Работая с руководителями разного уровня и специалистами разных должностей, я зачастую получаю запросы такого содержания:
- А как с первого взгляда понять, подходит сотрудник для работы или нет?
- Есть ли тест, по результатам которого точно можно сказать, будет сотрудник работать качественно или нет?
- Какое задание стоит включить в отбор, чтобы сделать итоговый выбор в пользу самого лучшего кандидата?
Конечно, нет единственного «волшебного» рецепта ни для понимания кандидата, ни для оценки действующего персонала, в том числе руководителей. Рекомендую в работе с людьми использовать комплекс инструментов и никогда не делать ставку на какой-то один. Почему так? Потому что на результаты собеседования, тестирования или кейсового задания может влиять множество факторов, и с вашей стороны, и со стороны сотрудника/кандидата, в том числе состояние здоровья, стресс, эмоциональное напряжение, настроение, умение или неумение быстро переключаться на разные виды деятельности, окружение и даже температура воздуха и погода за окном.
Сегодня я предлагаю один из инструментов, который вы можете легко использовать для выявления преобладающего у вас стиля управления. Опрос с помощью методики можно провести и среди своих подчиненных. Так вы увидите, как ваш стиль управления воспринимают со стороны.
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом (В.П. Захарова и А.Л. Журавлева) содержит 16 групп утверждений. Прочитайте каждую группу и выберите, какое утверждение подходит вам как руководителю больше всего.
1 группа утверждений
- Д. Руководитель требует, чтобы обо всех делах докладывали именно ему
- К. Руководитель старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы
- П. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие
2 группа утверждений
- Д. Руководитель всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит
- К. Руководитель приказывает так, что хочется выполнить
- П. Руководитель приказывать не умеет
3 группа утверждений
- К. Руководитель старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами
- П. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником
- Д. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников
4 группа утверждений
- Д. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу
- П. В работе не заинтересован, подходит к делу формально
- К. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе
5 группа утверждений
- П. Наверно, руководитель консервативен, так как боится нового
- Д. Инициатива подчиненных руководителем не принимается
- К. Руководитель способствует тому, чтобы работали самостоятельно
6 группа утверждений
- К. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней
- Д. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это
- П. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает
7 группа утверждений
- П. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность
- К. Ответственность распределяет между собой и подчиненными
- Д. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их
8 группа утверждений
- К. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками
- П. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю
- Д. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали
9 группа утверждений
- Д. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными
- К. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть
- П. Для выполнения какой-либо работы ему нередко приходится уговаривать своих подчиненных
10 группа утверждений
- К. Всегда обращается к подчиненным вежливо, доброжелательно
- П. В обращении с подчиненными часто проявляет равнодушие
- Д. По отношению к подчиненным бывает нетактичным и даже грубым
11 группа утверждений
- П. В критических ситуациях руководитель плохо справляется со своими обязанностями
- Д. В критических ситуациях руководитель, как правило, переходит на более жесткие методы руководства
- К. Критические ситуации не изменяют способа его руководства
12 группа утверждений
- Д. Сам решает даже те вопросы, с которыми не совсем хорошо знаком
- К. Если что-то не знает, то не боится этого показать и обращается за помощью к другим
- П. Он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны
13 группа утверждений
- П. Пожалуй, он не очень требовательный человек
- К. Он требователен, но одновременно и справедлив
- Д. О нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым
14 группа утверждений
- К. Контролируя результаты, всегда замечает положительную сторону, хвалит подчиненных
- Д. Всегда очень строго контролирует работу подчиненных и коллектива в целом
- П. Контролирует работу от случая к случаю
15 группа утверждений
- К. Руководитель умеет поддерживать дисциплину и порядок
- Д. Часто делает подчиненным замечания, выговоры
- П. Не может влиять на дисциплину
16 группа утверждений
- Д. В присутствии руководителя подчиненным все время приходится работать в напряжении
- К. С руководителем работать интересно
- П. Подчиненные предоставлены самим себе
Результаты
Подсчитайте количество ответов Д, К и П. Максимальный балл определяет ведущий стиль руководства.
Директивный (авторитарный) – Д
Ориентация на собственное мнение и оценки. Стремление к власти, уверенность в себе, склонность к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, нежелание признавать свои ошибки. Игнорирование инициативы, творческой активности людей. Единоличное принятие решений. Контроль за действиями подчиненных.
Попустительский (либеральный) – П
Снисходительность к работникам. Отсутствие требовательности и строгой дисциплины, контроля, либеральность, панибратство с подчиненными. Склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Коллегиальный (демократический) – К
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решения.
Помните, что нет «плохих» или «хороших» стилей руководства. Много факторов влияет на то, какой из них будет лучшим в данной ситуации и с данными сотрудниками. Эффективный руководитель умело сочетает в себе стили управления.