальной школы. Оптимально, не более 20 человек.

О Министерстве образования и науки

Суть проблемы:

Стиль управления, избранный Минобранауки является малоэффективным и не позволяет достичь должных результатов в образовании.

Влияние авторитарного стиля управления на качество образования.

О большом количестве планирующей и отчетной документации, присущей авторитарному стилю говорилось выше. Однако в образовании начинают проявляться и другие недостатки этого стиля управления.

Действие по инструкции ведет к снижению квалификации, прежде всего в среднем управленческом звене. Снижение инициатива подчиненных, неизбежно присущая авторитарному стилю управления, негативно сказывается на качестве преподавания и воспитания. Ухудшается социально-психологический климат в коллективах.

Как известно авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты. Образование к таким видам деятельности не относится.

Обратная связь

Авторитарный стиль управления характеризуется тем, что любые ошибки, допускаемые руководством, безоговорочно воплощаются в жизнь. Ничье мнение не учитывается. Действительно «достучаться» до Минобрнауки практически невозможно.

Например:

На федеральном портале проектов нормативных актов был опубликован проект приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015».

В проекте, в частности было написано:

«7. Дополнить пунктом 19.1 следующего содержания:

. . .

В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий17.».(выделено мной)

Дополнить сноской 17 следующего содержания:

«17с учетом положений пунктов 10.10 и 10.30 Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2011 г., регистрационный № 22637) и от 25 декабря 2013 г. № 72 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2014 г., регистрационный № 31751)».

Кроме других предложений вношу предложение по данному пункту:

«19.1. При реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов необходимо учитывать, что объем основных учебных занятий в 1 – 2 классе не должен превышать 25 часов в неделю (в учебных часах). Проведение внеурочной деятельности за исключением кружковой работы запрещается. В первом классе ежедневно вводится дополнительный час занятий по выполнению домашних заданий»

Пояснение:

Существующие в настоящее время занятия «Внеурочная деятельность» для школьников ничем не отличается от основной учебной деятельности: те же классы, тот же Учитель, та же необходимость усваивать учебный материал. Переутомление детей на этих занятиях приводит к снижению уровня усвоения основного учебного материала.

Отсутствие домашних заданий в 1-м классе не позволяет ученикам закреплять полученные знания. Особенно это важно при обучении письму, когда вырабатываются двигательные навыки. Отсутствие домашних заданий приводит к значительной интенсификации классных занятий, что так же утомляет детей.

Важнейшая задача начальной школы – формирование навыков самостоятельного выполнения всех видов учебной деятельности. Однако такому виду учебной деятельности как выполнение домашних заданий, никто не учит. В результате, как показывают опросы родителей и наблюдение за выполнением домашних заданий учащимися, эффективность использования времени при выполнении этой работы крайне низка. Учащиеся постоянно отвлекаются, нерационально распределяют выполнение заданий по сложности и т. д. Выполнение домашних заданий в 1-м классе под руководством Учителя позволят привить детям навыки эффективного выполнения домашних заданий».

Да, в настоящее время я предложил бы работу по освоению приемов выполнения домашних заданий под руководством Учителя одним месяцем, а далее – обычные домашние задания, выполняемые дома.

Но суть в ответе на предложения:

Сводка предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения текста проекта приказа Минобрнауки России «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015»

По моему предложению:

Дополнить пунктом 19.1 следующего содержания:

Далее текст предложения

Не принято, так как вопрос домашнего задания относится к компетенции педагога и образовательной организации

Также, отмена внеурочной деятельности противоречит ФГОС. (Выделено мной)

Извините, но в обосновании прямая ложь: Вопрос домашнего задания не относится к компетенции педагога и образовательной организации. В проекте прямо написано: «В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний учащихся и домашних заданий17» (Выделено мной). Это прямой запрет.

В результате закон принят за N 734 от 17 июля 2015 г. Приведенные выше тексты с сайта удалены.

Вот еще пример, характеризующий способы ухода Минобрнауки от влияния на свою деятельность общественности, в том числе и Учителей. Это история принятия 83-ФЗ от 8 мая 2010 года. Понятно, что событие старое, но очень показательное. На обсуждение предлагался проект закона примерно в таком виде:

«Статья 13

Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2000, N 32, ст. 3339; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 28, ст. 2892; N 50, ст. 4844; N 52, ст. 5036; 2004, N 34, ст. 3535; N 52, ст. 5278; 2005, N 1, ст. 8; N 52, ст. 5572, 5589; 2006, N 1, ст. 8; N 6, ст. 636; N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 28; N 17, ст. 1929; N 18, ст. 2117; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5424; N 49, ст. 6079; 2008, N 30, ст. 3597, 3617; N 48, ст. 5500; 2009, N 1, ст. 18; N 15, ст. 1780; N 29, ст. 3582, 3629; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5733; N 51, ст. 6151; N 52, ст. 6450) следующие изменения:

1) в статье 6:

а) в абзаце двадцатом слово "бюджетного" заменить словом "казенного";

б) в абзаце двадцать третьем слово "бюджетных" заменить словом "казенных";

в) абзац тридцать второй изложить в следующей редакции:

"государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами;";»

Очевидно, что для понимания сути предлагаемого закона требовались хорошие навыки работы с юридическими документами, доступ ко всем изменяемым документам, время для формирования документов в измененном виде и их изучение. Ни у широкой общественности, ни у Учителей ничего этого нет и быть не может. Глумление называется. В результате закон прошел практически без изменений.

Достаточно было опубликовать Аналитическую записку ВБ № 29943 от сентября 2004 года, которая, по сути полностью совпадает с принятым законом и фокус бы не удался. Там хоть честно написано, что «Внедрение новой системы предполагает "победителей" и "проигравших". Исходя из этого, необходимо подготовить всех участников к предстоящим переменам до полного введения системы.» Если прочитать всю аналитическую записку, то станет понятно, что победившие – это автономные частные школы с солидным финансированием для элиты, проигравшие – все остальные школы, для остальных. Ни в 2010 г., ни сейчас общественность не приняла бы разделение образование на элитарное и для остальных.

А разделение, не особенно афишируемое, есть.

Достаточно посмотреть программу и предлагаемые услуги одной из частных гимназий и сравнить ее со стандартной.

Базовые предметы

Дополнительные предметы и курсы по выбору

Внеурочная деятельность

  • Русский язык
  • Литературное чтение
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Математика
  • Окружающий мир
  • Основы религиозных культур и светской этики
  • Музыка
  • Изобразительное искусство
  • Технология
  • Физическая культура
  • Хореография
  • Английский язык
  • Немецкий язык с носителем
  • Английский язык с носителем
  • Подготовка к кембриджским экзаменам
  • Экономика
  • Хор на немецком языке
  • Шахматы
  • Информатика на английском языке
  • Информатика и программирование для детей
  • Бальные танцы
  • Фортепиано
  • Гитара
  • Вокально-речевые классы
  • Карате
  • Плавание
  • Поддерживающее чтение
  • Проектная деятельность
  • Экскурсионная деятельность
  • Литературно-музыкальные гостиные
  • Арт-студия
  • Спортивно-оздоровительные мероприятия
  • Оригами

Сюда нужно добавить преподавателей из США, Великобритании, Австрии, а также то, что в подобных школах используются совершенно другие технологии обучения. Ну и расценки: Детский сад – 35 тыс. руб. в месяц. Подготовка к школе – 12 тыс. руб. в месяц. Обучение в школе: полупансион –55 тыс. руб. в месяц; пансион (понедельник – пятница) – 79 тыс. руб. в месяц; пансион – 86 тыс. руб. в месяц. Ломоносов в наши дни так бы и ходил с рыбным обозом до самой старости.

Вывод.

Использование Минобрнауки авторитарного стиля управления не отвечает интересам развития образования в стране. Такой стиль управления приводит к деградации профессиональных качеств как Учителей, так и административного состава всех уровней, включая само министерство. Деятельность министерства полностью непрозрачна, игнорирует всякое влияние общественности на принимаемые решения.

Предложения:

v В целях повышения квалификации управленческих кадров всех уровней, запретить занимать должности, связанные с организацией учебного процесса лицам, имеющим стаж преподавания в школе или в вузе менее 3-х лет.

v Подобрать тренинговую компанию и организовать занятия с сотрудниками управления образования, направленные на формирование более эффективного стиля управления.

v Провести в Минобрнауки мероприятия, направленные на повышение прозрачности деятельности министерства и обеспечение возможность реального влияния общественности на деятельность министерства.

Понятно, что в коротком письме невозможно описать все проблемы, которые существуют в системе образования. Если благодаря письму будет решена хотя бы одна проблема, это будет большая помощь образованию.

[НА1]