Одной из причин продажи компании эксперты считают санкционные риски
Волжское пароходство (LR. подконтрольно Fletcher Group Владимира Лисина) намерено сосредоточиться на перевозке грузов, отказавшись от сопутствующих направлений, в связи с чем завершило продажу Окской судоверфи, сообщает «Коммерсантъ». Как утверждают собеседники издания, покупатель – бывший председатель совета директоров и акционер «Совфрахта» Александр Иванов, который отказался от комментариев.
История вопроса:
Эксперты отмечают, что Окская судоверфь – одно из лучших в техническом и управленческом плане небольших судостроительных предприятий и обеспечена заказами, однако компании необходимо «грамотное управление».
– В соответствии с принятым «Волга-флотом» направлением развития компания сосредоточилась на перевозке грузов морским и речным сухогрузным флотом, отказавшись от сопутствующих направлений. В этой связи в 2022 году был заключен договор на реализацию пакета акций Окской судоверфи, расчеты по которому завершились в текущем году, – пояснили в компании.
В этом году Окская судоверфь завершила сдачу серии из пяти морских противопожарных буксиров-спасателей проекта NЕ025 для Морспасслужбы («Тиман», «Тепсей», «Печак», «Узон» и «Фавор»), спустила на воду два сборщика льяльных вод проекта RST38 «Копорье» и «Коппи» для «Росморпорта», самоходное сухогрузное судно проекта RSD71 «Конструктор Егоров». По данным за 2020 год (самые поздние, имеющиеся в «СПАРК-Интерфакс»), выручка компании составляла ₽9,2 млрд, чистая прибыль – ₽1,07 млрд.
Процесс продажи Окской судоверфи был фактически завершен еще в 2022 году. В 2023 году Владимир Лисин продал и другой подконтрольный ему крупный транспортный актив – Первую грузовую компанию, сумма сделки составила ₽270 млрд.
Окская судоверфь специализируется на гражданском судостроении, хотя периодически сотрудничала с Минобороны, строя рейдовые разъездные катера проекта 21270.
По мнению Надежды Малышевой из PortNews, высокое качество активов не требует больших дополнительных инвестиций, предприятие обеспечено заказами на два года вперед, суда «река-море» сейчас пользуются большим спросом, который будет расти. Востребованы сухогрузы и танкеры класса «река-море», которые летом работают по реке, а зимой направляются на прибрежное плавание в Черном море, обслуживая, в том числе сообщение с Турцией.
Для того, чтобы верфь не потеряла свои позиции, необходимо грамотное управление со стороны нового собственника. Эксперт отмечает, что покупатель, о котором говорит рынок, «не очень известен как самостоятельный бизнесмен в судоходной отрасли, однако часто выступал партнером в различных шиппинговых бизнесах».
Напомним, в октябре 2023 года Sitronics Group выкупила 25% долей ООО «Пермская судоверфь» у Фонда развития Пермского края (ФРПК). Стороны не раскрывают цену выкупа доли. Близкий к верфи источник утверждает, что блокирующий пакет обошелся инвестору в ₽100 млн. LR