Найти тему

ЛОМОНОСОВ. «Кусочек» ансамбля Нижнего парка Ораниенбаума, оказавшийся за оградой

Оглавление
Вид на Большой дворец Меншикова с набережной Морского канала /фото из личного архива/
Вид на Большой дворец Меншикова с набережной Морского канала /фото из личного архива/

Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?

Предыдущие главы:

ОРАНИЕНБАУМСКИЙ КАНАЛ

Легенда

Прямо напротив великолепного дворца Меншикова, за оградой парка, скрытый зелёной береговой порослью, находится небольшой водоём, от которого в сторону залива уходит канал. Водоём от дворца отделён дорогой. Вряд ли гости усадьбы, гуляя по Нижнему парку, обратят на него внимание. Их взоры притягивает дворец и собирает восторженные возгласы! Однако этот Ораниенбаумский канал – место, достойное отдельного рассказа. Тем более, что он послужил не только Меншикову. Он сыграл большую роль в жизни двух российских городов, да, пожалуй, и в судьбе всей страны.

Однажды царь Пётр 1 сообщил своему другу, что намеревается прибыть к нему в гости в усадьбу Ораниенбаум по морю по пути из Кронштадта. И тогда Меншиков решил сделать царю сюрприз! За 3 дня тысячи крепостных крестьян прорыли от залива к усадьбе канал, который заканчивался прудом-гаванцем перед дворцом. Теперь, спустившись по широкой лестнице в сад, Меншиков мог достойно встретить государев корабль в своей усадьбе! Это лишь красивая легенда, одна из многих красивых ораниенбаумских легенд! Я сама не раз рассказывала её всем своим гостям, гуляя по парку. Но после знакомства с историей канала иллюзии рассеялись, и я ещё больше очаровалась этим местом.

Большой дворец в Ораниенбауме с прудом-гаваецем перед ним, худ.М.И.Махаев, 1755-1761 /фото с сайта Википедия/
Большой дворец в Ораниенбауме с прудом-гаваецем перед ним, худ.М.И.Махаев, 1755-1761 /фото с сайта Википедия/

Гидротехнический комплекс начала 18 века

Легенда развенчивается моментально, как только понимаешь, что в своё время это было сложное современное гидротехническое сооружение. За 3 дня его не могли создать ни 9, ни 30 тысяч рабочих (цифры в исторических материалах расходятся). Конечно, в имениях по всей России у Меншикова были сотни тысяч крестьянских душ, но ведь их ещё надо было доставить в Ораниенбаум! А с этим уж точно в 3 дня не уложиться!

Уже через год с начала закладки дворца в Ораниенбауме Меншиков начинает строительство канала. Для чего он понадобился? Дело в том, что южное побережье Финского залива всегда было сильно заболоченным, с протяжёнными тростниковыми зарослями. А потому, несмотря на то, что в этом месте от усадьбы Меншикова до Кронштадта было самое короткое расстояние на всём побережье, подойти близко к берегу на корабле было невозможно. Да и потом добираться до дворца нужно было добрых пару километров.

А Меншиков комфорт любил во всём! Вышел из дворца, сел в корабль, и уже скоро в Кронштадте! А там другой дворец! Как раз напротив! Меншиков ведь не случайно выбрал этот участок на берегу для строительства усадьбы! В Кронштадте он руководил работами по возведению крепости, и ему надлежало там часто бывать. К тому же, Меншиков, начав строить дворец, наладил в Ораниенбауме производство строительных пиломатериалов и кирпича. Это ведь можно было использовать на строительстве Кронштадта, что сулило хорошую прибыль! А для этого нужно было организовать морское сообщение с островом Котлин. Вот это и мотивировало Меншикова к созданию морского канала, который начинался от небольшого пруда-гаванца. В Ораниенбауме его стали называть «Ковш». Здесь останавливались пришедшие в Ораниенбаум корабли.

План усадьбы Ораниенбаум на гравюре А.И.Ростовцева, 1717 /фото с сайта Википедия/
План усадьбы Ораниенбаум на гравюре А.И.Ростовцева, 1717 /фото с сайта Википедия/

По обе стороны от канала были вырыты 2 небольших бассейна. Их называли «басенки». Они соединялись с каналом протоками, через которые были перекинуты подъёмные мостики. Сюда на стоянку и на ремонт отправлялись корабли Меншикова. Ну, чтобы место не занимали в Ковше перед дворцом. Вдоль канала протянулись служебные постройки для проживания персонала, обслуживающего канал и обеспечивающего перевозки по нему, а также конюшни, кузницы и каретные сараи. По обе стороны от канала были посажены деревья, со временем образовавшие тенистые рощи.

Один из прудов "басенок" сегодня /фото из личного архива/
Один из прудов "басенок" сегодня /фото из личного архива/

Использование канала в качестве морской дороги

Когда Меншиков попал в опалу, как известно, всё его имущество было конфисковано. Вскоре во дворце Ораниенбаума был открыт госпиталь, а канал передали в ведение Морского ведомства. Весь 18 век его использовали в казённых целях: доставляли в Кронштадт почту и товары. Гражданское население тоже имело право пользоваться каналом, но переправляться могли только на своих плавсредствах.

А в начале 19 века канал оживился. Было открыто регулярное морское сообщение между Кронштадтом и Ораниенбаумом. Перевозки осуществляли на парусных пассажботах, которые ходили по расписанию. Это было нечто вроде современных паромов. Кроме пассажиров, на борт могли взять их экипажи. Перед Ковшом была расширена проезжая часть для подъезда и остановки экипажей, оборудована пристань. Набережная стала излюбленным местом прогулок у жителей Ораниенбаума. Встречать и провожать корабли всегда было интересно и зрелищно!

Морской канал сегодня /фото из личного архива/
Морской канал сегодня /фото из личного архива/

По Ораниенбаумскому каналу возвращались из дальних походов моряки и военные. Они морем добирались до Кронштадта, оттуда пересаживались на маленькие судёнышки и плыли до Ораниенбаума. Именно отсюда начинался их путь домой по земле. Участники военных компаний, как правило, шли пешим строем до Санкт-Петербурга, где победителей от имени благодарной страны с почестями встречала столица.

Лишь во 2-й половине 19 века, когда в Ораниенбауме на берегу Финского залива был открыт морской порт и налажено пароходное сообщение с Кронштадтом, постепенно старый меншиковский канал стал утрачивать свою былую славу. А в начале 20 века, после прокладки через него железнодорожной ветки, канал и вовсе фактически прекратил своё существование. И из гидротехнического сооружения превратился в застойный водоём.

В декорациях забвения истории

Сегодня мало что напоминает о былой славе канала. Как связь времен, вдоль него до самого порта тянется Пароходная улица. Вот по ней я и отправилась гулять. Вековые рощи со времён Меншикова явно не сохранились! Вероятно, это связано с дальнейшей хозяйственной деятельностью. Впрочем, не исключен, что уничтожены деревья были в ходе боевых действий. С одной стороны канала за забором сегодня тянутся постройки явно технического назначения, перегораживая проход к железной дороге. Их принадлежность мне выяснить так и не удалось. Не иначе как изначально имели военное назначение. А с другой стороны канала – всё быльем поросло! Здесь – ни души. А какие высокие и ароматные травы стоят! Вот она – декорация забвения истории!

У канала. Декорация "забвения истории" /фото из личного архива/
У канала. Декорация "забвения истории" /фото из личного архива/

«Басенки» обрываются у самой железнодорожной ветки. За ней в зарослях деревьев остатки канала, поросшего зелено-коричневой тиной, уже почти не просматриваются. Если двигаться по дороге дальше, можно дойти до Ломоносовского порта. Но это уже другая история. Туда я тоже однажды дойду. А пока я отправляюсь туда, где сразу после начала строительства усадьбы Ораниенбаум образовалось небольшое поселение.

Продолжение здесь:

А начало здесь:

От автора.

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать!