Найти тему
My Side

И вновь об утяжелении рока (3 часть)

Продолжаем тему про утяжеление рока во второй половине 60-х гг. В своей предыдущей статье я рассказал о тех катаклизмах, которые случились в мире в конце 60-х, а именно –протесты во Франции 1968 года, убийство в том же году афроамериканского священника Мартина Лютера Кинга, который боролся за права чернокожих людей. Я рассказал об утяжелении саунда в роке на фоне социальных революций, убийств, войны во Вьетнаме и пр.

Говоря о гитаристе Джими Хендриксе, стоит сказать, что в конце 60-х после успешного альбома его группы Are You Experienced у него начались свои проблемы – наркотики, внутренние конфликты. А тут еще явный расистский душок в обществе. Джими на какое-то время распустил свой коллектив The Experienced и сформировал новый состав Gypsy Sun and the Rainbow (с ним он выступил на Вудстоке-69), который потом выльется в новый состав. В этом коллективе, в отличие от предыдущего, будут играть только лишь темнокожие исполнители. К Хендриксу присоединились басист Билли Кокс и ударник Бадди Майлз. Вместе они отыграли серию концертов в Fillmore East в самом конце 1969-начале 1970 года. Эти записи станут основой для отдельной пластинки Band of Gypsys. Также был записан студийный материал. На такой шаг – собрать чернокожих музыкантов в своем коллективе – Джими вынудила обстановка в обществе, связанная с правами чернокожих и расовой сегрегацией.

Джими Хендрикс со своим коллективом
Джими Хендрикс со своим коллективом

Уже после смерти Джими будет выпущен посмертный альбом под названием War Heroes. Название, надо сказать, говорящее само за себя. Да и материал под стать. В таких вещах, как Midnight на этом альбоме, Джими выжимает из гитары остатки своей экспрессии и страсти, как бы отражая в своей игре те передряги в обществе, свидетелем которых он был. На мой взгляд, одна из лучших инструментальных вещей Хендрикса, но, к сожалению, оставшаяся недооцененной. Beginning – вещица, авторство которой принадлежит барабанщику группы The Jimi Hendrix Experience Митчу Митчеллу, в которой чувствуется влияние джаза. В целом, альбом выдержан на стыке хард-рока и психоделии. Все эти композиции были записаны в период 67-70 гг. Про Хендрикса я уже писал, про его трагическую и раннюю смерть в сентябре 1970 года. Самое главное – его вклад в зарождение хард-рока невозможно переоценить.

Также не стоит забывать, что в эти годы была еще одна американская группа из Калифорнии The Canned Heat во главе с Аланом Уилсоном. Группа была под большим влиянием блюза. Собственно, они всегда играли блюз. Они были яркими представителями блюз-рока. Дебютировали на большой сцене во второй половине 60-х гг. Свой одноименный дебютный альбом они выпустили в 1967 году. В следующем году они выпускают пластинку Boogie with Canned Heat , выдержанную в жанрах психоделический рок и блюз-рок.

Сanned Heat
Сanned Heat

В таких треках, как World in a Jug чувствуется это резкое гитарное роко-блюзовое звучание. Это еще не хард-рок, конечно, но в какую сторону двигалось это звучание – уже понятно.

Другой американский блюзмен, один из ярких представителей блюз-рока Джонни Винтер выпускает в 1968 году свой дебютный альбом The Progressive Blues Experiment.

Джонни Винтер
Джонни Винтер

И снова, казалось бы, тот самый классический блюз, но в руках молодого белого парня с гитарой в конце 60-х гг. он постепенно обретает свою фирменную плотность и резкость. Песня с этого альбома Black Cat Bone не даст соврать.

Хотя нельзя назвать ни ранних Canned Heat, ни раннего Джонни Винтера хард-рокерами, но все же и они внесли свою лепту в утяжеление и электризацию блюза, которая в творчестве других музыкантов превратится в хард-рок. И да, Джими Хендрикс на роль основоположника хард-рока подходит больше, чем вышеназванные безусловно талантливые музыканты.

В 1968 году гитарист Джефф Бек записал со своей группой альбом Truth. После ухода из The Yardbirds он начал сольную карьеру.

Джефф Бек
Джефф Бек

И вот, в 1968 году он выпускает дебютный альбом при участии Рода Стюарта на вокале и бэк-вокале, Ронни Вуда на бас-гитаре и Мики Уоллера на барабанах. По звучанию, это самый что ни на есть утяжеленный блюз, который как и у Джими Хендрикса стал плацдармом для возникновения хард-рока. Кстати, участники «цеппелинов» Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс также отметились на пластинке.

В следующем 1969 году выпускает свою дебютную пластинку американская группа Grand Funk Railroad, также играющая драйвовый и резкий рок с элементами блюза. Пластинка называется On Time. Здесь группа дает маху и играет бодрую музыку, полную грува. Таким образом, коллектив стал одним из родоначальников харда, ни в чем не уступая Джеффу Беку и прочим ребятам.

Grand Funk Railroad
Grand Funk Railroad

Вообщем, хард-рок стал нарастать свою мощь. Затем появится целая обойма групп, играющих в данном жанре. Групп много - и великих, и менее известных. Возможно, в ближайшее время сделаю 4 часть о хард-роке. Всем rock!