Предисловие
Недавно, как вам уже известно, я ходила на ярмарку (подробности здесь), откуда принесла пару книг. Собственно, именно эти книги я решила прочитать, и, выбирая из двух, выбрала ту, отзывы на обложке которой выглядели весьма интересно. Нам утверждали, что эта книга лучше, чем Гарри Поттер!
Это книга "Чисто убийственное зло" авторки Деби Глиори. Книга была выпущена Эксмо в 2004 году.
Деби Глиори – шотландская детская писательница и довольно известная художница, лауреат нескольких литературных премий. Писать и рисовать начала еще в юном возрасте, создала множество книг, в том числе ряд черных комедий для подростков ("Чисто убийственный цикл"). Это нам рассказал Лабиринт, потому что страничка в Википедии для автора на русском языке не существует.
И сначала я думала сделать обычный обзор, но чем дальше я читала, тем больше понимала, что нельзя такой шедевр прятать. Поэтому сегодня у нас будет не обычный обзор, а бесячий.
Правила бесячки
Я читаю в книге первые 50 страниц, выделяя самые интересные моменты и цитаты, как плохие, так и хорошие. И юморю над ними, попутно объясняя, что же автор сделал не так (если это техническая ошибка). Главная цель - не обругать книгу, а весело провести время.
Поехали!
Итак, всё начинается со списка действующих героев. Это двенадцатилетний Титус Стрега-Борджиа и его десятилетняя сестра Пандора, а также их восьмимесячная сестра Дэмп. Собственно, на какую аудиторию читателей нацелена книга уже понятно по возрасту героев.
Мне же больше всего понравилось описание домашнего питомца Пандоры - крысы Мультитьюдины: "мать миллионов".
Дальше идёт отрывок из экзамена по колдовству и ведовству на соискание степени магистра, где в формате тестового вопроса делают отсылки на разные произведения, в которых участвуют драконы. И пока мне всё нравится. Это была 10 страница.
А вот уже 11 страница начала меня смущать. Вся история - для детей и ранних подростков - начинается с того, что автор три страницы размышляет над вонючей пеленкой восьмимесячной Дэмп и о проблемах смены этой пеленки. Ребенка посадили в машину, а она взяла и сделала свои дела. Все выскакивают из машины - и тут на машину падает кусок крыши замка, в котором живёт семейство. У меня всего один вопрос: почему именно пеленка? Почему из всех вариантов того, почему семья может вылезти из машины, автор выбрала именно испорченную пеленку?
Ну, Читающая, скажете вы, ты придираешься, хотя обещала этого не делать. Восьмимесячные дети ходят в пеленки и часто делают это неожиданно, что такого? Обычный реализм. Оставим в покое вопрос, нужен ли десятилетним детям этот реализм, просто у автора есть какой-то фетиш на всякое гуано, потому что появляться в тексте оно будет ещё не раз и не два.
Итак, все выскочили из машины. Титус был в наушниках в это время. Дальше прямая цитата:
- ВОТ ЭТО КРУТО! - завопил Титус, всё ещё оглушённый наушниками. - ПОСМОТРИТЕ! МАШИНА ВСМЯТКУ!
- Вот так-то будет лучше, - злорадно сказала Пандора.
- А поласковее нельзя? спросил Титус.
Шикарный ребенок, радуется раздавленной машине! И нет, я не забыла дописать предложение в цитату. Просто автор даёт пояснение, что же сделала Пандора, после того, как сказала свои слова, только через несколько строчек после слов Титуса. И это техническая ошибка. Автор просто забыла, что читатели не видят то, что видит она, и что пояснять действие, если оно связано со словами, нужно тут же. И почему это не поправил редактор, я не знаю.
И у автора это любимый технический косяк, потому что буквально спустя пару страниц, когда мама Титуса решает починить крышу магией, авторка делает ту же самую ошибку. Мама чинит крышу, потом вдруг начинает причитать, что она неумёха, все начинают злиться. А о том, как именно мама испортила крышу, читатели узнают спустя страницу! Причём, когда узнают, оказывается, что там нет никакой супер-трагедии, из-за которой были бы уместны все эти вопли: мама не уничтожила крышу, не превратила её в рой ос, нет, она просто залепила дыру в серой черепице розовой плёнкой! Камон, ребята, вам главное в данный момент времени, чтобы крыша не рухнула и в дом при ближайшем дожде водопад не потёк, какая разница, какого цвета плёнка?
Кстати, в ближайший дождь крыша всё же протекает, и всё семейство, вместе со зверями - а у них живут йети, дракончик, крокодил и грифон - переезжает на время ремонта крыши жить в отель в соседнюю деревню Окенлохтерманкти. Если у вас ломался язык, не переживайте, у меня тоже.
И вот на 40 странице у нас наконец-то появляется злодей. Оказывается, крыша сломалась не сама по себе. Её сломал мужчина, который потом нанялся ремонтировать её. Он и его начальник хотят очень долго чинить крышу, испортить её, заставить семейство продать замок им и переехать. А дальше цитата:
- Пятьсот шале... - Голос (в телефонной трубке - прим. меня) мечтательно замурлыкал. - Тысяча автофургонов, комплекс развлечений, боулинг, аркада игр; снести этот чёртов замок, построить многоэтажную стоянку для автомобилей...
- Не забудь о рыбной ферме и атомной электростанции, - напомнил Пайлум-Хэйт (наш злодей).
Вам тоже кажется, что читателей держат за идиотов? О трагедии Чернобыля детям потихоньку рассказывают уже в начальной школе. А двенадцать лет - это уже 6-8 класс. Восьмиклассники должны поверить, что взрослые злодеи (мафия, как указано на обложке) такие глупые и планируют строить атомную электростанцию рядом с парковкой и парком развлечений? Нет, если они поклонники Сталкера, то всё может быть, кончено.... Но что-то мне кажется, что эта часть была написана с мыслью: "Пипл схавает".
Дальше семейство очень долго и нудно собирается и переезжает в отель.
Кстати, в этой книге грифоны либо дрессированные, либо имеют альтернативную анатомию. Все представляют, как выглядит грифон? Если нет, то ниже картинка.
А теперь посмотрите, что грифон делает в книге!
Грифон Сэб спускался по лестнице, неся в кожистых лапах стопку белья.
Внимание, вопрос: как именно Сэм спускался по лестнице, как именно он нёс в птичьих по анатомии липах стопку белья, и не сломал ли он себе спину, пытаясь в вертикальном положении держать на спине ещё и мощные крылья? Хотя, если бы грифон здесь пострадал, эта книга хоть на какой-то момент стала бы интереснее.
Но ладно, что я всё время ругаюсь? Есть в книге и красивые цитаты. Мне очень понравилось описание прощания семьи с домом.
Подтолкнув сестру к такси, Титус вернулся, чтобы закрыть дверь. Она отозвалась скорбным скрипом ржавых петель.
Сразу возникает перед глазами брошенный дом, скрипящая хлопающая дверь и одиночество. Похвалим автора, фраза красивая.
На этом 50 страниц закончились, но дальше только веселее. Ибо к постоянному упоминанию различных отходов организма прибавляется попытка хозяйки отеля соблазнить отца семейства, а Титус задумывается о том, чтобы создать клонов себя и сестры, чтобы его клон убирал спальню, а клон сестры - весь остальной дом, т.е. замок. Равное разделение домашних обязанностей, особенно между старшими и младшими? Не, не слышали!
Выводы
Эта книга заслуженно получает статус самой разочаровавшей книги года. Непонятная зацикленность автора на гавнэ, абсолютная инфантильность и глупость абсолютно всех персонажей, странные семейные ценности, которые прививаются детям. Большая часть второстепенных героев-зверей - картонки, и появляются они, только чтобы чуть-чуть потаскать вещи, поесть и исчезнуть, потому что автор не знает, что с ними делать дальше.
Абсолютно не рекомендую книгу. Серия про "убийственное зло" позиционируется, как чёрная комедия, но где смеяться - не понятно, а чёрное тут чаще всего только любимая автором субстанция. Среди которой изредка, как бриллианты, попадаются красивые фразы-описания.
P.S. Как вам такой формат обзоров? Читали ли вы эту книгу, слышали ли что-нибудь про автора? Делитесь в комментариях. А если заинтересовал канал - не забываем подписываться и ставить лайки.