Произведения, связанные с классической музыкой, являются для меня удивительно непростыми для рецензирования. Дело в том, что я в подростковом возрасте четыре года учился играть на фортепиано и несколько лет достаточно активно слушал классику, ходил на концерты и так далее. Это уже потом я переключился на барабаны, замутил свою рок-банду и постепенно растерял большую часть интереса к такой музыке. Уважение, впрочем, осталось. И вот, я вроде и кое-что понимаю в классике и отдельно взятых инструментах, а всё равно, строго говоря, я любитель с очень поверхностными познаниями – во всяком случае, с колокольни профессионалов. Возможно, если бы я был полным профаном, мне даже было бы проще, чем в такой ситуации.
Тем не менее. Как всегда, драмы про разные виды искусства остаются, в первую очередь, драмами – человеческие чувства и отношения стоят на первом месте. Особенно красочно это выглядит, когда речь идёт о юных персонажах, со всем присущим им максимализмом, сомнениями и переживаниями. Хотя, конечно, в такой ситуации – оркестр, конкурсы и всё прочее – девочкам и мальчикам невольно приходится довольно большую часть времени вести себя взрослее, чем им, возможно, было бы по душе. Что вызывает у меня неоднозначные эмоции. Но ладно, давайте сначала про завязку аниме.
Омаэ Кумико с четвёртого класса играет в духовом оркестре на эуфониуме, также называемом тенорной тубой. Проще говоря, басовая труба, меньшая родственница огромной тубы. После того, как в средней школе её коллектив не прошёл на национальный конкурс, Кумико решила открыть себя заново – выбрала старшую школу, в которую не пошёл никто из её знакомых и даже думала сменить инструмент, ведь ей всегда хотелось играть на тромбоне. Но всё пошло не так: во-первых, она увидела в своей новой школе бывшую коллегу по оркестру Косаку Рэйну, с которой они распрощались не слишком полюбовно; во-вторых, вступив в ансамбль, она снова оказывает в обнимку с привычным эуфониумом. Но, возможно, в этот раз ей доведётся больше проникнуться своим инструментом.
История эта на личностном уровне очень драматически насыщенная и многогранная, моя версия вступления опускает много деталей даже первого эпизода. Внимание к мелочам, конечно, хорошо демонстрирует уровень произведения. Для меня, правда, до сих пор остаётся загадкой, как пишутся оригинальные новеллы – или манга – в подобном жанре. Наверное, надо их просто почитать, но у меня не укладывается в голове, как это работает в текстовом или комиксовом варианте. Ладно отсутствие видеоряда, но без звука! Когда-нибудь я решусь почитать и пойму. А пока продолжу удивляться.
Так вот, я посмотрел два сезона аниме и две полнометражки, и всю дорогу в них происходит очень плотная жизненная драма. Я не имею ввиду, что здесь стоят постоянные крики и слёзы, всего вполне в меру, но эмоциональное напряжение имеет место и без них. Что важно, эта драма также выглядит соответствующей возрасту персонажей, их поведение отличается естественностью – и это, само собой, далеко не всегда созвучно с адекватностью или взвешенностью. Хотя, говоря откровенно, и увлечение у этих ребят весьма лютое. Я в их возрасте не мог так много времени посвящать чему-то конкретному, как минимум, стабильно и продолжительно. Для меня до сих пор шок, что я сейчас, в 34 года, дорос до долгосрочного и ресурсоёмкого хобби.
Произведение это, несомненно, сложное и претендующее на довольно высокую планку. А это влечёт за собой более въедливые замечания. Начну с музыкальной стороны – пока только той, которая находится внутри повествования, опенинги с эндингами оставлю на потом. Во-первых, сразу отмечу, что музыка хорошая. Классика ведь не одинаковая, это вкусовщина, но скучной классики хватает. Здесь выбор композиций достаточно интересный. Однако, основная пьеса, пронизывающая первые два сезона, в какой-то момент начинает утомлять. Я понимаю, что это вроде достаточно логичный расклад – ансамбль несёт номер через конкурсы, шлифуя его исполнение и всё такое. Но со зрительской точки зрения хочется разнообразия. Его нам дают во внеконкурсных событиях, что классно – и всё равно, главная тема под конец уже стоит немного поперёк горла.
Ещё один частично сомнительный аспект это скорость развития оркестра. Вроде бы обстоятельства и позволяют допустить реалистичность подобного прогресса, но невольно начинаешь колебаться. Тут я, наверное, списываю всё на любовь японцев к преувеличениям, которые не менее ярко проявляются в спортивных аниме.
Есть и кое-какие придирки к повествованию, которые нельзя всерьёз назвать претензиями. Например, мне, как любителю романтики в любой драме, тут её откровенно не хватало. Но, если задуматься, то в условиях жизни участвующего в конкурсах ансамбля реально не до того. Спасибо и за то, что было. Просто немного обидно. Вот что у меня вызвало непонятки, так это псевдо-юри вайбы между девочками. То ли это я придаю вещам слишком много значения, то ли авторы намеренно вводят в заблуждение – я так и не разобрался. Ну и, конечно, тяжкая коммуникация между персонажами, которая без сомнений является составляющей истории. К этому странно было бы иметь претензии, просто сожаление, жить сложно.
Пора перейти к технической стороне. Анимация очень красивая – это эпоха Kyoto Animation до трагедии середины 2019 года. Она хороша как и в базовых вещах, так и в музыкальных сценах. Я не умею играть на духовых инструментах, поэтому не могу сказать наверняка, но исполнение выглядит весьма правдоподобно. Что всегда вызывает уважение у музыкантов – а у тех, кто понимает, насколько нетривиальная задача создать такой видеоряд, ещё и искреннюю радость. С дизайном персонажей ситуация проблематичная: реалистичный школьный сеттинг и большое количество действующих лиц задирают уровень сложности. Но все мало-мальски важные лица в достаточной мере выделяются из толпы, так что, думаю, студия справилась.
Есть, правда, одна хохма с анимацией: весь продакт-плейсмент выкупила компания Yamaha. Да, я не сомневаюсь, что они и правда производят все инструменты и аксессуары, на которых изображён их логотип – и вообще считаю благородным делом такую коллаборацию. Но сплошная Yamaha везде и всегда всё ещё выглядит немного комично и нереалистично.
К работе сейю у меня меньше всего комментариев. Они умнички и замечательно справились. Любопытно то, что условных новичков среди них не было, несмотря на то, что актёрский состав довольно большой. Единственное исключение – Фудзимура Кономи, исполнительница одной из второстепенных ролей, для которой первый сезон стал второй работой в портфолио (и, вплоть до 2019 года, она занималась только этой франшизой).
Что касается опенингов и эндингов: открывашка первого сезона, “Dream Solister” от TRUE, мне понравилась, пусть она и представляет из себя довольно классический рокопопс, но её украсили оркестровыми элементами, и у вокалистки хороший сильный голос. Плюс, вступления серий – 15-секундные “напоминалки” о предыдущем эпизоде – кайфово и органично переходят в опенинг, это мне в первом сезоне очень зашло. Во втором сезоне эта фишка сработала менее впечатляюще, хотя сама песня, “Soundscape” от той же банды, не хуже. Я бы даже сказал, она более энергичная. Эндинги исполняет виртуальный Kitauji Quartet, состоящий из сейю главных героинь. Первый, “Tutti!”, представляет из себя эдакий анимешный ска-панк – неплохой трек, в котором более чем достаточно духовых, но маловато электрухи в миксе. Закрывашка второго сезона, “Vivace!”, поп-джазовая. Мелодически она, наверное, более интересная, но у меня сложилось ощущение, что её разогнали после записи – при этом она всё равно длится аж 5 минут.
У меня, кстати, есть одна претензия к звукорежиссуре оркестровой музыки. Предупреждаю, она несколько снобистская – но я музыкант, пусть и любитель, и у меня хорошие наушники. В записанном миксе некоторых инструментов было в упор не слышно, особенно это касается контрабаса или, в других случаях, бас-гитары. Есть убедительное ощущение, что они не участвовали в записи. Либо их настолько неудачно свели, что ни разу не лучше. Это странно. И, кстати, миксы во втором сезоне лучше по качеству в целом – а хотелось бы, чтобы и в первом было так же хорошо.
Подводя итог этого объёмного обзора, хочется сказать, что, в целом, история весьма захватывающая, живая и красиво-музыкальная. В ней многое сделано хорошо, несмотря на все мои придирки. Единственно, конечно, что двумя сезонами и полнометражками я вполне насмотрелся – а в августе вышла ещё одна часовая анимешка, да и третий сезон планируется следующей весной. И я, покамест, их смотреть не собираюсь. Но, возможно, когда-нибудь потом снова появится желание вернуться к произведению.
Общая оценка – 7.5 баллов из 10.