Найти в Дзене
Налоги и Жизнь

Как выглядит бизнес, на который не распространяются правила ведения бухгалтерского учёта. Что считал Лука Пачоли

Оглавление
Бухгалтерский учёт - это не только счёты. Фото автора
Бухгалтерский учёт - это не только счёты. Фото автора

Одна особенность отличает бухгалтерский учёт от иных видов учёта. И она связана с понятием двойной бухгалтерии.

Не той двойной бухгалтерией, которой часто грешит бизнес. А с предложенной в 15 веке Лукой Пачоли (помощником Леонардо да Винчи) концепцией учёта с использованием метода двойной записи. Когда каждая хозяйственная операция отражается в момент её возникновения дважды: записывается на один счёт и списывается с другого, или проводится одновременно по двум участкам учёта.

Эксперименты с бухгалтерией проводились и до Пачоли, но именно он впервые заявил, что для успешного бизнеса требуются три вещи. Одна из которых - бухгалтерская система, позволяющая предугадывать ход вещей (о двух других читайте в конце публикации).

На мой взгляд - гениальная задумка. И перспективу видно, и мышь не проскочит. Всё благодаря двойной записи, со встроенной системой обнаружения ошибок, при которой прослеживается, в каком состоянии находятся сразу два счёта. А постоянная связка: "дебет - кредит", позволяет держать под контролем активы и финансовые потоки компании.

Остальные виды учёта, например, налоговый или управленческий учёт, - выполняют частные функции: посчитать конечное количество денег, доход, расход, прибыль.

От такого очевидного преимущества бухгалтерского учёта отказываются индивидуальные предприниматели.

Правило о ведении бухгалтерского учёта не распространяется на физических лиц

По действующему законодательству физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не обязаны вести бухгалтерский учёт, формировать и сдавать бухгалтерскую отчётность (баланс).

Для налогообложения предпринимательской деятельности физических лиц достаточно налогового учёта. При котором ведётся учёт транзакций, составление налоговых деклараций (расчётов) и ведение книги учёта доходов и расходов без использования метода двойной записи.

Для решения текущих задач, индивидуальные предприниматели часто применяют журнально-ордерные схемы учёта. Например, записывают в отдельные журналы покупателей, поставщиков, заполняют ведомости учёта товарно-материальных ценностей и расчётно-платёжные ведомости для расчёта с персоналом. Документируют хозяйственные операции, используя шаблоны типовых документов, либо сервисы для выписки первичных документов.

По желанию и возможностям предпринимателя может быть организован полноценный бухгалтерский учёт, с применением бухгалтерских счетов и использованием специализированных бухгалтерских программ.

При этом ведение бухгалтерского учёта ИП не приводит к обязанности представлять бухгалтерскую отчётность заинтересованным сторонним пользователям. Например, государственным органам или банкам, которые порой запрашивают у предпринимателя бухгалтерский баланс. Вместо баланса достаточно предоставить книгу учёта доходов и расходов.

Стоит ли говорить, что физическим лицам, которые не зарегистрированы в качестве ИП и ведут самостоятельную деятельность, являясь плательщиками налога на профессиональный доход, по закону не требуется вести не только бухгалтерский, но и налоговый учёт.

Хотя отдельные элементы бухгалтерского учёта, могут использоваться и этой категорией налогоплательщиков. Так, самозанятым исполнителям часто требуется выставить счёт или акт об оказанной услуге.

Правило о ведении бухгалтерского учёта действует для юридических лиц

Однако и здесь можно встретить компании, которые на законном основании, не используют систему бухгалтерского учёта (в традиционном понимании, то есть не применяют методы начисления и двойной записи).

Небольшие компании ведут учёт в упрощённом порядке. Они вправе учитывать доходы и расходы на момент оплаты, не пользоваться планом счетов и двойной записью, не формировать балансовые остатки по статьям запасов.

"Малыши" могут вести учёт в книге (журнале) учёта фактов хозяйственной деятельности, как с применением, так и без применения двойной записи.

К таким компаниям относятся микро-предприятия с численностью персонала до 15 человек и выручкой, не превышающей 120 млн. рублей.

Упрощённый порядок учёта для малого бизнеса вводит особые правила учёта сырья, материалов, топлива, покупных товаров, основных средств, нематериальных активов, незавершённого производства, а также упрощённую форму бухгалтерской отчётности.

Так материалы оцениваются ужато по цене поставщика, основные средства по стоимости приобретения и монтажа, а иные затраты, связанные с их приобретением и доставкой, списываются в расходы на момент оплаты.

Микро-предприятиям предоставлено право списывать на расходы стоимость сырья, материалов, покупных товаров в момент их приобретения и осуществления затрат, не формируя остатков ТМЦ на балансе.

В любом случае, при выборе упрощённого способа ведения учёта, у компаний которые действуют традиционно, то есть, применяя план счетов и двойную запись, и которые пользуются простыми записями фактов хозяйственной деятельности в книге учёта, не предполагается формирование и отражение в бухгалтерском балансе остатков сырья, материалов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции. Отсутствует аналитический учёт.

В результате утрачивается оперативный контроль над наличием и движением материальных ценностей.

Возможность признать выручку по мере поступления денежных средств, а расходы списать по оплате, складывает всё в один котёл, исключая существование условий для анализа и планирования.

Многие компании, чтобы сохранить контроль над активами, устанавливают упрощённый порядок списания для одного из видов материальных ценностей, например, материалов и сохраняют общеустановленные правила бухгалтерского учёта для другого вида, например, для товара. Это не противоречит законодательным нормам.

К слову, списать материальные ценности сразу на счёт расходов, минуя счета учёта МПЗ, могут не только микро-предприятия, но и компании, деятельность которых не характеризуется наличием существенных товарно-материальных остатков, отсутствие информации о которых в бухгалтерском балансе не повлияет на принятие решений пользователями бухгалтерской отчётности.

Упрощённый способ ведения учёта подразумевает и отсутствие на балансе остатка по статьям: расходы на НИОКР и нематериальные активы.

Бухгалтерский баланс сдаётся в контролирующие органы, но может быть составлен на основе данных книги учёта.

Если микро-компания принимает решение вести учёт запасов товарно-материальных ценностей, отражая их в соответствующей строке баланса, то резерв под снижение стоимости материальных ценностей можно не создавать.

Тогда остатки МПЗ, товаров и готовой продукции будут числиться на балансе по стоимости, которая была определена на момент их отражения, без учёта потери качества, морального старения этих ценностей, изменения рыночной стоимости. А значит, сложно сделать вывод о действительной стоимости бизнеса.

Возможность для микро-компаний, на которые не распространяются общеустановленные правила ведения бухгалтерского учёта, начислять амортизацию основных средств единоразово 31 декабря, также, искажает текущую стоимость основных средств. Впрочем, периодичность начисления амортизации основных фондов, при упрощённом порядке ведения учёта, вправе устанавливать сама компания.

Отказаться от применения традиционной системы бухгалтерского учёта в пользу упрощённого учёта микро-предприятие может с начала очередного года, внеся изменения в учётную политику. Отражать в балансе изменения в учётной политике ретроспективно не понадобится. Все корректировки отражаются на счёте 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

При этом обратите внимание, что при переходе на бухгалтерский учёт по упрощённым правилам сумма активов на балансе снизится. Уменьшится и нераспределенная прибыль (или увеличится непокрытый убыток).

Решение о том, в каком виде организовать учёт остаётся за малым предприятием.

Максимально привлекателен отказ от ведения традиционного бухгалтерского учёта в пользу упрощённого учёта для компаний сферы услуг на специальных налоговых режимах. Далее следуют микро-предприятия, которые ведут производственную деятельность и применяют упрощённую систему налогообложения.

Торговые компании, которые пользуются упрощённым порядком учёта товара и торговых операций, усложняют составление налоговых деклараций. Поскольку в налоговом учёте стоимость товаров списывается по мере их реализации. А при котловом методе учёта аналитика по товару отсутствует, что требует дополнительных расчётов. Положение спасает, когда торговая компания работает с применением УСН "доходы".

Вернёмся к Луке Пачоли.

Каким бы не был бизнес, на который не распространяются правила ведения бухгалтерского учёта, по мнению основателя двойной бухгалтерии, успех сопутствует предпринимателю, который имеет: достаточное количество денег, хороших счетоводов и бухгалтерскую систему, которая позволяет предугадывать ход вещей.

С двумя последними позициями из списка готова помочь.

Как Вы считаете, можно вести успешный бизнес без бухгалтерии?