Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Ищут причины всплеска жестокости в брянской школе, винят отца, разыскивают любовные муки, указывают на охрану, которая проглядела...

Приятельница обмолвилась: «Есть на иврите точное название этого возраста. Когда подросток начинает в семье вести себя непредсказуемо, совершает бессмысленные, нелепые, глупые поступки, когда ему всё плохо, а все кругом старые дураки, которые его понять не могут, мудрая бабушка говорит: «Вот и исполнилось дурнадцать лет». А ведь как точно!

Обычные девушки
Обычные девушки

У кого-то начинаются эксперименты с волосами: и милая девочка, и мальчик-отличник-ботаник стригутся под ноль, или красятся в немыслимые цвета, или создают потрясающий разноцветный гребень, и сделать что-либо просто невозможно, потому что дальше начинается борьба с родителями: «Не смейте мне указывать, в чём ходить! Вы меня давите! Я не надену эту дрянь! Я сама знаю, когда мне делать уроки – я их вообще делать не буду, вот отец закончил с красным дипломом свой Политех – и теперь получает гроши!»

-2

И это только начало того, что будет следующим этапом: уничтожение привычных норм и циничное восприятие жизни: все вы дураки, ничего не понимающие в жизни, ваши фильмы – полный отстой, а то, что вы почему-то ещё читаете – такая дурь, о которой не стоит и спорить!

Дети
Дети

А стоит говорить о новых увлечениях: это толкинисты, которые бродят по пригородным лесам с мечами и эльфийскими луками, это рокеры, или фанаты потрясающей группы, или совершенно невероятная одежда, и всё это так важно, что вы со своими заботами о семье, ужине и поездке в отпуск попадаете в графу «отстой».

И ничего сделать нельзя – только любить!

Психологи утверждают, что эти демонстративные проявления «кризиса подросткового возраста» вполне естественны, хотя иногда приобретают вызывающие и экстравагантные формы.

– У подростков могут быть протестные реакции: драки, конфликты, сбегания из дома. Но если это разборки между детьми, то они редко выходят за какие-то границы. А если выходят, мне кажется, нужно всегда искать какую-то патологию. Часто начало психического расстройства может сопровождаться проявлением агрессии. Возможно, у девочки было психологическое заболевание, которое вышло до уровня физических проявлений, но сейчас об этом сложно судить, — психолог сказал Сергей Ветошкин. Но при этом сам себя поправил:

– Раньше хозяином в школе был учитель, а сейчас — дети. Учителя против них практически ничего сделать не могут. Если в советское время ученик стоял курил, матерился, его могли исключить из школы. А сейчас дети этого не боятся – вседозволенность не уравновешивается ответственностью.

В истории с Алиной из Брянска возможен именно такой вариант – скрытое течение заболевания. Нечто похожее произошло с Брендой Спенсер из США:

В 1979 году шестнадцатилетняя Бренда открыла огонь из окна своего дома из винтовки, подаренной ей отцом на 16 лет. Она убила 2 мужчин, ранила нескольких детей – через дорогу была школа.

Когда ее спросили, почему она совершила этот поступок, Спенсер ответила: «Я просто не люблю понедельники. Я сделала это, потому что это способ поднять настроение в этот день. Никто не любит понедельники». В результате Спенсер в настоящее время отбывает два 25-летних заключения.

Наши далёкие дедушки, люди не слишком отягощённые образованием, но житейски умудрённые, характеризовали состояние, в которое иногда впадает женщина, очень коротко и некорректно: бабья дурь. (Существует и мужской эквивалент такого состояния: вожжа под хвост, с резьбы сорвался, понесло по кочкам и пр.)

Это такое помрачение рассудка, когда где-то на периферии сознания человек понимает, что делать это нельзя, это тебе же опасно, это ничем хорошим не кончится, но ты всё равно упрямо идёшь к беде, тобой же и созданной. Что влияет – бес, толкающий под руку, или стремление обострить ситуацию: лучше ужасный конец, чем ужас без конца?

Конечно, необходимо анализировать происшедшее в Брянске, но делать это лучше специалистам, реально знакомым со школьной жизнью, и уж не придумывать «злобных иноагентов, влияющих на подростков из-за рубежа».