Найти тему

Рельефы дворцов ассирийских царей. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Признаюсь, что я всегда спокойно и можно сказать даже равнодушно относилась к экспонатам в стиле "развалины графского парка" - не вызывали во мне излишнего восторга экспонаты с отметкой "N лет до нашей эры" - сколотые тела некогда прекрасных мраморных скульптур, куски некогда стройных колонн, осколки древнегреческой или древнеримской посуды, остовы зданий ... становилось грустно, вероятно, от факта полной утраченности и невосполнимости.

Я понимаю, что это история, история очень древней культуры, но... не мое!

И вдруг... рассматривая экспонаты Пушкинского музея, мне встретился зал с вот такой непривычной красотой...

О декоративном убранстве дворцов ассирийских царей 1 тыс. лет до н.э нам дадут представление слепки с алебастровых рельефов стен дворцово-культовых комплексов Ашшурнацирапала II в Кальху (современный Нимруд на севере Ирака) и Саргона II в Дур-Шаррукине (современный Хорсабад на севере Ирака).

-2

Что надо знать о столь мудреных именах?! Как минимум то, что это имена ассирийских царей приблизительно в 700-800 годах до н. э.- Ашшурнацирапал II был выдающимся полководцем и дипломатом, чрезвычайно методичным и безжалостным в достижении поставленных целей, а Саргон II смог вернуть былое величие Ассирии, прославился своими военными походами на западе - в Сирии и Палестине, расчистил стратегически важные для Ассирии торговые пути в Малую Азию...

Согласитесь, такое увидишь не каждый день !!!...

-3

Плиты с рельефами на стене размещены в три яруса. А вот в ассирийских дворцах они были расположены по периметру залов на уровне человеческого роста, составляя непрерывную ленту. Плиты меньшего размера (около 1 метра высотой) располагались двумя лентами - одна над другой, разделенные клинописным текстом, содержащим информацию о родословной, победах, завоеванных странах, сведения о строениях возведенных при данном царе. Это же описание шло по плим бОльшего размера,прямо по фигурам.

-4

Сюжеты рельефов? Да самые разные! Присмотритесь! Тут и царская охота на диких быков или львов, и многочисленные военные сцены - осада стен крепости, взятие дворца, атака ассирийской конницы, переправа через реку, пленение воинов, триумфальное возвращение войск из похода...

-5

Обратите внимание - фигуры и лица лишены портретных черт, но изображены в соответствии с определенными правилами: фигуры симметричны с утрированной мускулатурой, голова и ноги - в профиль, верхняя часть туловища - в условном повороте, при котором ближнее к смотрящему плечо видно в профиль, а удаленное - в фас. Бытует мнение, что для изображения (повторения) частей фигур могли быть использованы трафареты.

-6

При этом очень много деталей - волосы, бороды, кисти рук, акценты на украшениях, узоры на одежде и мебели, животные...

Чего не передают эти рельефы, так это цвет... Нет, для меня, они прекрасны и в этой песочной гамме. А вот историки склоняются к предположению, что все эти "картинки" было в цвете - черными были волосы, бороды, брови и обувь; белыми/красными/синими - одежда; желтыми - украшения.

Вы же сможете увидеть эту красоту в слепках своими глазами (и уверена, вы испытаете еще больше эмоций) в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Переднеазиатский зал, постоянная экспозиция.

А вот оригиналы алебастровых рельефов хранятся в Британском музей в Лондоне и в Лувре в Париже.

*Все фотографии из личного архива автора заметки, 2023 год.

Вам интересно будет узнать про:

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!

#музей #гмии #ассирия #рельефы #слепки #алебастр #история #древность #сирия #палестина #царь #крылатые_быки #скульптура