Найти тему
История искусств

Берта Моризо, французская художница-импрессионистка

«Банда из пяти-шести сумасшедших, одна из них женщина, как это бывает во всех самых отъявленных бандах. Ее зовут Берта Моризо...» - пишет критик парижской газеты «Фигаро» в 1876 году. Другие «сумасшедшие» - ныне всемирно известные художники-импрессионисты Мане, Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро... Среди импрессионистов Берта Моризо - фактически единственная женщина, входившая в их круг с самого начала, пережившая вместе с ними все нападки, все оскорбления и, в конечном итоге, разделившая их поздний триумф. Но даже в ее время, во второй половине XIX века, женщины с трудом пробивали себе дорогу в искусстве.

Книга «Художницы четырех столетий», Готтфрид Зелло
Книга «Художницы четырех столетий», Готтфрид Зелло

Берта Моризо происходит из семьи с необычайно богатыми культурными традициями. Она родилась в 1841 году. Ее отец изучал архитектуру, а затем решил поступить на государственную службу. Он сделал блестящую карьеру, дослужившись до должности префекта и до престижных постов в Счетной палате Парижа. Берта и ее старшая сестра Эдма начали рисовать уже в раннем возрасте. Отец нанял учителя рисования, в котором его не по годам развитые, очень умные, очень критичные девочки быстро разочаровались. Следующий учитель после первого занятия сказал их матери следующее:

«У ваших дочерей большой талант, и я боюсь, что моими уроками они не удовлетворятся. Они станут художницами. Знаете ли Вы, что это значит? В Вашем положении, в положении представителей высшего среднего класса, это будет революция, если не сказать - катастрофа. Вы уверены, что никогда не пожалеете о том дне, когда искусство вторглось в Ваш мирный дом и определило судьбу Ваших дочерей?»

Эти слова точно описывают положение художниц того времени. Хорошим тоном считалось уметь немного рисовать, немного владеть акварелью - это повышало брачные перспективы «дочери из хорошей семьи». Но серьезные, профессиональные занятия искусством извольте оставить мужчинам. Эдма Моризо позже вышла замуж за морского офицера и сразу после свадьбы забросила живопись. Берта, напротив, стала художницей - одной из величайших художниц своего века.

Теодор Дюре, друг Берты Моризо, писал о ней: «Она не была по-настоящему красивой, черты ее лица были неправильными, а цвет лица бледным. Но ее невозможно было не заметить, потому что она была художницей до кончиков ногтей... Ее творчество и ее натура гармонировали во всем, от начала и до конца». // Эдуард Мане. "Берта Моризо с букетом фиалок"
Теодор Дюре, друг Берты Моризо, писал о ней: «Она не была по-настоящему красивой, черты ее лица были неправильными, а цвет лица бледным. Но ее невозможно было не заметить, потому что она была художницей до кончиков ногтей... Ее творчество и ее натура гармонировали во всем, от начала и до конца». // Эдуард Мане. "Берта Моризо с букетом фиалок"

Конечно, хорошие связи ее семьи поначалу облегчили ее путь. Они познакомили ее с Коро, одним из самых выдающихся французских художников, который давал ей частные уроки. Но самая судьбоносная встреча происходит в Лувре: копируя картину Рубенса, она знакомится с художником Эдуардом Мане. Это перерастает в дружбу, от которой оба только выиграли. Живопись Берты становится свободнее и смелее, она окончательно выходит из академической традиции. Мане, в свою очередь, перенимает от нее привычку работать на природе, «с натуры». Она позирует для его знаменитой картины "Отдых". Он не только восхищается ее обаянием, но и принимает ее занятия живописью.

Эдуард Мане. "Отдых. Портрет Берты Моризо"
Эдуард Мане. "Отдых. Портрет Берты Моризо"

Связь с Мане стала еще теснее, когда в 1874 году она вышла замуж за брата художника, Эжена Мане. Вместе с Мане она готовится к первой выставке импрессионистов, которая состоялась в Париже в том же 1874 году и закончилась невообразимым скандалом.

На следующий год, когда импрессионисты проводят совместный аукцион, опять происходит скандал. Аукционатор вынужден обратиться за помощью в полицию. В газетах пишут: «Впечатление, которого добились импрессионисты, - это впечатление кошки, прогуливающейся по клавишам рояля, или обезьяны, завладевшей коробкой с красками».

Сегодня кажется непонятным, как эти импрессионистические образы могли когда-то вызывать гнев и негодование. Картину "Пудрящаяся молодая женщина" Берта Моризо написала в 1877 году. Интимную сцену она изобразила с пленительной свежестью и живостью. Все детали, предметы на туалетном столике, колье и серьги показаны лишь намеками и сливаются в единый поток света и цвета.

Замужество, социальные обязательства и дом, построенный парой в Париже, никак не помешали Берте Моризо и дальше развиваться как художнице.

Берта Моризо. "Вишня". 1891
Берта Моризо. "Вишня". 1891

После рождения единственной дочери Жюли она постоянно пишет свою дочь: Жюли в саду, Жюли за фортепиано, Жюли играет на улице, Жюли с подружками.

Живописные полотна и пастели, которые запечатлели мимолетное мгновение нежными оттенками и чувственными мазками, в конечном итоге и принесли ей славу и признание. До последнего она принимала участие во всех групповых выставках импрессионистов, а умерла в Париже, в 1895 году.

Берта Моризо. "Гортензия". 1894
Берта Моризо. "Гортензия". 1894

---

Мой перевод статьи из книги Готтфрида Зелло «Художницы четырех столетий» (Malerinnen aus vier Jahrhunderten, Gottfried Sello).

Читайте и другие мои переводы из этой книги:

А также подписывайтесь на мой телеграм-канал ArtxxBooks - новые публикации на тему искусства каждый день!