Температуру тела измеряют градусником, артериальное давление измеряют тонометром, а чем психологу измерить, дружная семья перед ним или нет?
Кандидат психологических наук, или на западный манер, Ph.D. Дэвид Х. Олсон написал на эту тему 20 книг и 100 статей, участвовал в десятках телепередач как Почётный профессор Миннесотского университета, но прославился изобретением методики, которая измеряет самочувствие семьи.
Что за методика?
В 1999 году в профессиональном Журнале семейной терапии появилась статья, озаглавленная "Эмпирические подходы к диагностике семьи".
После обзора трудов предшественников, сведённых в аккуратную табличку, Олсон прямо заявил, что ему не хватало инструмента, которым психологи могут "померить отношения", и что он с коллегами такую вещь создал.
Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) давно переведна на русский язык и адаптирована. Спустя четверть века после разработки это один из наиболее известных стандартизированных опросников, предназначенных для оценки семейной жизни.
А пример исследования по методике можно? Можно!
Чтобы вы не сомневались в её безупречном академическом статусе, процитирую вам российскую диссертацию на соискание учёной степени кандидата психологических наук, где сравнивали родителей детей с нарушениями психического развития и родителей психически здоровых детей.
Притом исследовательница совершила поистине титанический труд, ибо в исследование были взяты только полные семьи! Таким образом, фактор "неполной семьи" и стресса "соло-родителя" был исключён в принципе!
В диссертации были сформированы четыре группы сравнения:
1 группа - родители, воспитывающие детей с искаженным психическим
развитием (группа аутистических расстройств (Р21, Р84.0, Р84.01)) - 30 семей;
2 группа - родители, воспитывающие детей с задержкой психического
развития (Р83) - 30 семей;
3 группа - родители детей с психическим недоразвитием (Р70
(олигофрения в степени выраженной дебильности)) - 30 семей;
4 группа - родители, воспитывающие детей с поврежденным
психическим развитием (на примере эпилепсии (Р07))- 30 семей.
Контрольную группу составили родители, воспитьшающие здоровых
детей в возрасте 3-10 лет - 40 семей.
Если хотите больше подробностей, наберите в поисковике: Красильникова Елена Дмитриевна, тема диссертации "Функционирование семей, воспиывающих детей с различными вариантами нарушения психического развития".
Специальность 19.00.04 - медицинская психология (психологические науки), защита была десять лет назад 2013 год в Санкт-Петербурге.
Вот как описывается результат по методике, но мы посмотрим на неё своим, сондианским взглядом.
Как устроена шкала?
В основу методики положена круговая модель Дэвида Х. Олсона. Она включает в себя три параметра семейного поведения: сплоченность, адаптация и коммуникация.
The Circumplex Model of Marital and Family Systems называется модель на языке оригинала. Вот так она в оригинале выглядит:
FACES-3 это третий вариант шкалы, разработанной для оценки двух основных параметров, — семейной сплоченности и семейной адаптации.
Какие варианты семейной сплочённости есть?
Семейная сплоченность — это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они эмоционально взаимозависимы, при минимальной — автономны и дистанцированы друг от друга.
Смотрим на верхнюю строчку на картинке, где заглавными буквами подписаны слова: DISENGAGED SEPARATED CONNECTED ENMESHED, и над ними линия со словом COHESION.
Это про чувство "мы" в семье и в браке.
Данная шкала, Marital and Family Cohesion (Togetherness) - это у нас в сондиане чувство "мы", а варианты у Олсона будут m-! m- m+ и m+! соответственно.
Если вы читаете Малку Лоренц https://dzen.ru/malkalorenz, то легко сообразите, какую реальность отношений Олсон описывает словом "разъединённые".
m-! в модели Олсона называется "Разъединенные отношения часто имеют крайнюю эмоциональную обособленность", для предпочитающих язык оргинала "A disengaged relationship often has extreme emotional separateness".
На сленге это, конечно же, "мёртвый брак". Никому ни от кого ничего не надо, каждый сам по себе.
m- чуть полегче, "Разделённые отношения имеют некоторую эмоциональную
обособленность, но она не столь экстремальна, как при разъединённых". По прежнему очень важно время, чтобы побыть одному, но в браке есть и и совместное времяпровождение к взаимному удовольствию, и согласие в принятии решений, и поддержка друг друга.
На языке оригинала A separated relationship has some emotional separateness, but it is not as extreme as the disengaged system. While time apart is more important, there is some time together, some joint decision making and marital support.
На сленге это ближе к варианту "жить на два дома". Он на даче, она в городской квартире, но решения об отпуске и образовании детей они принимают вместе, и не прочь вечером погулять в хорошем ресторане - а потом вернуться каждый в свою нору.
m+ это уже "Соединённые отношения, где есть эмоциональная близость и верность "мы". Супруги чаще вдвоём, чем поодиночке, они умет дружить парами, у них есть общие хобби и интересы.
На языке оригинала A connected relationship has emotional closeness and loyalty to the relationship. Time together is more important than time alone. There is an emphasis on togetherness. There are separate friends, but also friends shared by the couple. Shared interests are common with some separate activities.
На сленге это "жить вместе".
А вот m+! это на Дзене Лара Галль, https://dzen.ru/id/5d4955844e057700adcdf223 там все истории про то, как дышать друг другом и проникать в сокровенные помыслы друг друга.
Олсон называл такие отношения перепутанными, явно имея в виду личные границы. Степень эмоциональной близости запредельная, отношения должны быть в приоритете везде и всегда. Словом, это брак, где партнёры очень зависят друг от друга и сверх-отзывчивы на любую нужду друг друга. Отдельность не допускается, частная жизнь отсутствует как класс. Интересы все залипли внутри семьи, никаких друзей или интересов вне семейного круга нет и быть не может.
Суровым академическим языком англосаксонского мира In an enmeshed relationship there is an extreme amount of emotional closeness and loyalty is demanded. Individuals are very dependent on each other and reactive to one another. There is a lack of personal separateness and little private space is permitted. The energy of the individuals is mainly focused inside the family and there are few outside individual friends or interests.
На сленге это "слияние" с другим.
Какие варианты гибкости есть?
Тут я вас цитатами на английском мучить уже не буду, просто скажу, что смотрим на слова CHAOTIC, FLEXIBLE, STRUCTURED, RIGID и понимаем, что это у Олсона про k-! k- k+ и k+!.
Соответственно, хаотичный это k-!
Гибкий это k-
Структурированный это k+
Ригидный это k+!
Как интерпретировать результаты шкалы?
Таблица 4 на 4 даём вам 16 вариантов.
Четыре крайних (на рисунке показаны жёлтым) это у Олсона разбалансированная семейная система.
Не все родители детей с психиатрическим диагнозом в неё попали, не все. Перечитайте скриншот выше, вы удивитесь.
Четыре внутренних (на рисунке цвета фуксии) это у Олсона сбалансированная семейная система.
Восемь оставшихся - среднесбалансированные и чреваты проблемами в семье.
Академические исследования сравнивали семьи, которым не потребовалась терапия (там разбалансированных было 7 процентов всего, остальные ладили между собой и справлялись с проблемами).
В терапии обнаружилось, что 38% пар имеют разбалансированные отношения.
У психотиков таких разбалансированных (на гистограмме показано жёлтым) больше половины, 56%.
Ну, а в невротизированной семье разбалансированные отношения у двух из трёх практически, там 64%.
Какие вопросы задают во время интервью?
Чтобы больше узнать о семье, психолог задаёт супругам вопросы, просит привести конкретные примеры по каждому из 20 утверждений:
1. Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью.
2. При решении проблем учитываются предложения детей.
3. Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи.
4. Дети самостоятельно выбирают форму поведения.
5. Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу.
6. Каждый член нашей семьи может быть лидером.
7. Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом.
8. В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел.
9. Мы любим проводить свободное время все вместе.
10. Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе.
11. Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу.
12. В нашей семье большинство решений принимается родителями.
13. На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи.
14. Правила в нашей семье изменяются.
15. Нам трудно представить себе, что мы могли бы предпринять всей семьей.
16. Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому.
17. Мы советуемся друг с другом при принятии решений.
18. Трудно сказать, кто у нас в семье лидер.
19. Единство очень важно для нашей семьи.
20. Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи.
Вместо послесловия
Градусник показывает вам температуру "здесь и сейчас". Шкала ничего не скажет вам о семейной психодинамике и тем более не раскроет причин, почему так устроена супружеская жизнь.
Но как однозначный показатель того, что мы имеем на приёме здесь и сейчас - годится.