Найти тему
Белорус и Я

10 раз Петра Грищенко официально представляли к званию Героя страны. А в ответ – молчание

Оглавление
Он потопил 17 фашистских кораблей и одну подводную лодку, он подставлял мины прямо под суда немецких конвоев, он без перископа прошёл под водой 500 миль, он ремонтировал лодку прямо под днищами немецких тральщиков. Только за один поход весь экипаж его подводной лодки был награждён орденами (не медалями!). По количеству потопленных за время Великой Отечественной войны фашистских судов его Л-3 "Фрунзевец" держит первое место. Но звание Героя ему так и не присвоили. До сих пор.

Десятикратный кандидат в Герои

Командир советской подводной лодки Л-3 капитан 2-го ранга Петр Денисович Грищенко у рубки своего корабля.
Командир советской подводной лодки Л-3 капитан 2-го ранга Петр Денисович Грищенко у рубки своего корабля.

В последнее время на радио стали звучать забытые песни. И это радует. На днях услышал давно написанную песню на слова Ольги Берггольц «Подводная лодка уходит в поход»:

Подводная лодка уходит в поход
в чужие моря и заливы.
Ее провожают Кронштадт и Кроншлот
и встречи желают счастливой...

Поэтесса посвятила эту песню подводнику Петру Грищенко, который в первые годы Великой Отечественной войны потопил 17 фашистских кораблей и подводную лодку. Но его подвиг и сегодня не получил должной оценки.

С-под Одессы

Родился Петр Дионисович (впоследствии в документах он стал Денисовичем) 12 июля 1908 года в селе Голта (в 1919 году уездный город Богополь, село Голта и заштатный город Ольвиополь были объединены в окружной центр Одесской губернии — город Первомайск) в семье Дионисия Андреевича и Екатерины Петровны Грищенко. Пётр был третьим ребёнком в семье. После смерти отца от тифа в 1916 году воспитывался дедом по линии матери. В своей книге «Соль службы» Грищенко описал этот период следующим образом:

«Платить за квартиру было нечем, и мы переехали к деду — отцу матери. Дед был человек трудолюбивый, очень набожный, — что не мешало ему, правда, иметь крутой нрав. В воспитание наше он вмешивался больше кнутом и окриком. Мать не могла нас защитить, потому что и её он подчинил своей воле».

Петр учился в церковно-приходской, а затем в железнодорожной школах. Мальчишкой чистил котлы пароходов, стоявших в Одесском порту. После школы поступил в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, которое окончил в 1931 году.

И один под водой – воин

Великую Отечественную войну Петр Денисович Грищенко встретил уже опытным моряком. Шел ему тридцать третий год, за плечами было военно-морское училище и академия, после окончания которой капитан 3-го ранга был направлен на Балтику командиром подводного минного заградителя Л-3 «Фрунзевец». В первый же день войны лодка Грищенко несла дозор в море, а уже через четыре дня Петр Денисович получил приказ комбрига капитана 1-го ранга Николая Египко выставить минные заграждения в районе Мемеля (Клайпеды). На установленных минах позже подорвался и затонул тральщик «Гюнтер».

В районе Данцигской бухты Л-3 выставила минные заграждения, и на них впоследствии подорвались и затонули фашистские транспорты «Хенни», «Полукс», и «Эгерау». Согласитесь, тральщик и три транспорта – уже солидный вклад подводников «Фрунзевца» в первые месяцы войны в будущую победу.

"Командир подводного минного заградителя Грищенко в каждом боевом походе выполнял роль камикадзе, - писал подводник, контр-адмирал профессор Георгий Костев. - Кроме 12 торпед (в каждой по 300 кг тротила) Л-3 брала на борт 20 мин (по 200 кг тротила). При необходимости эти смертоносные "поплавки" выходили из специальной минной шахты и с помощью якоря ставились на заданную глубину (60-100 метров) в тех местах, где проходил вражеский фарватер.
Глубину постановки "поплавков" определял командир - в зависимости от водоизмещения корабля противника и его осадки. А для этого приходилось заходить в узкие места, на мелководья, непосредственно к берегу, где располагались морские базы немцев. Иногда приходилось часами, лежа на дне, дожидаться выхода вражеских конвоев. И не дай бог, если впереди конвоя шел их минный тральщик, очищающий фарватер от наших "тротиловых сюрпризов". Наша лодка могла погибнуть под глубинными бомбами, сбрасываемыми с тральщика. Тогда командир Л-3 Петр Грищенко ставил мины у него за кормой, чтобы идущий следом немецкий караван сам нарывался на "поплавок". Тут требовалось особое мастерство".

Минзаг на дне

Шел август 1942 года. Выполняя боевую задачу, Л-3 заняла позицию в районе юго-западнее острова Борнхольм. Район очень важный для фашистов, так как здесь находились центр германского судостроения и система военно-морских баз Макленбургской, Любекской и Кильской бухт. И здесь у наших подводников неожиданно случилась беда: лопнула крышка цилиндра правого дизеля. Ее надо было менять, но это требовало ухода с позиции и часов шестнадцать рабочего времени.

Грищенко пошел на оправданный риск - положил минзаг на грунт. Когда температура крышки спала, подводники подручными средствами подняли трехсоткилограммовую махину. Работали очень тихо, чтобы не засекли «слухачи» фашистов. Когда работы уже подходили к концу, рядом с лодкой прогрохотала якорь-цепь. Гидроакустик старший матрос Жеведь доложил: «В бухту вошло полтора десятка вражеских миноносцев, сторожевиков и тральщиков». Работы продолжили, но крайне осторожно. Даже гирокомпас остановили, ботинки сняли с ног, чтобы не стучали по палубе. В страшном напряжении провели подводники полсуток, но себя не обнаружили и поставили две минные банки. На них позже подорвались четыре транспорта, шхуна и подводная лодка «U-446».

Члены экипажа Л-3 вместе с командиром Петром Грищенко
Члены экипажа Л-3 вместе с командиром Петром Грищенко

В этом же походе проверил Грищенко и силу торпедного оружия Л-3. 18 августа вахтенный командир обнаружил вражеский конвой: двенадцать транспортов шли в охранении миноносца, нескольких катеров и сторожевых кораблей. Грищенко принял решение атаковать самый большой транспорт и двумя торпедами его потопил. Фашисты два часа «фильтровали воду» в том квадрате, сбросили 38 глубинных бомб, но минзаг ушел.

За мужество и героизм командир и 15 членов экипажа были награждены орденом Ленина, еще 24 - орденом Красного Знамени. 15 - орденом Красной Звезды.

«Ничего подобного, пишет ветеран-подводник капитан 1 ранга Геннадий Дрожжин, - в истории ни одной морской державы мира не существует: за один поход все без исключения члены экипажа корабля были награждены орденами (не медалями), среди которых почти треть высшей награды государства. Это достойно занесения в книгу рекордов Гиннеса».

– В 1976 -1984 годах я служил командиром эскадры подводных лодок Балтийского флота, – рассказывал мне вице-адмирал в отставке Николай Хромов. – Петр Денисович неоднократно приезжал к нам в Лиепаю. Человек высокой интеллигентности и культуры, он был всегда подтянут и общителен. Но внешне выглядел несколько серьезным. Даже можно сказать сумрачным. Его выступления всегда отличали точность изложения и любовью к сослуживцам. Особенно экипажу Л-3. Нас удивляло, что многих он помнил по имени-отчеству, был точен в датах, цифрах, событиях...

Вслепую

Профессионально и ярко рассказывает Петр Денисович в книгах « Схватка под водой» и « Соль службы» о самом драматичном, пятом боевом походе подводной лодки в ноябре 1942 года.

Подводники без помех поставили мины в районе острова Уте. Кстати, на минах в этом районе подорвался и затонул фашистский транспорт «Гинденбург».

Потом подводная лодка поставила несколько минных банок в районе Мемеля - Либавы. Там впоследствии ушли на дно транспорты «Остланд», «Вольфрам», «Диршау». Здесь 13 ноября и был обнаружен идущий на юг конвой врага.

Условия для атаки были прекрасные, и Грищенко принял решение атаковать главную цель. Но вдруг опустился туман, видимость ухудшилась. Командир, однако, своего решения не изменил. На боевом курсе Л-3 неожиданно попала в самую середину конвоя. Шумы заглушили пеленг главной цели. Как атаковать? Всего на мгновение поднял Грищенко перископ, чтобы уточнить пеленг на цель. И на миг увидел надвигающийся борт вражеского корабля. И тут же таранный удар сорвал с подлодки оба перископа. Командир с разбитой головой упал на палубу рубки, а лодка резко ухнула вниз.

Лишь на глубине 42 метра удалось задержать падение. Ослепший « Фрунзевец» шел под водой пятьсот миль, пробивался через минное поле в Финском заливе и семьдесят три раза пересекал линии мин. Судьба благоволила к подводникам..

1 марта 1943 года, за несколько дней до перевода Петра Денисовича Грищенко в штаб флота, пришла весть: минзагу присвоено гвардейское звание.

Герой не Герой

В наградных реляциях фамилия командира, однако, умалчивалась. Казалось бы, что еще нужно: цифры - вот они, записанные как в наших документах, так и подтвержденные немецкими архивами. Но в нашей действительности факты - это еще не всегда упрямая вещь.

Видимо, припомнили Грищенко и арест за отказ после академии служить в Главном штабе ВМФ, и то, что запретил когда-то своему комиссару курить на мостике подводной лодки, чем вызвал его неадекватную реакцию. И еще многие мелочи, которые в сумме своей становились препоной к высшей оценке воинского труда подводника Балтики, вклад которого в Победу - 35.506 тонн. Или семнадцать транспортов и подводная лодка противника.

Командующий Краснознамённым Балтийским Флотом в 1939-1946 гг. адмирал Владимир Трибуц спустя годы напишет:

«Теперь, через 20 лет, выяснилось, что «Л-3», по объёму потопленного во время войны тоннажа, опередила на флоте всех кроме лодки, которой командовал А. И. Маринеско. А по искусству кораблевождения и по использованию оружия, по тактике — словом, по всем боевым показателям — «Л-3» не имела себе равных».

В декабре 1946 года, получив недвусмысленные намёки со стороны начальства о невозможности дальнейшего продвижения по службе на Балтике, Грищенко был зачислен адъюнктом в Военно-морскую академию им. К. Е. Ворошилова, где в июне 1948 года защитил диссертацию на cоискание учёной степени кандидата военно-морских наук по теме «Анализ использования подводных лодок в Великой Отечественной войне». Затем остался на преподавательской и научно-исследовательской работе в Военно-морской академии.

В 1952 году издал труд «Боевая деятельность подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота на Балтийском море в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Перу знаменитого подводника принадлежат книги «Мои друзья подводники», «На минном заградителе Л-3», «Глубинный дозор», «Соль службы», «Схватка под водой»… Капитан 1 ранга Грищенко был награжден двумя орденами Ленина , орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя ордена Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями

-5

Многие годы ветераны войны и Балтийского флота пытались восстановить справедливость в отношении Александра Маринеско: он стал посмертно Героем. Восторжествовала справедливость в отношении еще одного подводника Балтики - командира подводной лодки «Лембит» Алексея Матиясевича - посмертно ему присвоено звание Героя России. А документы Петра Грищенко, отправленные Военным советом Балтийского флота вместе с представлением на Матиясевича, в очередной раз затерялись в московских коридорах власти. Бесследно исчезли и последующие представления.

Профессор, действительный член Академии Военных наук ветеран-подводник контр-адмирал Г. Костев много лет назад писал, что Петр Денисович Грищенко «10 раз официально представлялся к званию Героя страны. А в ответ – молчание»

Петр Денисович Грищенко ушел из жизни в начале девяностых годов прошлого века, ему уже сегодня ничего не нужно. И не для собственной корысти, а ради справедливости, для воспитания потомков хочу обратиться к Президенту России: кто более Грищенко достоин высшего в Отечестве звания?

Валерий ГРОМАК

От редактора канала

Полностью поддерживая Валерия Громака я решил задать вопрос по этой теме Президенту. Возможно, он прозвучит в эфире на прямой линии 14 декабря. Но даже если это не произойдёт, нам обещают, что на все вопросы будут даны ответы. Посмотрим, что нам ответят. Текст вопроса такой:

Уважаемый Владимир Владимирович!
Буквально несколько дней назад вся наша страна праздновала День Героя. Между тем, у нас до сих пор есть ещё немало людей обойдённых этим званием совершенно несправедливо, что признаётся всеми.
Пожалуй, наиболее яркий пример – командир подводного минного заградителя Л-3 «Фрунзевец» капитан 1-го ранга Пётр Денисович Грищенко. За первые три года войны он потопил 17 фашистских кораблей и одну подводную лодку. Это только то, что задокументировано. Только за один поход весь экипаж его подводной лодки, 54 человека, был награждён орденами (не медалями!). По количеству потопленных за время Великой Отечественной войны фашистских судов его Л-3 "Фрунзевец" держит первое место, по суммарному тоннажу она уступает только С-13 (командир капитан 3-го ранга А. И. Маринеско). Рубка его минзага Л-3 установлена в Москве на Поклонной горе. Сам же капитан 1-го ранга Грищенко, будучи несомненным Героем, звания Героя официально так и не получил
Его не менее пяти раз представляли к званию Героя, однако все представления были отклонены. Хотя другим командирам субмарин (всего за время Великой Отечественной Войны звание Героя получили 18 командиров-подводников) всего за один затопленный транспорт, а иногда и за меньшие деяния).
Многие годы ветераны войны и Балтийского флота пытались восстановить справедливость в отношении Александра Маринеско: и он стал посмертно Героем. Восторжествовала справедливость в отношении еще одного подводника Балтики - командира подводной лодки «Лембит» Алексея Матиясевича – в 1995 году ему посмертно присвоено звание Героя России.
Пётр Денисович ушёл из жизни в 1991 году так и не дождавшись справедливой оценки своих подвигов. При этом, даже его постсоветские критики,. утверждая, что цифры побед командира минзага завышены, даже они признают бесспорность 1 торпедной и 5 минных побед Петра Грищенко, а это уже не одна, а, как минимум, две звезды Героя.
Мы уверены, что несмотря на то, что легендарного подводника уже более 30 лет нет с нами, стране никогда не поздно отдать долг человеку, столько сделавшему для неё в трудные годы войны. Тем более, что и в послевоенный период он немало сделал для нашего подводного флота, которому служил на научно-исследовательской и преподавательской работе в Военно-морской академии им. К. Е. Ворошилова вплоть до ухода в отставку в 1966 году.
Просим вас разобраться в ситуации и либо представить капитана 1-го ранга Петра Грищенко к званию Героя России (посмертно), либо поручить военным историкам объяснить людям. по какой причине он этого звания не достоин.
С уважением
Журналист, писатель и блогер Валерий Чумаков (Москва)
Капитан 1-го ранга в отставке Валерий Громак (Калининград)
-6

Фото: wikipedia.org

© "Белорус и Я", 2023

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!

Хотите, чтобы мы и дальше радовали Вас интересными и важными материалами?
👉👉👉 Помогите каналу развиваться 👈👈👈

Другие материалы нашего канала на тему Великая Отечественная война вы можете увидеть здесь:

Великая Отечественная война | Белорус и Я | Дзен

Топ-3

76 лет назад нацисты превратили генерала Дмитрия КАРБЫШЕВА в ледяную глыбу
Белорус и Я
19 февраля 2021