Найти в Дзене
Э-эскизы

Бывает ли правда в кино? «20 дней без войны» и «Кубанские казаки» - разбираемся вместе

Кадр из совсем другого советского кино ("Бриллиантовая рука"), но тоже ведь нисколько не правда!
Кадр из совсем другого советского кино ("Бриллиантовая рука"), но тоже ведь нисколько не правда!

«20 дней без войны», 1976, реж. Алексей Герман и «Кубанские казаки», 1949, реж. Иван Пырьев – можно ли эти фильмы сравнить? Казалось бы, почти 30 лет разницы во времени создания, да и темы вроде бы разные…А на самом деле оба фильма про ВОВ, только один про когда она ещё не закончилась Победой, а второй про некоторые последствия войны.

Основное в том, что «20 дней без войны» считается чуть ли не образцом «военной правды» в кинематографе, а «Кубанские казаки» - чуть ли не образцом лжи о послевоенной жизни.

«20 дней без войны», 1976

Инициатор съёмок и автор сценария – Константин Симонов (1915 – 1979), знаменитый советский поэт («Жди меня…»), прозаик («Живые и мёртвые»), драматург («Парень из нашего города»), сценарист («Бессмертный гарнизон»), редактор «Литгазеты» и литжурналов, секретарь СП СССР, в 1976-м член ЦК КПСС. Он был реальным военкором ещё с Халкин-Гола (1939), потом был почти на всех фронтах ВОВ тем же военкором, при этом в 1945-м ему было всего-то 30 лет! На мой взгляд – очень юный возраст, хотя и только по нынешним временам, тогда взрослели и старились намного быстрее.

И всё же – военкора всегда оберегают и спасают даже ценой собственной жизни. Никакой «окопной правды» ему ни в жизнь не отгадать, да ему и не надо, потому что у войны совсем не публичное лицо. Там слишком много того, о чём там не бывавшим лучше не знать никогда. Понятно, что автор «Живые и мёртвые» осозновал себя почти что главным героем эпопеи, но в реальности – всё это художественный вымысел. Понятно, что основанный на очень многих рассказах…Но это были рассказы военкору.

Алексей Герман (1938 – 2013), безусловно, выдающийся отечественный режиссёр, признанный «психологист» военной тематики, сын Юрия Германа (1910 – 1967), тоже военкора ВОВ, но только нашего Северного Флота.

Первая картина Алексея Германа «Проверка на дорогах» (1971) стала знаменитой и знаковой у нас, потому что «легла на полку» вплоть до перестройки. Соответственно, режиссёру сразу приклеили ярлык «правдолюбца». Но откуда бы ему знать эту правду, кроме как из произведений своего отца и Константина Симонова?

В 1974-м Симонов настоял на том, чтобы именно Герман был режиссёром «20 дней без войны» (1976). Опять же Симонов уговорил Юрия Никулина и пробил его на главную роль. Никулин в ВОВ воевал, так что сыграл все «боевые сцены» очень натурально. Но сцен таких в фильме буквально наперечёт, практически только высадка Феодосийкого десанта, обрушение стены замка в Кёнигсберге да потом попадание в «вилку» под миномётным обстрелом.

На самом деле всё кино совсем не про войну, а про отношения тех, кто там был и кто там не бывал. И эта тема раскрыта очень полно и интересно хоть с точки зрения сценариста, как и режиссёра! Но при чём здесь «правда о войне»? Война – это совсем другое. Так что, кино, конечно, замечательное, но не про войну, а, собственно, как и называется – про «20 дней без войны»! А про войну можно почитать Некрасов «В окопах Сталинграда» или «Ванька – ротный» Шумилин, или посмотреть «На войне как на войне», или ещё многое писателей-фронтовиков, но это всё равно будут только отдельные эпизоды, а полную картину войны мог бы дать новый Лев Толстой, но что-то пока такого не видать…

«Кубанские казаки», 1949

У фильма очень странная судьба. Режиссёр Пырьев – мэтр советского кинематографа, автор таких знаменитых кино как «Богатая невеста» (1937), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «В 6 часов вечера после войны» (1944), «Сказание о земле Сибирской» (1947), «Идиот» (1958), «Белые ночи» (1959), «Братья Карамазовы» (1968)…

Тут надобно сказать, что в 1947-48 в отдельных регионах СССР был самый настоящий голод. В основном – в не самых крупных городах. Чем это было вызвано – отдельный разговор. И вот в такой ситуации такое кино было очень нужным! И пусть на самом деле в это время на Кубани всё было совсем не так радужно, как показано в фильме, но ведь и на войне не всем так везёт, как Лопатину из «20 дней без войны»!

В «Кубанских казаках» все главные герои – либо герои войны, либо уж настолько труженики тыла (женские персонажи, в основном), что сплошь орденоносцы или даже Герой соцтруда! Но вот и ведь и Лопатина спрашивают: «У Вас есть боевые ордена?», и у него их есть, а уж у самого Симонова одних Орденов Ленина – ажник 4 штуки!

Короче, после разоблачения Хрущом «культа личности» кино больше (с 1956) не показывали, но при Брежневе в 1968-м отреставрировали и запустили вновь!

Вместо выводов

«Нет правды на земле, но правды нет и выше»! Так и в кино смешно искать правду – она у каждого своя, а всяческих литераторов и кинорежиссёров отличает только то, что они свою личную (про лучших, честных и искренних говорю) правду пытаются нам внедрить в мозги в качестве единственной и самой главной правды.