Найти тему
#стройстори

СТРОЙКА НА КОСТЯХ.

Человеку нашего времени строительство домов, мостов и прочих объектов кажется занятием мирным и позитивным, ни с какими ужасами не связанным (если не считать несчастных случаев на стройке, которые в современных условиях, благодаря технике безопасности, не бывают ни особенно частыми, ни массовыми). Однако так было не всегда. Во времена давние на стройках происходило много чего такого, что в наши дни было бы готовыми сценами из "крутых" фильмов ужасов.

Учёным давно было известно о древнем обычае "строительной жертвы", когда для устойчивости и долговечности какого-либо строения в основание объекта под фундамент или в сам фундамент (здания, моста, крепости и т.д.), или в стену замуровывалась жертва - животное или человек. Либо же кровью жертвы кропилось место будущего строительства. Так задабривались духи Земли, которых могла потревожить стройкой, либо духи стройматериалов (камней, деревьев), которых также могло побеспокоить то, что деревья и камни рубили, обтёсывали и передвигали с места на место. Или же так будущему объекту пытались обеспечить собственного духа-покровителя. Ведь по древним поверьям дух погибшего насильственной смертью и не захороненного как положено человека оказывался привязан к месту своей гибели. Оно становилось "домом" для этого духа и он, естественно, берёг и защищал этот свой "дом".

Есть множество средневековых западноевропейских легенд. В них рассказывается о том, как строители при возникновении проблем, например, если обрушалась уже почти построенная стена, замуровывали заживо в стене или в её фундаменте человека. Согласно древним поверьям, самая лучшая жертва - жертва добровольная. Поэтому "добровольность" всячески старались обеспечить или, хотя бы, имитировать. Чаще всего в качестве жертвы выступали дети - либо сироты, либо купленные у нищих матерей. Этих детей заманивали в уже подготовленную нишу, где тоже заранее накрывали стол со всякими "вкусняшками", и, пока голодные дети ими "закидывались", строители по-быстрому их замуровывали, по ходу дела рассказывая ничего не подозревающим жертвам, что это такая игра.

В России тоже есть подобные предания. Правда, их гораздо меньше, чем в Европе и в качестве строительной жертвы на Руси выступают чаще не дети, а молодые женщины, которых живьём закапывали под фундамент строения. Например, такая легенда бытует о строительстве нижегородского кремля, под стеной которого была, якобы, зарыта подвернувшаяся под руку строителям молодая жена местного купца Григория Лопаты (случай этот, если он был, относится к нач. 16-го в.). Правда, здесь уже ни о какой "добровольности" жертв речи не было.

Однако в сказаниях и легендах всегда много вымысла. Сомнительно, чтобы этот древний языческий обычай был бы так уж широко распространён в позднем средневековье в христианских Европе и Руси. Христианство крайне отрицательно относилось к жертвоприношениям духам (которые считались чертями) вообще и к человеческим жертвам в особенности. К тому же, на территории России не было найдено ни одного артефакта эпохи позднего средневековья, которые можно было бы определить как строительную жертву. В Европе такие находки есть, но число их невелико и, в основном, это всё же не останки людей, а останки животных. Так что в легендах, скорее всего, просто сохраняется память о событиях, которые имели место в эпохи, гораздо более ранние.

А вот в ранние эпохи такие жертвы не просто были. Они были часто массовыми. Ведь для духов Земли и прочих духов людям древности было ничего не жалко, даже жизни, особенно если речь шла о жизнях захваченных в плен врагов. И археологические находки это подтверждают.

В 1976 г. в Китае в провинции Шэньси начались раскопки в местечке Симао (продолжающиеся по сей день), где учёные давно подозревали наличие остатков древней, неизвестной науке цивилизации в регионе, примыкающем к северной излучине реки Хуанхэ. Они не ошиблись.фф Был открыт город, построенный из камня, и древняя история Китая заиграла новыми красками. Уже в нач. 21-го в. начались раскопки и на других подобных объектах. И опять случились открытия: нашли город Бикун в соседней провинции Шаньси в 50 км. от Симао и город Хоученцзуй в 450 км. от Симао на территории авт. р-на Китая Внутренняя Монголия, который, опять же, является сопредельным провинции Шэньси регионом.

Пока неясно, относились ли эти города к одной цивилизации или к разным (хотя у них много сходного, в том числе сходство в архитектурных элементах, вроде однотипных мощных каменных крепостных стен с башнями и редутами). Все названия этих городов присвоены им современными учёными, их древние названия неизвестны. Но все эти города относятся к одной и той же исторической эпохе - примерно 2300 - 1800 лет до н.э.

Открытие это настолько замечательно, что о нём стоит немного рассказать. Раньше считалось, что первой цивилизацией на территории Китая было царство Шан-Инь на берегах реки Хуанхэ, возникшее на 500-400 км. к востоку от Симао в современной провинции Хэбэй и лет на 200-100 позже, чем Симао был покинут жителями (скорее всего из-за изменения климата: климат стал гораздо суше и холоднее). Сведения о более ранних "императорских" династиях Китая, например, о предшествовавшей Шан-Инь династии Ся, считались легендарными. Однако после вышеупомянутых открытий эти сведения перестали выглядеть так уж легендарно. Тем более, что племя шан, основавшее царство Шан-Инь пришло в Хэбэй откуда-то с запада.

В Симао был раскопан большой каменный город, занимавший площадь около 400 га., обнесённый мощными, каменными же, крепостными стенами с барбакарами (система из двух башен для защиты ворот) и редутами (выступающая вперёд буквой "П" часть стены для обстрела штурмующих стену врагов). А посередине города была откопана огромная пирамида, также обнесённая крепостной стеной. Население города составляло 15 - 20 тысяч человек.

Пирамида была построена ок. 2300-го г.до н.э., т.е. она - ровесница великих египетских пирамид фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и  Миккерина (Менкаура) в Гизе. Но размеры пирамиды в Симао потрясают. Она вдвое ниже (70 м.) самой большой египетской пирамиды - пирамиды Хеопса (146 м.). Однако длины сторон её основания более, чем в два раза больше (490 м.), чем у пирамиды Хеопса (230 м.). Соответственно, и занимаемая ей площадь более, чем в четыре раза больше (24 га) площади основания пирамиды Хеопса (5,3 га). У пирамиды в Симао только верхняя площадка занимает 8 га., в полтора раза больше, чем вся площадь основания пирамиды Хеопса.

Пирамида возведена в виде ступенчатой пирамиды из одиннадцати ярусов, "поставленных" друг на друга по мере их уменьшения от низа к верху. На верхнем ярусе-площадке был возведён дворцовый комплекс для правителей города и городской элиты, а также храмы и ремесленные мастерские, бассейн и резервуары для воды. Так что пирамида Симао являлась своеобразным городом в городе. Сама она также была обнесена мощной крепостной стеной, на строительство которой ушло 125.000 м³ камня. Цивилизация Симао была цивилизацией бронзового века, о чём свидетельствуют многочисленные бронзовые артефакты от орудий труда до оружия.

-2

Жители Симао практиковали человеческие жертвоприношения, причём достаточно массовые. При раскопках восточного участка крепостной стены, окружавшей пирамиду было найдено 80 человеческих черепов, распределённых по шести специальным ямам, устроенным под стеной и под воротами в стене, окружающей пирамиду. По 24 черепа лежало в двух ямах под восточными воротами и под главными воротами. В остальных четырёх ямах под восточной стеной лежали остальные 32 черепа по 8 в каждой яме. Упорядоченное расположение черепов свидетельствует о проведении ритуала, а то, что черепа находились непосредственно под стеной и под воротами свидетельствует, что это, скорее всего, именно ритуал строительной жертвы.

-3

Все черепа принадлежат девушкам 15-17 лет (впрочем, по меркам тех времён, молодым женщинам). Сначала учёные думали, что девушкам отрубили головы, но исследование останков показало, что головы были отрезаны у них уже мёртвых. Убиты же они были либо ударом тупым тяжёлым предметом по затылку (и этим женщинам ещё повезло), либо сожжены заживо. Кстати, хотя до конца и непонятно, как связан Симао с цивилизацией Шан-Инь, но оба способа жертвоприношения - забивание до смерти и сожжение заживо - применялись впоследствии и в царстве Шан-Инь.

Кем были эти девушки, конечно же неизвестно. Скорее всего пленницами, захваченными воинами Симао либо в одном из соседних враждебных городов, либо в войнах с кочевыми племенами, жившими неподалёку от города. В конце концов, недаром же Симао и другие города региона были обнесены мощными укреплениями. Значит, было с кем воевать и от кого защищаться. В общем, европейские легенды о детях, которых плачущие строители вынуждены были замуровывать в стенах, чтобы обеспечить сохранность плодов своего труда, покуда ничего не подозревающие детки лакомились напоследок вкусняшками, выглядят добрыми сказочками на ночь по сравнению с суровой прозой жизни и смерти на просторах древнего Китая на заре цивилизации.

Впрочем, в эпохи более поздние обычай строительной жертвы никуда не делся. В античности не в легендах, а в документах зафиксированы случаи, когда при основании новых городов приносились в жертву молодые женщины, кровью которых окроплялось место будущего города. Такие случаи были в Державе Александра Македонского (4-й в.до н.э.), в Римской Империи времён императора Траяна (2-й в. н.э.). Правда, в этих случаях в жертву приносилась только одна девушка на закладываемый город. Массовой бойни, как в Симао, не устраивали. А от поздней Римской Империи 4-5 в.в. н.э., Империи уже христианской, но ещё во многом языческой, сохранились церковные документы, рекомендующие строителям, под страхом церковного наказания, приносить в качестве строительной жертвы животных, а не людей. Как известно, дыма без огня не бывает...

Кое где этот "замечательный" обычай дожил почти до 20-го в. Ещё в конце 19-го в. учёные-этнографы фиксировали у индейцев-тлинкитов Аляски обычай, когда при начале строительства жилища вождя племени убивали раба (из захваченных в плен иноплеменников) и его кровь проливали на место будущего жилища. А последний случай строительной жертвы, причём у народа весьма цивилизованного, был зафиксирован в 1885 г. в Мьянме (Бирме). Тогда, на фоне военной истерии перед ожидающимся вторжением британских колонизаторов, был предпринят срочный кап.ремонт крепостных башен столичного города Мандалай. В стены башен было замуровано 52 человека. Правда, предварительно их хорошенько накормили, изрядно накачали алкоголем и дали веселящих наркотиков, обеспечивая таким образом "добровольность" жертвы. Впрочем, в этом случае жертва не помогла: войска Мьянмы были разбиты, Мандалай пал и страна на 60 лет стала английской колонией.

Поскольку случай в Мьянме показал, что современные духи перестали принимать подобные жертвы, очевидно, что ныне исчезнувший кровавый обычай надо оставить прошлому, которому он и принадлежит, а в современных духов при начале строительства объекта лучше ублажить водкой и солёными огурцами.

#пирамиды #китай #жертвоприношения

Услуги инженера-сметчика и инженера-пто +79186322216 / 6322216@mail.ru (Бюро сметчиков и смежников ЯКС+)