Это произведение, как и «Песни Невинности и Опыта» (1789-1794 годы), было создано с использованием техники световой печати, лично разработанной самим Уильямом Блейком (годы жизни 1757-1827). На нём словно изображаются два херувима, один из которых держит в своих руках младенца; они прорисованы на белых конях в затемнённом небе, которые перепрыгивают через распростёртую женскую фигуру.
Образ обычно понимают как интерпретацию отрывка из произведения «Макбет» (1606 год) от Уильяма Шекспира (годы жизни 1564-1616):
«И жалость, как обнажённый новорождённый младенец,
Идущий по ветру, или небесный херувим на коне,
К незрячим гонцам воздуха,
Должна выдуть сей ужасный поступок всем напоказ».
Использование Блейком синего и зелёного цветов, прекрасно контрастирующих с белым цветом фигур, придаёт работе ночной, почти что сказочный оттенок. И действительно, некоторые учёные поставили под сомнение степень, в которой произведение опирается на стихи Шекспира, предполагая, что вместо этого в нём могут быть изображены фигуры из собственного воображаемого пантеона Блейка, как, по-видимому, подразумевает его визионерская интенсивность.
Фигура, отвернувшаяся от зрителя, может быть богом Уризеном, например, лицом, склонившимся к лошади – лицом Лоса – силы, противостоящей Уризену, но также и его пророком на Земле, принявшим в качестве земного обличия женскую форму Жалости. А для исполнения воли Уризена он также часто воплощался в образе своего партнёра – Энитармиона.
Женщина внизу может запросто оказаться Евой, исполняющей библейское пророчество о том, что «ты родишь детей в скорби», создав тем самым миниатюрную мужскую фигуру, лежащую на руках Лоса. В этом конкретном прочтении «Жалость» представляет собой грехопадение человека, в частности тот самый момент, когда человек осознаёт свою сексуальность и своё подчинение Богу.
Через мифологические и литературные произведения, такие как «Жалость», Блейк окажет огромнейшее влияние на течение постромантического художественного искусства, в том числе и на Прерафаэлитов, которые частенько опирались на литературные и именно шекспировские темы, как, к примеру, в «Офелии» (1851 год) кисти Джона-Эверетта Милле (годы жизни 1829-1896) и «Миранде» (1916 год) работы Джона-Уильяма Уотерхауса (годы жизни 1849-1917).
Между тем галлюцинаторность подобных произведений, как «Жалость», наряду с их очевиднейшим глубоким аллегорическим значением, также окажет глубочайшее влияние и на такие движения, как символизм и сюрреализм.
- Художник – Уильям Блейк
- Название – «Жалость»
- Год создания – примерно 1795
- Размеры – 42,2 х 52,7 сантиметра
- Материал – Рельефный офорт, напечатанный в цвете и обработанный пером, тушью и акварелью
- Место нахождения – Метрополитен Музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США)