Найти тему

Какой вы руководитель?

Работая с руководителями разного уровня и специалистами разных должностей, я зачастую получаю запросы такого содержания:

  • А как с первого взгляда понять, подходит сотрудник для работы или нет?
  • Есть ли тест, по результатам которого точно можно сказать, будет сотрудник работать качественно или нет?
  • Какое задание стоит включить в отбор, чтобы сделать итоговый выбор в пользу самого лучшего кандидата?

Конечно, нет единственного «волшебного» рецепта ни для понимания кандидата, ни для оценки действующего персонала, в том числе руководителей. Рекомендую в работе с людьми использовать комплекс инструментов и никогда не делать ставку на какой-то один. Почему так? Потому что на результаты собеседования, тестирования или кейсового задания может влиять множество факторов, и с вашей стороны, и со стороны сотрудника/кандидата, в том числе состояние здоровья, стресс, эмоциональное напряжение, настроение, умение или неумение быстро переключаться на разные виды деятельности, окружение и даже температура воздуха и погода за окном.

Сегодня я предлагаю один из инструментов, который вы можете легко использовать для выявления преобладающего у вас стиля управления. Опрос с помощью методики можно провести и среди своих подчиненных. Так вы увидите, как ваш стиль управления воспринимают со стороны.

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева) содержит 16 групп утверждений. Прочитайте каждую группу и выберите, какое утверждение подходит вам как руководителю больше всего.

1 группа утверждений

  • Д. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему
  • К. Руководитель старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы
  • П. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие

2 группа утверждений

  • Д. Руководитель всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит
  • К. Руководитель приказывает так, что хочется выполнить
  • П. Руководитель приказывать не умеет

3 группа утверждений

  • К. Руководитель старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами
  • П. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником
  • Д. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников

4 группа утверждений

  • Д. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу
  • П. В работе не заинтересован, подходит к делу формально
  • К. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе

5 группа утверждений

  • П. Наверно, руководитель консервативен, так как боится нового
  • Д. Инициатива подчиненных руководителем не принимается
  • К. Руководитель способствует тому, чтобы работали самостоятельно

6 группа утверждений

  • К. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней
  • Д. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это
  • П. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает

7 группа утверждений

  • П. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность
  • К. Ответственность распределяет между собой и подчиненными
  • Д. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их

8 группа утверждений

  • К. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками
  • П. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю
  • Д. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали

9 группа утверждений

  • Д. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными
  • К. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть
  • П. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных

10 группа утверждений

  • К. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно
  • П. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие
  • Д. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым

11 группа утверждений

  • П. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями
  • Д. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства
  • К. Критические ситуации не изменяют способа его руководства

12 группа утверждений

  • Д. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком
  • К. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим
  • П. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны

13 группа утверждений

  • П. Пожалуй, он не очень требовательный человек
  • К. Он требователен, но одновременно и справедлив
  • Д. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым

14 группа утверждений

  • К. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных
  • Д. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом
  • П. Контролирует работу от случая к случаю

15 группа утверждений

  • К. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок
  • Д. Часто делает подчиненным замечания, выговоры
  • П. Не может влиять на дисциплину

16 группа утверждений

  • Д. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении
  • К. С руководителем работать интересно
  • П. Подчиненные предоставлены самим себе

Результаты

Подсчитайте количество ответов Д, К и П. Максимальный балл определяет ведущий стиль руководства.

Директивный (авторитарный) – Д

Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.

Попустительский (либеральный) – П

Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.

Коллегиальный (демократический) – К

Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.

Помните, что нет «плохих» или «хороших» стилей руководства. Много факторов влияет на то, какой из них будет лучшим в данной ситуации и с данными сотрудниками. Эффективный руководитель умело сочетает в себе стили управления.