Мало сказать, что Россия - государство-цивилизация. Нас ждёт большой путь, где многим следует сделать выбор.
В программе "Бесогон ТВ" режиссёр Никита Михалков затронул сложнейший для России вопрос о том, как мы будем идти по пути собственного развития как государства-цивилизации. Мы уже вступили на этот путь, и, безусловно, есть предпосылки к тому, чтобы добиться поставленных целей. Однако некая двойственность в обществе мешает эффективной работе.
Что такое государство-цивилизация?
Согласен с этим тезисом и доктор исторических наук, профессор Воронежского государственного университета Аркадий Минаков. Сама концепция государства-цивилизации появилась во второй половине XIX века, напомнил наш собеседник. Её создатель Николай Яковлевич Данилевский - один из величайших русских мыслителей, который произвёл коперниканский переворот в понимании того, что есть всемирная и русская история, что такое цивилизация.
До Данилевского понимание цивилизации было монополизировано западными мыслителями: цивилизация могла быть только одна, она развивалась от дикости к просвещённой современности. Подразумевалось, что это, прежде всего, цивилизация западного мира, Западной Европы. Данилевский же показал и доказал, что цивилизаций много, это естественно складывающиеся в ходе исторического процесса гигантские организмы, которые рождаются, взрослеют, проходят стадию зрелости, дают плоды в виде культуры, науки, государственного строительства, а затем дряхлеют и умирают.
Цивилизации находятся друг с другом в отнюдь не идиллических отношениях. Данилевский показал врождённую онтологическую ненависть, враждебность западной цивилизации, или, как он её назвал, романо-германской к становящейся самостоятельной славянской православной - по сути, русской цивилизации. И в качестве того, что определяет лик цивилизации и её особенности, он называл религию, которая несёт массу смыслов, отражается в культуре и искусстве, нравственности, повседневном поведении людей, в тончайшей ментальной сфере. Это цивилизационное ядро невозможно сымитировать или подменить. И в зависимости от того, насколько оно мощное и развитое, будет самобытна и цивилизация. Потому совершенно справедливо утверждают, что Россия - это государство-цивилизация. У неё есть это самое ядро. Само по себе нынешнее признание того, что Россия - это страна-цивилизация, стало возможным в результате длительной, упорной научной, интеллектуальной деятельности русского патриотического движения, которое внедряло это понятие в официальный дискурс,
- сказал Минаков.
Однако есть нюанс
Нам пока ещё очень далеко до суверенной и самобытной цивилизации, хотя основные предпосылки, конечно же, есть. Более того, Запад сам подталкивает нас на пути к полному приобретению статуса государства-цивилизации. Не считает нас в полной мере своим и Восток. В результате нам волей-неволей приходится определяться.
Но в какой мере мы готовы сами к этому цивилизационному строительству, в какой мере мы себя осознаём цивилизацией? Здесь возникает масса вопросов. К сожалению, чтобы нам стать полностью независимыми, суверенными, самобытными, нужны грандиозные изменения в сознании элит - политических, культурных, научных и так далее. В значительной мере наши элиты являются прозападными и следуют тому проекту, который десятилетиями владел их умами. "Мы должны стать частью цивилизованного мира", - так говорят они. Эта идея никуда не исчезла,
- объяснил Минаков.
Определившись с этим понятием, идём к следующему:
Можем ли мы говорить о том, что в современной России есть фундаментальные исторические, социологические, политологические, культурные исследования, а также массовая пропаганда, где господствовала бы идея особой цивилизации? Можем ли мы говорить, что в системе образования, науки, культуры ведётся эта линия? Можем ли мы говорить, что даже в массовом сознании господствует идея России как особой уникальной цивилизации? Нет. Но в данном случае сама действительность, сам факт цивилизационного противостояния заставят нас это сделать.
Понимание того, что Россия - это особый мир с особой системой власти, уникальной культурой, религией, отличающимися от западной, вызревало задолго до 1917 года. Есть предпосылки к этому и сегодня. Однако способны ли мы осуществить финальное строительство? Ответ на этот вопрос предстоит искать вместе.
То есть само положение о том, что Россия - страна-цивилизация, - это, скорее, задание, цель, но пока ещё не исполнение. Безусловно, повторюсь, для этого есть предпосылки. Но, прежде всего, необходима большая работа мысли патриотической части гуманитарного сообщества, историков, философов, литераторов, поэтов. И под их влиянием должны формироваться те практики и технологии, которые станут достаточно органичными и приемлемыми, а главное, желанными для значительной части современной элиты,
- сделал главный вывод Минаков.
_____________________________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.