Музыка занимает особое место в моём сердце. Я активно слушал её практически с пелёнок, но особенный период начался, пожалуй, когда мне было 11 лет — я захотел играть её сам, и начал обучаться фортепиано. В это время я больше обычного уделял внимание классической музыке. Но потом увлечение хип-хопом привело меня к первым попыткам сочинять свои треки на компьютере... а победила, в итоге, рок-музыка.
Но вне зависимости от моих жанровых предпочтений, аниме музыкальной тематики я смотрю несколько другим взглядом, чем остальные. Чувствую большую причастность, что ли — даже к такому тайтлу, хоть сам никогда и не играл в оркестре. Конечно, в случае аниме всегда нужно помнить, что это драматические произведения, в которых на первом месте переживания героев и героинь.
В этом сериале всё начинается с Аоно Хадзимэ — школьника средних классов, который долгое время играл на скрипке и имел большие перспективы. Но год назад из-за ухода отца из семьи мальчик выместил свою обиду на инструменте, и перестал даже прикасаться к нему. Однако, внезапно он начинает слышать в школе робкие звуки скрипки, настолько неумелые, что он невольно пошёл разыскивать их источник. И познакомился с Акинэ Рицуко, которая поначалу показалась ему нахальной грубиянкой. Долго ли, коротко ли, они всё же начали взаимодействовать друг с другом, и внутри Аоно всколыхнулся огонёк любви к заброшенному инструменту.
Если вы думаете, что там всколыхнулось ещё что-нибудь — морально приготовьтесь, потому что в первом сезоне из романтики только намёки разной степени прозрачности. Я предполагаю, что когда-нибудь позднее, возможно, уже в заявленном втором сезоне, и этому аспекту дадут ход, но пока что фокус другой. И, надо сказать, не менее эмоционально нагруженный, драмы тут хватает. Она порой раздражает — подростки ведут себя как подростки — но одновременно подкупает своей искренностью и жизненностью. Много персонажей, много травм, много ситуаций.
Есть одна вещь, которая оказалась за пределами моего понимания. Возможно, в силу того, что я никогда не был профессиональным музыкантом и не погружался настолько глубоко в какой-либо инструмент (ближе всего я подошёл к этому уровню на барабанах, но даже там всегда считал себя любителем). Вот я вижу разницу между уверенной игрой, например, на скрипке, и сильно менее уверенной — окей. Но когда противопоставляют лучших, тут я уже теряюсь. Как там определить, кто был круче? Соответствует ли звучание в сериале нарративу? Нужны комментарии опытных скрипачей.
Касательно персонажей: в аниме их довольно много — что логично, правда? Оркестр ведь. Естественно, раскрываются они в разной степени, и проникнуться успеваешь не всеми, но, вообще, немалому количеству из них авторы уделяют внимание. И, что классно, действительно виден рост и взросление некоторых из них. Их музыкальное развитие отследить сложнее, самым наглядным примером в этом плане становится Акинэ — но, я не знаю, она, похоже, какой-то гений, за примерно год прогрессирует настолько, что сложно поверить, даже с таким количеством практики. Тут опять не помешало бы мнение специалистов.
Анимационный аспект неоднозначный. С одной стороны, студия Nippon Animation несомненно приложила заметные усилия к тому, чтобы музыкальный аспект выглядел правдоподобно. Я не возьмусь сказать, что картинка всегда соответствовала звукам, но получилось довольно убедительно. Да, с Kyoto Animation или A-1 Pictures они не потягаются. Да, активно использовалась трёхмерная графика. Но результат достоин уважения, и имело место креативная и динамичная режиссура номеров. В остальном порой было довольно заметно, куда ушёл весь бюджет, особенно когда появлялись статические или статодинамические кадры. Но это простительно.
Сейю отработали как и полагается в драме — плотно и эмоционально. Хочу отметить Сато Минако, для которой это была первая главная роль и вторая вообще. Чтобы вы не думали, что всё идеально, я скажу, что не особенно согласен с озвучкой бабули одного из героев, персонажа с малым количеством экранного времени, но всё же важного. Но это можно списать на разное видение у меня и у режиссёра. Но кто я такой, чтобы по мелочам фыркать на Киси Сэйдзи, снявшего «Ангельские ритмы», «Класс убийц» и ещё много заметных работ.
И вот, мы добрались до музыки. Внезапно, над саундтреком трудилось аж три композитора — не считая самих классиков, чьи произведения звучат в сериале. Мне понравилась фоновая музыка, она не пыталась перетягивать на себя одеяло (что разумно), а просто звучала очень к месту и вписывалась в стилистику. А вот к исполнению оркестровому, секционному и индивидуальному я должен придраться. Но не потому, что было недостаточно хорошо — было слишком хорошо. За кулисами трудился филармонический оркестр музыкального колледжа Senzoku Gakuen, в который входят, как я понимаю, их лучшие ученики. Да, это ещё не какой-нибудь именитый оркестр, но всё же, как по мне, состав на голову выше уровнем, чем любые старшеклассники. Но, конечно, припахать сюда школьников было бы наверняка чересчур проблематично.
Что мне отдельно понравилось, так это нарративы, сопровождавшие исполнение композиций — авторская интерпретация рождаемых музыкой образов и всякие любопытные факты. Это помогало дополнительно проникнуться звучанием произведений.
Я много всего написал, и теперь пришло время подвести черту. Аниме меня точно впечатлило, но не до такой степени, чтобы я уверенно поставил ему выдающуюся оценку. Смотреть было интересно, и я буду ждать продолжения. Но, мысленно сравнивая сериал с другими музыкальными историями, думаю, что такой вердикт будет справедлив с моей стороны.
7 баллов из 10.