Синтезаторы – это музыкальные инструменты, способные создавать и модифицировать звуки с помощью электронных сигналов. Одним из самых известных и популярных советских синтезаторов был Электроника-ЭМ25.
Электроника-ЭМ25 "Синтезатор - стрингс" был разработан и произведен в Советском Союзе в 1980-х годах. Этот синтезатор имел внушительный размер и вес, что делало его несколько неудобным для переноски. Однако его звучание и возможности вполне компенсировали этот недостаток.
Электроника-ЭМ25 имел 61 клавишу, а также множество регуляторов и переключателей, позволяющих настроить и изменить звучание инструмента. Он предлагал различные звуковые эффекты, включая различные формы волны, настройки фильтров и громкости. Этот синтезатор мог создавать звучание органа, духовых и скрипичных инструментов, с пометкой на электронный характер звука.
Одной из самых интересных особенностей Электроника-ЭМ25 была возможность использования аналоговых эффектов, таких как "вибрато" и "тремоло", которые придавали звукам инструмента дополнительные эмоциональные оттенки. Эти эффекты были особенно популярны в жанрах электронной и симфонической музыки.
Синтезаторы Электроника-ЭМ25 широко использовались в советской музыкальной индустрии, их можно было услышать во многих песнях и композициях того времени. Они нашли применение в различных жанрах, от поп-музыки до саундтреков к фильмам.
С течением времени Электроника-ЭМ25 постепенно уступил место более современным и продвинутым моделям синтезаторов. Однако его влияние на развитие электронной музыки в Советском Союзе остается значимым.
Сегодня Электроника-ЭМ25 стал коллекционным предметом для многих энтузиастов и ценителей винтажной электроники. Его неповторимое звучание и оригинальный дизайн продолжают привлекать внимание музыкантов и коллекционеров со всего мира.
Таким образом, синтезатор Электроника-ЭМ25 остается ярким примером успеха советской электроники. Его уникальные звуковые возможности и вклад в развитие отечественной музыкальной индустрии делают его важной частью истории советской музыки.
https://www.youtube.com/watch?v=ZlBK5vkyIZY
https://youtu.be/NIiWNMZmOAo?si=EZBZAaMWJ8U9y7pB
Достоинства:
Самобытное звучание, имитирующее тембры органа, струнных и духовых; удобные клавиши; простое и понятное управление
Недостатки:
Ненадежные электронные компоненты, склонность к поломкам, не любая клавишная стойка выдерживает вес инструмента.
Синтезатор ЭМ-25 хорошо известен в кругах музыкантов, с ее помощью было записано немало аранжировок песен и инструментальных пьес в разных жанрах. Из нее даже в наши дни можно извлекать тембры, аналогичные звучанию транзисторных комбо-органов из музыки 1970-х гг., исполнявшейся такими группами, как Led Zeppelin, Emerson, Lake and Palmer. "Струнная" и "духовая" синтезаторные секции тоже интересны. В общем, инструмент можно использовать настолько широко, насколько хватит таланта.
Электроника ЭМ-25 оснащена клавиатурой стандартного формата, позволяющей без акробатических упражнений играть партии для двух рук. Конечно, чтобы исполнять классические клавирные произведения диапазона в 4 октавы мало, но для большинства современных музыкальных пьес достаточно.
Ручек управления у данного инструмента немного, особенно если сравнивать с модульными синтезаторами. Три яркие кнопки со светодиодами позволяют одним нажатием переключаться между секциями струнных, духовых и электрооргана.
Органы настройки тембров разделены на три группы. Фейдеры управляют громкостью звучания регистров. По традиции они имеют условные обозначения в футах, как у родоначальника, духового органа. Самые низкие звуки на "Электронике" задает 16' регистр, а самые высокие - 2'.
Комбинируя их мы управляем количеством гармоник, звучащих на каждой клавише. 8-футовый регистр соответствует исходной нотной записи, 16-футовый звучит на октаву ниже, 4-футовый - на октаву выше 8-футового, а 2-футовый - на 2 октавы выше. Белые линии разграничивают настройки для правой и левой половин клавиатуры. Схема воспроизведена во всех трех секциях - струнных, органа и духовых.
В блоке синтеза духовых имеется еще отдельная группа фильтров (мод, срез, акцент). Мигающий светодиодный индикатор отображает частоту работы модулятора.
Слева от клавиатуры располагается блок транспозера. Он управляет общей громкостью и строем инструмента. Частоту настройки звукоряда можно подстраивать выше или ниже в пределах 1/4 тона. Рычажок питча сдвигает высоту тона вверх-вниз в пределах целой октавы. Его параметры задают ручки настройки "время" и "интервал". Кнопка "Октава" перемещает звукоряд на октаву выше (транспозиция +12). В исходном положении она неактивна. Ее следует задействовать тогда, когда на клавиатуре нужно взять ноты как можно выше. Например, для исполнения соло.
На задней стенке "Электроники" расположено множество разъемов старинного формата DIN-5, предназначенных для подключения акустической аппаратуры, наушников, педали и дополнительных электромузыкальных инструментов (режим запуска).
Изначально совместимость с MIDI не была предусмотрена, но знакомые со схемотехникой музыканты самостоятельно вносят изменения, добавляющие такую возможность.
У "Электроники" ЭМ25 нет встроенных динамиков. Вывод звука осуществляется только на внешние акустические системы. Крайний слева - выход на наушники (головные телефоны). Далее располагаются линейные выходы: "Моно" с двумя уровнями сигнала (0 и -20 дБ) и "Стерео". Здесь довольно интересно. На разъем "Стерео" выводится только секция духовых, а орган и струнные остаются в варианте моно. Выход -20 дБ нужен для подключения к аппаратуре с высокой входной чувствительностью
Разъемы "Запуск" предназначены для синхронизации с другими электромузыкальными инструментами. При нажатии клавиши на них подается сигнал +15 вольт.
Справа - кабель питания на 220 вольт, гнездо предохранителя и винт заземления.
Немаловажную роль играет рычажок питч-бенда, расширяющий возможности клавиатуры. С его помощью можно делать украшения нот легкими штрихами, сглаживать переходы между нотами во время игры легато или же выполнять сложные глиссандо наподобие терменвокса. Это практически незаменимый элемент управления для исполнения восточных мелодий.
Основное в "Электронике" - винтажный богатый звук. Два таких инструмента на сцене уже производят впечатление оркестра. Соответственно, на написание танцевальных композиций и песенных аранжировок в духе 1970-х - 1980-х порой достаточно всего двух треков - в одном играется аккомпанемент, в другом соло.
Внутреннее устройство примерно такое: кроме советской классики - конденсаторов К50-16, транзисторов КТ315 и КТ361, коих там огромное количество - блоки включают в себя и микросхемы. В основном операционные усилители и триггеры: К157УД2, К561ТР2 и т. д. Блок управления транспозицией смонтирован в отдельном корпусе, устанавливаемом рядом с клавиатурой. Для доступа к клавиатурной механике придется открутить кучу элементов. Процесс сборки-разборки и профилактического обслуживания занимает достаточно много времени. Сделаем скидку на то, что в 80е годы вся подобная аппаратура была часто дискретной с кучей проводов и отдельных плат. В целом, "Электроника ЭМ25" очень интересный инструмент с характерным, самобытным звуком, который до сих пор используют своих композициях музыканты электронщики.
#Советский синтезатор Электроника-ЭМ25: легенда советской электроники