Найти в Дзене
Тюменская арена

Импортозамещение в биатлоне: можем ли мы обойтись без иностранных оружия и патронов?

Оглавление

Недавнее интервью чемпиона мира Антона Бабикова о проблеме с патронами в российском биатлоне, точнее об их нехватке, вызвало живой отклик не только в России, но и за рубежом. Наши болельщики недоумевали, сочувствовали, а, например, в Польше (там, оказывается, тоже следят за нашим спортом) по большей части злорадствовали. Возник вопрос, а как обстоят дела с патронами в Тюменской области? Хватит ли их до конца сезона? На больший срок? Или нас тоже ждёт снарядный голод?

Патронов хватит на всех

Об этом мы пообщались с директором федерации лыжных гонок и биатлона города Тюмени Юрием Лобановым. Юрий Викторович ещё и дежурный по приёму и выдаче оружия в Центре спортивной подготовки региона (ЦСП). Так что он как никто другой в курсе затронутой нами темы.

Юрий Лобанов
Юрий Лобанов

– У сборной Тюменской области, которую возглавляет заслуженный тренер России Максим Владимирович Кугаевский, с обеспечением мелкокалиберными патронами дела обстоят на «пятёрку», – оптимистично заявляет мой собеседник. – Наши спортсмены имеют возможность выступать на различных турнирах либо с немецкими винтовками Anschutz, либо с отечественными – БИ-7-4. А другие варианты СБР (Союз биатлонистов России – К.Л.) и не допускает к соревнованиям. То есть, как видите, у нас есть выбор. Партия винтовок немецкого производства была закуплена ещё задолго до всем известных политических событий, есть образцы 2009-2019-го годов выпуска.

– С оружием понятно, давайте поговорим о патронах. Они же быстрее заканчиваются, чем винтовки.

– Мы единовременно можем закупать до 350 тысяч патронов за один раз. Соответственно, на складе у нас достаточно внушительный резерв. Патронов хватит на полгода. Это, если учитывать, что вся сборная Тюменской области будет в строю, никто не заболеет, не получит травму, и никого не вызовут в сборную России. У нас всё хорошо с боеприпасами, дай Бог, что так и будет. Этот сезон можно точно не мандражировать. А до следующего ещё дожить надо.

– Снарядами каких марок или марки пользуются тюменские биатлонисты?

– У нас есть боеприпасы трёх видов. Шведские, производства компании Norma, немецкие – фирмы Polar и российские – под названием «Биатлон».

Не для внутреннего пользования

Даниил Серохвостов
Даниил Серохвостов

– Немецкие считаются лучшими на планете Земля, – продолжает Юрий Лобанов. – В открытой продаже в розницу – чуть больше 100 рублей за штуку. По такой цене мы их приобретать никогда не будем, это уже расточительство. Polar мы закупили давно и много. Тем не менее мы их бережём. Зазря патроны не тратим, на тренировках не используем. Точно знаю, что ведётся работа тренерского состава со спортсменами, теперь значимость выстрела стала выше. Сейчас не можем позволить себе стрелять по воробьям за такие деньги. В своё время приобретали их для представителей сборной Тюменской области, которые проходили отбор в национальную команду России. И защищали её честь, и честь региона на международных стартах (Олимпиадах, чемпионатах мира и так далее). Раз лавочка закрыта, какой смысл жечь Polar на внутренних соревнованиях.

Шведское качество для сибирских морозов

-4

– Norma – неплохой продукт, – говорит Юрий Викторович. – Отлично себя зарекомендовал в морозы, даже в такие крепкие, как сейчас. Да, мы приобретаем и их, и Polar у российских поставщиков, но только потому, что не имеем право покупать товар не у резидентов. То есть, можем это сделать у москвичей, у екатеринбуржцев. Естественно, они их не производят. Но представляем, как завозят патроны в Россию. В последний раз закупали, как раз-таки патроны фирмы Norma. Это параллельный импорт. На коробках было написано, что авиатранспортом их доставили в Россию через территорию Кыргызстана. Ценник получился приемлемым. Может быть, это старые запасы по старой цене. У них же срок годности, как у коньяка: «Чем дольше хранятся, тем лучше». Если, конечно, их правильно хранить.

– Раз уж заговорили о цене, то в какую цену обходится этот товар?

– За счёт большого объёма можно сбавить цену. Поэтому получается 60-80 рублей за штуку. Как ещё делают поставщики? Они понимают, что с Polar сейчас тяжеловато. Но у них всё же есть возможность завозить его в ограниченных количествах или выискивать старые запасы. Например, могут сказать так: «Продадим вам Polar по 65 рублей за экземпляр, всего 20 тысяч. Но за это в нагрузку вы купите 100 тысяч «Биатлона». Если нет, то тогда 75 – за патрон». У нас же рынок.

–Это дорого? Особенно, если учитывать, что это параллельный импорт.

– Всё познается в сравнении. До начала всех событий, когда нас стали не любить, мы приобретали Polar (а я уже давно в теме, больше 12 лет), и за 12, и за 30 рублей за патрон. На фоне этих цифр кажется, что нынешняя цена довольно высокая.

Четыре – «в ноготь», пятый – в молоко

-5

– Теперь очередь дошла да наших патронов, чем они хороши?

– «Биатлон» производит концерн «Калашников». Они нормального качества, просто чуть погрязнее, чем те, о которых я вам говорил. Надо чаще чистить оружие при использовании наших патронов. У них латунь не такая навороченная, качество свинца похуже, чем у того же Polarа. А что касается пороха, то никакой разницы нет. Правда, «Биатлон» летит помедленнее, погрубее. Не такой чувствительный к ветру.

«Биатлон» летом с Polaroм может быть конкурентоспособным, а зимой даже самый патриотично настроенный человек такого не скажет. Первый выстрел разогревает ствол. Все остальные четыре летят в цель. Четыре выстрела у «Биатлона» могут «в ноготь» лечь, а первый – отправиться куда-нибудь на 2 сантиметра в сторону. У Polarа такого, конечно, нет.

Евгений Гараничев
Евгений Гараничев

Но, например, наш, теперь уже ветеран, Евгений Гараничев всю жизнь бегает с отечественной винтовкой «БИ-7-4». Хотя у него есть возможность взять себе самый лучший Anschutz. А он говорит, что ему это не нужно. Точность и скорострельность ничем не хуже, чем у других. Ствол, получается, всё жрёт. У него и «Биатлон» летит на этом оружии, и Norma, да всё у него летит.

Антон Бабиков
Антон Бабиков

– Вдруг закончится Polar, каналы параллельного импорта перекроют, санкции останутся? В таком случае, можно ли поставить на конвейер производство патронов «Биатлон», чтобы у нас не было недостатка в боеприпасах? Чтобы хватало не только сборной Тюменской области, но и Антону Бабикову, да и вообще всем российским биатлонистам.

– Антон Бабиков часто чем-то недоволен. Но его можно понять. Бабиков – большой спортсмен мирового класса. Он переживает за свой вид спорта, а котором провёл всю жизнь. Возможно, чего-то не хватает конкретно в его регионе, который Антон представляет (Республика Башкортостан – К.Л.). Если в субъекте федерации хорошо организована работа, то можно прекрасно заниматься биатлоном на российском уровне. А другого у нас сейчас и нет.

– Неизвестно сколько продлятся санкции. Можем ли мы существовать несколько лет, только имея под рукой, ружья и патроны отечественного производства?

– Да. Но это будет очень непривычно. Однако человек быстро ко всему адаптируется. Думаю, каких-то потрясений такое импортозамещение точно не вызовет.

Кадры решают всё

– А для детей, воспитанников детско-юношеских школ патронов хватит?

– Биатлон, это про огнестрельное оружие. Для меня загадка, почему законы, которые распространяются на СВД, на пулемёт, на Автомат Калашникова, не применяются к мелкокалиберному спортивному оружию. Но, согласно действующему законодательству, винтовку в руки могут брать дети только с 16-ти лет и то с разрешения родителей.

До 16 лет юноши работают с «воздушками». Это просто моторная память. Не может идти речи об идеальной точности выстрела. Потом уже, когда появляется «настрел», понимание работы с винтовкой, спортсмен сможет работать с настоящим оружием. Причём в юниорском возрасте нет задачи опередить всех по стрельбе.

Андрей Вьюхин
Андрей Вьюхин

Есть у нас такой биатлонист Андрей Вьюхин. Он быстро бегает, но не стреляет. На юниорском возрасте Андрей с 4-5 кругами или 3 минутами штрафа выносил всех в одну калитку. Цена выстрела у юношей совершенно не сопоставима со взрослым спортом.

Виктория Сливко
Виктория Сливко

P.S. - Нормально всё у нас, - подытожил Лобанов. - В Тюменской области авторитетные тренеры. К ним прислушиваются и чиновники, и директора. Они результатами доказали свой профессионализм. Кадры решают всё. У нас с этим если не на «пятёрку», то на «пять» с минусом. Вот когда эти наставники уйдут на заслуженный отдых, а вместо них вдруг придут менее квалифицированные, тогда, возможно, будет колошматить тюменский биатлон. И патроны здесь не станут иметь решающего значения. При желании можно и шваброй стрельнуть на ноль.

Текст: Константин Лубин

Фото: Роман Фёдоров