Героя этой душещипательной истории многие знают. Адриано Челентано. Знаменитый, правильнее сказать, легендарный итальянец, вписавший в историю современной культуры Италии яркие страницы, благодаря своему таланту певца, актера, эксцентрика. Режиссура, сценарные эксперименты на мой взгляд не столь значимы, потому акцентировать внимание на этих гранях его личности не буду. Но отмечу одну, которая вдохновила на это эссе.
Адриано пользовался феноменальным успехом у женщин, которые мечтали обратить на себя его внимание. Но так было не всегда.
Лицедей
Неукротимый темперамент Адриано проявился довольно рано и реализовался главным образом в его актерских опытах, имевших форму грубого лицедейства, что окружающих поначалу больше шокировало, чем восхищало. Необразованный (бросил учебу в 12 лет) юноша обращал на себя внимание тем, что у него получалось само по себе, стоило «скроить рожу», принять нелепую позу и покривляться на потеху своим братьям (в семье было пятеро детей).
Однако, помимо баловства, от детей требовалась полезная отдача в виде посильного труда на благо семьи. Адриано объявили, что прыгать и веселиться теперь он будет меньше, поскольку ему придется работать. Узнав, что его определили в подмастерья к родственнику-часовщику, Андиано сник.
- Мне надо будет все время сидеть, приклеившись к стулу и рассматривать часы изнутри?
Мудрый дядя усмехнулся:
- Это магия, волшебство, которым я научу тебя владеть. Ты станешь властелином времени.
Этот аргумент возымел действие и Адриано согласился. Магия «зашла» не сразу, дяде и матери пришлось над этим «поработать», объяснив, что, если не подходит это, можно пойти в разнорабочие на стройку и таскать там кирпичи, или стать сортировщиком мусора и прочее, на что Адриано мог сгодиться с учетом своего скромного образования и нелюбви к учебе в принципе.
Время делало свое дело, подчиняя все и всех. Характер юноши не стал исключением, сдался после того, как живое воображение уловило стройную закономерность в движении каждого винтика и пружинки в механизме часов.
Свою лепту в облагораживание таланта будущей звезды внёс музыкальный магазинчик напротив мастерской часовщика, куда Адриано заходил послушать Элвиса Пресли (позднее, когда Адриано стал известным, а поиски стиля продолжались, то и Майкла Джэксона). Однажды он увидел в кино Джерри Льюиса и понял, что надо двигаться в том же направлении – стать комиком, который мог не просто рассмешить, а достучаться до сердец.
По мере взросления Адриано его манера развлекать и веселить публику претерпевала изменения. Появилась осмысленность движений, врожденное чувство ритма удачно сочеталось с импровизацией на заданную тему. И дело пошло. Момент истины наступил, когда его уговорили поучаствовать в конкурсе на лучшую пародию в стиле того самого Джерри Льюиса. Челентано не был уверен в себе и своих способностях, согласился только потому, чтобы его не сочли трусом. Сделали несколько любительских снимков. Адриано посмотрел.
- Кто этот жалкий клоун? Льюис великий. А это жалкая пародия на него. И не смешная.
Сестра не стала с братом спорить, молча забрала фотографии и унесла с собой. Тайком от Адриано фотографии были отправлены на конкурс. Вскоре пришел ответ – «Победитель» и чек на 100 тысяч лир…
Вопрос о будущем Адриано был решен. С часовой мастерской пришлось «завязать» и заняться делом, которое сделает из него непросто звезду, а легенду. Что интересно, возиться с часами Адриано полюбил на всю жизнь, сбегая в это хобби от суеты.
Карьера Адриано шла вверх, практически без пауз. Если не считать службы в армии, когда пришлось прерваться в ранней концертной деятельности (создал свою рок-группу).
После армии добавились съемки в фильмах, сначала на второстепенные роли, от которых Адриано никогда не отказывался, даже если экранное время, отведенное ему, ограничивалось минутой. Его эпизоды были настолько яркими, что не заметить природный талант молодого актера мог только слепой. Музыкальная карьера постепенно вытеснялась актерской, пока не установилось равновесие, утвердив за ним амплуа поющей кинозвезды.
Адриано становился все более известным. Еще шли съемки в одном фильме, а его уже приглашали в следующий.
Между напряженными часами работы в репетиционном зале и на съемочной площадке, он находил время на общение с девушками, которые пробирались в павильоны в надежде встретить красавчика Челентано. В этом определении было не преувеличение, а точное определение того, какое он производил впечатление, когда включал в себе «мачо».
Томный и в то же время дерзкий взгляд карих глаз, чувственные губы, чуть застенчивая улыбка плавили женские сердца несмотря на наметившиеся залысины, которые появились довольно рано. На такие мелочи уже никто не обращал внимание - магия была в глазах и в его голосе.
И вот на фоне этого успеха к нему пришла любовь, та самая, которая на всю жизнь. Молодая актриса Клаудия Мори наблюдала за Челентано на съемочной площадке, каки все, но у нее сложилось об этом парне совсем другое мнение. Она сочла его легкомысленным и пустоголовым. С таким связаться – надо быть полной дурой, считала она и отказала Адриано, когда он пригласил ее на свидание. Адриано был обескуражен. Клаудии завидовали, считая ее отказ особой тактикой. Девушка об этом знала и это раздражало ее еще больше. Несмотря на молодость (в 1963, когда они встретились, ей было 19, ему 25) Клаудия отличалась чувством собственного достоинства и знала себе цену. Красавицей себя не считала, но пользоваться своими удивительными раскосыми глазами научилась, благодаря чему смогла начать актерскую карьеру и имела перспективы. Пока не встретила его!
Получив вежливый, но решительный отказ, Адриано настаивать не стал, нет значит нет, вокруг полно других. Но Клаудия не шла у него из головы. (Не потому ли, что отказала?)
Все решил случай.
Был очередной съемочный день. Клаудия и Адриано работали на одной площадке. Она на него не смотрела. Он делал вид, что ее не замечает. Во время сцены Клаудия случайно зацепилась ногой за провода, а когда попыталась освободиться, уронила софит. Произошло короткое замыкание, полетели осколки и прямо в Челентано, который едва успел отвернуться, но несколько осколков все равно угодили в голову, прочертив кровавый след на щеке и на лбу. Клаудия была в шоке. Она считала, что виновата только она, ее неловкость, надо было следить за тем, на что наступала, а не вести себя подобно начинающей старлетке, крушить на съемочной площадке все подряд.
Адриано наложили швы, и он первым делом наведался к расстроенной Клаудии, чтобы снова пригласить ее, но не на свидание, а на кофе. Клаудия конечно же согласилась.
Весь вечер она была напряжена, ждала, что Адриано снова начнет кривляться, эпатировать, привлекая к себе внимание. Но ничего такого не произошло. Он был предупредителен и нежен. Вместо того, чтобы выслушать ее извинения, сам стал успокаивать и просить прощение, что доставил ей столько неприятностей (актрисе грозили санкции от администрации). Он даже не сделал попытки ее поцеловать на прощание, чем удивил еще больше и немного расстроил. Адриано начал ей нравиться и она переживала, что оттолкнула от себя в общем-то неплохого парня. Но, дело сделано, Клаудия не собиралась навязываться и решила, что он пригасил ее из вежливости и жалости, сочувствуя ее положению.
Несколько дней ничего не происходило. Они виделись на съемочной площадке, кивали друг другу. Клаудию вызвали в администрацию и сообщили, что никаких последствий не будет:
- У пострадавшего к вам нет никаких претензий, как и к студии, при условии, что их не будет с нашей стороны к вам.
Клаудия не сразу уловила взаимосвязь отсутствия претензий, но была рада, что все закончилось. Она вернулась на площадку и увидела Адриано, который наблюдал за ней с тревогой – как все прошло.
- Все хорошо! Но я чувствую себя виноватой. Я заглажу свою вину, если сама приглашу тебя на кофе?
Вместо ответа Адриано протянул ей билет.
- Что это?
- Приходи на концерт. Выступает мой друг. Надеюсь, тебе понравится.
- Билет один? А ты?
- У меня контрамарка, друг снабжает. Придешь?
Клаудия пообещала. Они расстались до вечера и снова Адриано проявил полную незаинтересованность в ней – не смотрел в ее сторону, не комментировал ее дубли, как раньше. И что особенно странно, ни с кем не флиртовал.
Клаудия пришла вовремя и все время осматривалась. Скоро начало, а Андриано все не было. Послышались первые аккорды, концерт начинался, а девушка по прежнему оставалась в толпе в одиночестве. Клаудия уже хотела развернуться и уйти, как вдруг услышала со сцены знакомый голос:
- Не уходи, Клаудия, прости, что не предупредил, хотел сделать тебе сюрприз.
В темноте невозможно было понять, кому адресованы слова, все озирались по сторонам. Клаудия опустила голову, чтобы спрятать улыбку. Концерт прошел замечательно. Она увидела, что этот парень может быть таким разным. Его песни не только веселы и хулиганские, но и романтичные и даже грустные, если в них говорилось о безответной любви.
Концерт подходил к концу. Адриано допел последнюю песню и, когда звуки музыки уже стали затихать, переходя в аплодисменты, выкрикнул в зал:
- Я тебя люблю!
Не было никаких сомнений, что эти слова музыкант адресовал все той же Клаудии.
И снова никто не мог понять – где же она. Клаудия вздрогнула, когда услышала у себя под ухом, кто-то пытался перекричать шум:
- Это ты Клаудия?
- Нет! Что вы, нет! Мне кажется, нет никакой Клаудии, это шутка, чтобы все думали, будто она в зале.
- Точно! Как же я забыл, что он комик! Хохмач, всех провел!
Клаудия кивнула головой, а сама задумалась:
- «Хохмач, всех провел…»
Между ними состоялось объяснение.
- Если это была шутка, я ничего не имею против. Все поверили! Шоу удалось! Как ты и хотел.
- Я хотел не этого, - Адриано смотрел на Клаудию, которая улыбалась, чтобы не заплакать и был серьезен, как никогда.
- Я задал тебе вопрос. Твой ответ..?
Потом в фильмографии похожая ситуация объяснения в любви, преодоления недоверия еще встретится. Но в тот раз это было впервые и Адриано не играл, а «ждал приговор».
Клаудия посмотрела на него и он все понял. Ее ответ «Да». Но в глазах было еще что-то.
- Поклянись, что ты не предашь.
- Клянусь!
Адриано дал бы любую клятву, но Клаудия попросила:
- Повтори слово в слово.
- Клянусь, не предам.
В этой любви все было верхом романтики. Даже свое венчание в соборе они попросили провести ночью, дабы ничто не помешало таинству. Начался новый этап его жизни, в котором он реализовался, как муж и отец, который мог все это потерять...
Испытание любовью
Момент истины для этого счастливого и крепкого брака наступил в 1979 году. Адриано начал сниматься вместе с Орнеллой Мути в фильме «Укрощение строптивого» (1980).
Сюжет фильма в некотором роде повторял историю отношений между Адриано и Клаудией: она считала его «неотесанным мужланом, простофилей», а когда разобралась в тонкостях его душевной организации, прониклась чувствами и за счастье девушке пришлось побороться.
Кто знает, что там сработало, может быть память воскресила приятные, волнующие воспоминания, но между Олнеллой и Адриано протянулась ниточка, которая оплела своей волшебной паутиной весь фильм, сделав его чарующим и безумно популярным. Публика не дура, все отметили особенную игру актеров. Клаудия, разумеется, посмотрела фильм тоже и сразу все поняла.
В прессе активно обсуждалась личная жизнь главных исполнителей. Очередной костью, брошенной в толпу, стало сообщение о том, что Орнелла Мути развелась со своим мужем.
- Следующим будет он! – публика, привыкшая к шоу, ждала новостей и вскоре они просочились, но не столь определенные. Якобы Адриано был потрясен, когда адвокат сообщил, что его жена тоже подала на развод.
- Правильно, Орнелла молодая, да еще такая красотка. Он тоже еще мужчина хоть куда!
Орнелле Мути на момент съемок «Укрощение строптивого» было 25, Челентано 42.
Время шло, часики тикали, а сообщений о разводе так и не поступило. Народ переключился на другое.
Прошло еще лет двадцать и Челентано, подогревая ослабевший интерес к своему творчеству, вдруг «вспомнил», что у него действительно были отношения с актрисой Орнеллой Мути. Челентано шутил, что все догадывались, но они с Орнеллой так ловко маскировались, что их ни разу не "застукали с поличным".
- Мы «отрывались» на съемочной площадке!
На вопрос, что на этот счет сказала его жена, Адриано, сразу став серьезным, ответил:
- Она мудрая, намного мудрее меня. Благодарю небеса, что ее мудрости хватило на нас двоих. Я не пошел на поводу у своих чувств и сдержал слово.
- Какое? – уцепились журналисты в надежде на откровение.
- Какое надо, - ответил он и добавил: - Слово мужчины.
Журналисты тут же вспомнили про слова Клаудии Мори, когда ее пытались "раскрутить" на интервью по поводу слухов об Адриано и Орнелле Мути.
-Измена? О, нет, это техническая проверка на настоящего мужчину.
Все переглянулись.
Понимая, что ничего больше из Челентано не вытащить, журналисты заявились к Мути и не ошиблись. Прочитав слова Челентано об их романе, не смогла сдержаться:
- Это было так давно! Это из прошлой жизни! Мы были молоды и хотели того, чего было нельзя при наших обязательствах. Каждый сделал свой выбор, я не буду с вами это обсуждать. Только не могу понять одного: – Зачем? Напоминать о себе такими сплетнями…? Это, как возбуждать интерес к художнику, рассказывая о нем гадости, а не рассматривая его картины. Вы меня понимаете?
Челентано, разумеется, узнал, что ответила Мути и комментировать не стал, наверное, понял свою ошибку. Но ее отповедь его задела. Когда у него спросили, почему он больше не снимается, Адриано ответил, "...что нет хороших сценариев, а сниматься в плохих, скажут, что ему, видимо, нечего есть, раз согласился. Хотите Челентано? Смотрите его фильмы и слушайте его музыку. Слушать брюзжание старика о том, каким он когда-то был – это даже не смешно, а скучно."
Однажды он сказал слова, которые можно было бы поставить эпиграфом ко всей этой истории:
"Я пел: «Настоящая любовь, навеки скрепленная на небесах, и ничто на земле ее не разрушит». Тогда все увидели в этом политическое высказывание: будто я выступаю против разводов. На самом деле в этой песне я признавался в любви своей жене. А разводы… Если люди в какой-то момент перестали между собой ладить, развод — это правильный выход. Но сперва нужно попытаться сделать все возможное, чтобы спасти любовь..."
Мне лично такой Челентано ближе.
***
По мотивам из открытых источников биографии, некоторые ссылки даны к фото.