Несмотря на то, что в моём блоге не наберётся и десятка статей, по лесам и горам я хожу уже лет десять как. И вот есть такие места - на которые обращаешь внимание лишь когда уже 7 раз был на Орлиной полке и 5 раз на Оштене. Сейчас по большей части тянет именно к таким местам - нетуристическим, безлюдным, на первый взгляд не интересным. Тем круче, что при более близком рассмотрении, эти маршруты оказываются не просто интересными, но и перспективными. Хотя некоторые мои товарищи утверждают, что интерес подобная глушь представляет лишь для меня, и вообще какого чёрта я их туда потащил 🙃
Но вот мой друг Евгений не из таких - он вообще не спрашивает, куда мы едем, интересуясь лишь формой одежды. Случилось так и в этот раз.
Самурское озеро я для себя открыл как всегда банально - просто просматривая карты, я внезапно увидел большой водоём посреди леса в моём любимом Апшеронском районе. Причём по форме было видно, что это не рукотворный пруд, а вполне себе настоящее горное озеро.
Погуглив, наткнулся на статью с исследованием грунта озера, что ещё больше подогрело мой интерес. В той же статье была схема озера, и, за неимением других источников, буду называть части озера согласно неё.
Погода в городе последнюю неделю была, мягко говоря, не очень - дожди, ветер, температура чуть выше нуля, т.е. типичный краснодарский декабрь. Но вот в Апшеронском районе в день треккинга светило солнце и стоял полнейший штиль - повезло!
Выезжаем из Краснодара до утренних пробок, встречаем рассвет в дороге, и уже в Апшеронске открывается отличный вид на Лагонакское нагорье. Проезжаем город, за Ширванской поворачиваем на Гуамку и через 5 км ищем, куда бы приткнуть авто на обочине.
Здесь тоже хороший обзор - даже местный тракторист на синем тракторе остановился выкурить сигарету и посмотреть на заснеженные горы.
Стартуем. Возвращаемся чуть назад по дороге до поворота и сразу встречаем первое препятствие - съезд перекопан, и теперь тут канава.
Перепрыгиваем и начинаем спуск. В целом нить маршрута такова, что мы должны спуститься по отрогу в долину реки Белужка, всё время вниз.
Первые 100м - довольно крутой спуск с едущим под ногами грунтом, но вскоре дорога выходит на хребтовые поляны, и здесь идти уже попроще.
После первой поляны дорога вытягивается в ровную струну, проходит через перелесок, и начинается спуск по второй поляне.
Отсюда можно наблюдать всю панораму ближайших гор (слева направо): плато Лаго-Наки (Оштен на переднем плане), краюшек Пшеха-Су, Нагой-чук и Мессо, а чуть ближе перед ними - Лагонакский хребет (горы Житная Матук и Мезмай), тянущийся от Гуамки к плато. Правее Мессо - провал, являющийся перевалом по пути к Лунной Поляне (там сейчас строят великолепную дорогу), а ещё правее - массив Черногор. Это всё не Главный Кавказский хребет, но объекты гораздо более примечательные для этого района. Но и ГКХ тоже видно правее Черногора - Семиглавая и Мессо с заснеженными шапками, ну и черные лесистые горы правее вплоть, наверное, до Афипса - всё можно разглядеть. Жаль, камера телефона и близко не передаёт эту картину.
У нижней опушки второй поляны стоит навес со столиком и скамейками.
Входим в лес, спуск здесь продолжается. Вскоре дорога раздваивается, обе ветки поначалу идут параллельно, но в конце концов расходятся.
Мы по ошибке пошли по правой дороге, но вовремя опомнились, свернули влево и вышли к третьей поляне.
С третьей поляны вид уже не такой грандиозный, но место интересное - овраги, пожухлые кустарники, вид на ближайший хребет.
Дорога здесь заросла, превратившись в тропу по опушке. Даже зимой колючие лианы тут норовят схватить за пятки, а летом, скорее всего, придется обходить по лесу.
Вскоре тропа входит в лес, вновь превращаясь в старую лесовозку и принимая справа более накатанную дорогу со стороны станицы Самурской.
После развилки дорога круто поворачивает вправо, и начинается спуск к реке.
Сброс высоты тут не больше 50 метров, но очень скользко, и идти приходится по лесу. Выходим на дно долины и оцениваем варианты переправы на противоположный берег.
Принимаем решение перепрыгнуть на песчаную отмель на той стороне. Женя немного не долетел, подняв фонтан брызг из-под галош. А я вот длинный, мне с подобными движениями гораздо проще.
На другом берегу нас ждал крутой подъём на террасу речной долины. Причём рельеф тут довольно интересный: небольшие холмы, как бы курганы, поднимающиеся один за другим. В прозрачном лесу огромными стаями со звуком набирающего обороты вертолёта с дерева на дерево перелетают небольшие птички - похоже, что воробьи.
Вскоре за очередным перевальчиком нас поджидало небольшое озеро-болотце: неглубокое, незаросшее, непахнущее и вполне себе чистое. Следом за ним - ещё одно такое же. По моим ощущениям, они должны находиться выше уровня Самурского озера. На схеме они обозначены как "Амеба".
За последним перевальчиком виднеется простор - деревья раздвигаются и перед нами появляется мутная гладь Самурского озера. На импровизированной смотровой площадке находится удобное место для пикника.
У смотровой поворачиваем влево и спускаемся к речке Озёрной, вытекающей из озера. Тут явно когда-то была значимая лесовозная дорога, и через речку был прокинут мост.
Отмечаю два факта:
1. Подъём к озеру Амёба от брода был значительно больше, чем спуск от Амёбы к Самурскому, а значит у этой Озёрной речки до места впадения в Белужку значительный перепад по высоте.
2. Балка на выходе из озерной котловины существенно сужается, напоминая ущелье. Поначалу я подумал, что это связано с плотинной природой озера - мол, когда-то давно тут сошёл огромный оползень, перегородивший реку, а потом в нём намыло ущелье. Уже позже я прочитаю, что озеро имеет другое, карстовое происхождение, и эта моя теория несостоятельна.
В любом случае два этих факта говорят нам о том, что стоит попытаться пройтись вниз по речке на обратном пути.
Но первоначальный наш план заключается в том, чтоб обойти озеро по часовой стрелке, поэтому нам в любом случае нужно как-то перебраться на ту сторону. Речка тут выглядит глубокой, да и берега у неё крутые и высокие (1-2м), поэтому варианта два: по накиданным в русле мешкам, или по двум узким, но горизонтальным параллельным брёвнышкам. Выбираем второй вариант.
Проверяю палкой дно и чуть не ухожу в ил вслед за ней - глубина воды тут более метра, а дно вязкое и противное, как в степных реках. Обычно я по брёвнам перебегаю горные реки без особых переживаний - на кону как правило лишь сухость ног, но тут вообще другая ситуация. Медленно и осторожно перебрался я на тот берег, вслед за мной, гораздо шустрее, и Евгений. Он вообще в этой вылазке решил не осторожничать, за что в конце концов и поплатился сухостью одежды.
Прикидываем дальнейший путь. Одна тропа уходит вверх по крутому склону. Предполагаю, что она так же обходит озеро, но на один уровень террасы выше. Другая тропа идёт по самой кромке воды. Выбираем второй вариант и обходим Лягушачье озеро. На небольшом мысе на той стороне (назовём его Камышовым) делаем привал, после чего выходим на удобный рыбацкий пятачок у самой воды.
Дальше тропа проходит то по кромке озера, то взбирается по крутому берегу к деревьям, но в целом она довольно натоптанная, и очень радует отсутствие мусора.
Вообще ловлю себя на мысли, что эта сторона озера довольно приятная. А при взгляде на ту сторону становится как-то тоскливо.
Мы подходим к месту, которого нет на схеме начала 90-х годов: здесь треугольником в воду вдаётся плоский участок земли. Ранее здесь был рыболовный мостик, сейчас же над водой возвышается лишь одна его секция.
Перепрыгиваем через ручеёк, который назовём Рыбацким из-за того, что на этом участке местности уж очень много следов людей. На полуострове стоит каркас навеса от непогоды, остатки кострища и импровизированный рукомойник.
Прогуливаемся выше по ручейку - почти сразу за бродом он принимает в себя левый приток - ещё один небольшой ручеёк.
Женя решил прогуляться вверх по Рыбацкому ручью, но тут же упёрся в болотце, которое показалось ему довольно фотогеничным, и принялся ловить кадр. Я же пошёл по тропе, и чуть выше по притоку увидел родник, который представляет из себя довольно большую мутную яму. Пить из него я бы не стал, но водичка из него вытекает - это факт.
После родника тропинка вступает в красивый прозрачный лес, уходя выше по балке самой крупной речки.
Но нам туда не надо! Чуть возвращаюсь назад и нахожу едва заметное ответвление тропы вправо, которое очень быстро растворяется среди прибрежного кустарника. Озеро с этой точки не видно из-за очень плотных зарослей на самом берегу, почва тут влажная и склизкая.
Вскоре мы выходим непосредственно к реке. Мутный поток здесь напоминает скорее не горную реку, а канаву. Перебраться через неё - тоже задача не такая простая: обувь вязнет в илистом дне, которые скрыто даже под каменистыми островками.
На левом берегу нас ждали плотные заросли подлеска, обойдя которые, мы двинули к берегу озера, к месту, обозначенному как мы с Птичий. Птиц на нём не оказалось, но место довольно примечательное - это отмель из песка, вынесенного речкой из долины.
Пройти по отмели возможно вплоть до её самого конца, придерживаясь правого края (ближе к реке), но чем дальше - тем громче песочек хлюпает под ногами.
Возвращаемся в лес и утыкаемся в болотце. Обходить его следует слева, чуть поднявшись на склон балки. Тропа здесь всё ещё не находится, но появляется странный симптом - мусор (бутылки, пакеты), которого раньше не было. Это довольно удивительно, если учесть, что мусора как такового не было даже стоянке рыбаков.
Вскоре едва заметную тропу удаётся обнаружить у безымянной отмели с одиноким деревцем на её оконечности. Сразу за ней путь преграждает ручеёк, впадающий в бухту Спокойствия, с раскиданным по его берегам мусором. Этот момент меня совершенно опечалил.
Далее тропа уводит на небольшую полочку в крутом берегу бухты, выводя к большому и плоскому месту для стоянки на берегу бухты спокойствия.
Если верить карте, то здесь должен быть ручеёк, но мы не обнаружили даже намёка на него. Со склона сюда спускается натоптанная тропа, а в другую сторону уходит крутой подъём на мыс Верпис. Поднимаемся на мыс, шпалой вдающийся в озеро.
Мыс больше похож на плотину, чем на естественное образование, по его гребню ведёт тропа, оканчивающаяся небольшой обзорной точкой и спуском к воде.
Возвращаемся назад и сворачиваем с тропы вправо, чтоб продолжить путь по берегу озера вдоль бухты Уединения. Она мне кажется наиболее мрачным уголком этого озера.
Дорогу преграждают упавшие деревья, один из завалов нам даже приходится обходить, выползая на гребень отрога.
А по гребню как раз идёт натоптанная тропа. Скорее всего, она и ведёт к стоянке за мысом, где мы были десятью минутами ранее. Тропа идёт на снижение и вскоре выходит к развилке. Мы поворачиваем направо, открывая для себя ещё одно место для пикника.
Сидим, слушаем тишину, периодически прерываемую гулом тысячи крыльев, перелетающих с дерева на дерево.
Дальнейший путь проходит мимо озера Инфузория - от Самурского его отделяет тонкий перешеек, а связывает небольшой ручей, через который можно перепрыгнуть по накиданным ветвям.
В этом моменте можно сказать, что круг замкнулся, озеро мы обошли и вышли снова к броду по мешкам.
Как и обещал - обратно возвращаемся по берегу реки, левому, если смотреть по течению. Первым делом проходим мимо озера Мёртвого, ничего примечательного из себя не представляющего, но вот река вытекает из него в некое подобие каньона, обросшего папоротниками.
Река ниже по течению всё глубже начинает вгрызаться в землю, а линия обрыва, по которой мы идём, наоборот, задирается всё выше. И вот после очередного поворота каньона мы отчетливо различили звук падающей воды.
Да, это водопад! Срывающийся с плиты из песчаника, высотой метра 1,5 - 2.
В масштабах Кавказа - вообще мелочь, в масштабах Апшеронска - солидный природный объект, ранее почему-то нигде не упомянутый.
Ниже по течению каньон становится всё глубже, но крупных порогов на нём больше нет - видимо, тут лишь одно место выхода хорошо сцементированного песчаника.
Зато мы нашли интересную папоротниковую поляну, на которой Женя долго пытался удачно сфотографироваться.
Вскоре каньончик закончился, и мы стали круто спускаться к речке Озёрной, попав ровно к месту впадения её в Белужку.
Женёк тут решил показать свою молодецкую удаль и сходу перепрыгнуть реку, но поскользнулся и шлёпнулся в воду.
У меня же ноги подлиннее, поэтому без труда мне удалось избежать той же участи.
Вырулив в лес, мы взабрались на необычную насыпь, идующую подозрительно ровно в долине Белужки.
Очевидно, что это рукотворная отсыпка, и сделана она была скорее всего под лесовозную узкоколейную железную дорогу.
Когда Апшеронский район был местом активной лесозаготовки, и Апшеронскую УЖД создавали именно под эти нужды. Это сейчас мы видим лишь её жалкие обрывки, а когда-то она была похожа на корень дерева, углубляясь вдоль многих рек в предгорные лесные массивы.
Выходим на дорогу у знакомого нам брода и начинаем обратный путь.
Уже на верхних полянах оборачиваемся, чтоб полюбоваться закатной панорамой заснеженных гор.
Теперь, на момент декабря 2023 года, карту озера можно слегка актуализировать:
Очевидно, что через десяток лет ландшафт здесь может уже слегка поменяться, а может поменяться и кардинально, до полной неузнаваемости.
Итого: 12 км
Время: 6 ч
Сложность: 2 из 10
Декабрь 2023