Сперва хотела описать, какими законами регулировалось образование в нашей стране в советские времена, в одной статье. Но очень скоро поняла, что это невозможно: было много принято законодательных актов, на одно их перечисление уйдет многобукаф, а рассказать я вам ничего толком не расскажу. Поэтому буду постепенно. С чего бы начать?
Начнем, пожалуй, с Программы КПСС, принятой на XXII съезде КПСС (Коммунистической Партии Советского Союза) 31 октября 1961 года. Эта программа была призвана определять очень быстрый - до начала восьмидесятых годов двадцатого века - переход тогдашнего российского государства от социализма к коммунизму. Коммунизм описывался достаточно конкретно: все работают на благо всех, необходимые "предметы личного потребления" черпаются из общественных закромов, питаются в основном в общественных столовых. При этом ставилась задача, чтобы завтраки обеды и ужины в столовых были лучше, вкуснее и питательнее (прямо такими словами) чем на личных кухнях.
Одна небольшая цитатка из Программы КПСС, чтобы вы поняли и ощутили стилистику и направленность документа:
"В центр воспитательной работы партия ставит развитие коммунистического отношения к труду у всех членов общества. Труд на благо общества — священная обязанность каждого человека. Всякий труд на пользу общества, как физический, так и умственный, уважаем и почетен. Необходимо воспитывать всех трудящихся на лучших образцах труда, на лучших примерах ведения общественного хозяйства.
Все, что необходимо для жизни и развития людей, создается трудом. Поэтому каждый трудоспособный человек должен участвовать в создании тех средств, которые необходимы для его жизни и деятельности, для благосостояния общества. Человек, который получал бы от общества какие-либо блага, не участвуя в труде, был бы тунеядцем и жил за счет других.
В коммунистическом обществе человек не может -не трудиться. Этого не позволят ни его сознание, ни общественное мнение. Труд по способности станет привычкой, первой жизненной потребностью всех членов общества."
Здесь и далее Программа КПСС 1961 года цитируется по источнику в интернете.
Программа КПСС, помимо прочего, установила, что в срок до 1971 года страна должна перейти на "обязательное среднее общее и политехническое одиннадцатилетнее образование для всех детей школьного возраста и образование в объеме 8 классов для той части молодежи, которая занята в народном хозяйстве".
Под средним образованием Коммунистическая партия СССР понимала "прочное знание основ наук, усвоение принципов коммунистического мировоззрения, трудовую и политехническую подготовку в соответствии с возрастающим уровнем развития науки и техники, с учетом потребностей общества, способностей и желаний учащихся, а также нравственное, эстетическое и физическое воспитание здорового подрастающего поколения".
Отдельно хочу отметить, что ни о каком индивидуальном обучении, возможности учиться дома и по "индивидуальной образовательной траектории" речи не было и быть не могло.
Коммунистическая система народного образования основывается на общественном воспитании детей. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием.....
В общественном воспитании подрастающего поколения повышается значение школы, которая призвана прививать детям любовь к труду, к знаниям, формировать молодое поколение в духе коммунистической сознательности и нравственности....
Хочу отметить - все, что цитировалось выше - это не коммунистическая утопия, а конкретный социальный заказ на ближайшее десятилетие. Я пошла в первый класс в 1970 году (родилась в ноябре, поэтому родители посовещались и решили отдать в школу с восьми лет, тем более что читать я умела с пяти лет) и как бы являюсь продуктом той новой "постсталинской" школы, основанной на идеалах XXII съезда КПСС. Если честно - физики, химии и математики мне казалось многовато, а вот истории и литературы я бы с удовольствием получала бы в бОльшем объеме. Но основные "базисные" знания, усвоенные в средней советской школе, верно служат мне уже много десятилетий.
Так вот, в развитие основных постулатов Программы КПСС было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. N 874 "О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы". Такое было время: теперешние законы тогда заменяли Указы Президиума Верховного Совета СССР, Постановления Правительства - совместные постановления ЦК и Совмина. Все остальное регулировалось на отраслевом уровне - министерскими и ведомственными приказами. Если кому интересно, могу еще рассказать, что вместо Арбитражного суда были была система ведомственных арбитражей и Госарбитражи СССР и союзных республик, в том числе РСФСР, которые судами не являлись: не было ни тайны совещательной комнаты, ни независимости арбитров, ни их выборности.
Так вот, о Постановлении № 874 ЦК и Совмина СССР. В начале, как полагается, констатировались проблемы и недостатки, для преодоления которых и было принято Постановление:
....несоответствие учебных планов и программ современному уровню знаний, устранению перегрузки школьников обязательными учебными занятиями, что отрицательно сказывается на глубине, прочности знаний учащихся, на их здоровье,
... руководители школ и учителя недостаточно используют один из важнейших принципов советской педагогики - воспитание учащихся в коллективе и через коллектив с учетом их индивидуальных особенностей,
... научно-исследовательские педагогические учреждения страны медленно разрабатывают узловые, жизненно важные проблемы народного образования,
Нуждается в серьезном укреплении учебно-материальная база школ.
Здесь и далее цитируется по источнику в интернете (ссылка см выше)
Обращаю ваше внимание на ключевые в этом разделе слова : один из важнейших принципов советской педагогики - принцип воспитания учащихся в коллективе и через коллектив ( с учетом индивидуальных особенностей) . Еще раз - в шестидесятых годах прошлого века, в "эпоху развитого социализма" даже в голову людям не приходит, что можно разрешить родителям произвольно изымать детей из школы и воспитывать и образовывать дома "как Бог на душу положит".
А теперь вкратце о том, какими мерами партия и правительство намеревались решить стоящие перед обществом и образовательной системой проблемы:
1. "Школа... должна развиваться как общеобразовательная, трудовая, политехническая. Ее главными задачами являются вооружение учащихся прочными знаниями основ наук, формирование у них высокой коммунистической сознательности, подготовка молодежи к жизни, к сознательному выбору профессии.
2. Школьная программа должна быть перестроена, чтобы "привести содержание образования в соответствие с требованиями развития науки, техники и культуры".
3. Установить "преемственность в изучении основ наук с I по X (XI) класс, более рациональное распределение учебных материалов по годам обучения, начало систематического преподавания основ наук с четвертого года обучения".
4. Добиться "преодоления перегрузки учащихся путем освобождения учебных программ и учебников от излишней детализации и второстепенного материала".
А дальше шли практические мероприятия по достижению этих мер.
В том числе - установить предельную численность учеников в 1-8 классе - 40 учащихся, 9 - 10 (11) классы - 35 учеников. Систематически проводить в восьмилетних и средних школах профессиональную ориентацию школьников путем ознакомления их с различными отраслями народного хозяйства и культуры, предприятиями, колхозами, совхозами и учреждениями, наиболее распространенными профессиями. Организовать отдельные классы в школах и отдельные школы с углубленным изучением "математики и вычислительной техники, физики и радиоэлектроники, химии и химической технологии, биологии и агробиологии, гуманитарных предметов и т.п.". Запретить "широко распространившуюся в последнее время практику отвлечения учащихся в учебное время на сельскохозяйственные и другие работы, непосредственно не связанные с учебным процессом". Министерству просвещения СССР и союзных республик, Академии Наук СССР дать задание разработать "стабильные высококачественные школьные учебники, учебные пособия для учащихся и методические руководств для учителей, привлекая к их написанию ведущих ученых и опытных учителей".
Вот этот пункт (11 номер) мне хочется выделить жирным шрифтом:
... Улучшить работу школы по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения школьников.
Необходимо, чтобы каждая школа стала организующим центром воспитательной работы с детьми в районе своей деятельности. Директора школ и учителя, предъявляя строгие требования к учащимся, обязаны вместе с тем проявлять глубокое уважение к школьникам.
Вот еще пункт (16 номер), немного утопичный, но вполне логичный и, если его "воскресить" сейчас, вполне спобный заменить ювенальную юстицию (по моему субъективному мнению):
"Партийным, профсоюзным, комсомольским организациям промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов, учреждений и организаций постоянно поддерживать связь со школами, где учатся дети их работников, интересоваться условиями воспитания школьников в семье. Практиковать обсуждение вопросов воспитания детей на партийных, профсоюзных и комсомольских собраниях, активнее помогать семье и школе, оказывать воздействие на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию своих детей. Считать целесообразным иметь на промышленных предприятиях, стройках, в учреждениях, колхозах и совхозах комиссии или советы содействия семье и школе в деле воспитания подрастающего поколения."
Вы спрашиваете, было ли что-то в Постановлении № 874 о детях из многодетных семей? Было! Вот такой пункт:
"22. Для оказания государственной помощи в получении образования детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из многодетных семей определить на предстоящее пятилетие контингенты воспитанников в школах-интернатах обычного типа и школьных детских домах на уровне 1965 года. Расширить сеть школ-интернатов для детей с недостатками умственного и физического развития, нервнобольных детей, а также сеть санаторно-лесных школ."
Вот так! Чтобы облегчить жизнь многодетным родителям, они могли (по крайней мере на бумаге) ... помещать детей в интернат, на все готовое. Главная обязанность родителей, как всех советских людей была - самоотверженно трудиться на благо Родины. Кстати, возвращаясь к Программе КПСС 1961 года - там было записано, что пособия и государственную помощь получают инвалиды и нетрудоспособные граждане. Все остальные - работать-работать-работать!
Ну как вам "благие намерения" времен развитого социализма? Да, они были во многом утопичны, да, в одну и ту же реку нельзя войти дважды (в смысле, что полностью эти нормы уже не восстановишь), но разве они были плохи?
Для сравнения: вот два основных принципа современного Закона об образовании (ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ) : "Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на - гуманистическом характере образования, приоритете жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования,
- свободе выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создании условий для самореализации каждого человека, свободном развитии его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;"
Свабодаааа! Приоритет личности! Создание условий для самореализации! И это прекрасно.
Но вам не кажется, что современные законодатели сместили на второй, третий или пятый-шестой план и трудолюбие, и патриотизм, и в конце концов - традиционные семейные ценности. Как можно требовать от молодежи, воспитанной на таких принципах, даже не требовать, а хотеть - чтобы она выбирала себе работу не только по моде, но и по потребностям общества, чтобы они вообще хотели работать? И можно ли от них хотеть, чтобы они заводили семьи и рожали детей, много детей, как призывают депутаты, если главным принципом является свобода личности, а не ответственность личности перед обществом?
Что вы думаете о достоинствах и недостатках советского среднего образования? Давайте это обсудим. Встречаемся, как всегда, в комментах, пароль "крашеные старушки". Жду ваших историй из жизни, вопросов, мнений, критики. Ваша неравнодушная Елена Гор.