На этом, пожалуй, самом известном графическом произведении в карьере Уильяма Блейка (годы жизни 1757-1827) английский физик и математик Исаак Ньютон (годы жизни 1643-1727) изображается рисующим прямо на земле свиток при помощи большого циркуля. Он сидит на камне, со всех сторон окружённый тьмой, сгорбленный и полностью поглощённый своими мыслями.
Данная гравюра была создана на основе десятой пластины раннего иллюстрированного трактата Блейка под названием «Нет Естественной Религии», на которой изображается человек, стоящий на коленях на полу с циркулем, при ней имеется и подпись:
«Тот, кто видит Бесконечное во всём, видит Бога. А тот, кто видит лишь Соотношение, видит только себя».
Для самого Блейка Ньютон был живым воплощением рациональности и всевозможных научных исследований – интеллектуального способа, который он лично считал редуктивным, бесплодным и в конечном итоге даже полностью ослепляющим. Исаак Ньютон явно является критической визуальной аллегорией, поэтому острые углы и прямые линии, использованные для обозначения тела учёного, подчёркивают репрессивный дух его разума, в то время как органические текстуры камня, по-видимому, покрытые водорослями и живыми организмами, могут представлять мир природы, где дух человеческого воображения находит-таки своё истинное зеркало.
Глубокая, всепоглощающая чернота, окружающая Ньютона, которую обычно принимают за морское дно или же космическое пространство, указывает нам на его незнание этого мира, на его отдалённость от платоновского света истины. Циркуль – настоящий символ геометрии и рационального порядка – инструмент и эмблема отупляющего материализма так называемого Просвещения.
Презрение Блейка к научному мировоззрению, которое также породило его знаменитое изображение бога Уризена в произведении «Великий Архитектор» (1794 год) – ещё одного деятеля, пытающегося измерить Вселенную при помощи циркуля – замечательно резюмируется его же утверждением, что:
«Искусство – это Древо Жизни, а Наука – Древо Смерти».
Исаак Ньютон Блейка был предметом многочисленных репродукций, почитаний и реинтерпретаций, а фигура самого Ньютона, вполне вероятно, является самым именитым визуальным образом Блейка, возможно, просто потому, что она так идеально отражает его творческое кредо. Данное изображение известно ещё и потому, что оно оказалось весьма интересным и для последующих поколений живописцев.
В 1995 году британский поп-арт-художник Эдуардо Паолоцци (годы жизни 1924-2005) создал большое количество бронзовых скульптур, вдохновлённых работами Блейка, в том числе и огромную скульптурную дань уважения «Исааку Ньютону» Блейка, хотя и более изогнутому и более похожему на какую-то машину, нежели его предшественник. Нынче произведение Паолоцци можно отыскать возле Британской Библиотеки в Лондоне – столице Англии.
- Художник – Уильям Блейк
- Название – «Исаак Ньютон»
- Год создания – примерно 1795
- Размеры – 46 х 60 сантиметров
- Материал – Цветная печать, тушь и акварель на бумаге
- Место нахождения – Британская Галерея Тейт (Лондон, Англия)