Продолжаем тему про утяжеление рока во второй половине 60-х гг. В своей предыдущей статье я рассказал о тех катаклизмах, которые случились в мире в конце 60-х, а именно –протесты во Франции 1968 года, убийство в том же году афроамериканского священника Мартина Лютера Кинга, который боролся за права чернокожих людей. Я рассказал об утяжелении саунда в роке на фоне социальных революций, убийств, войны во Вьетнаме и пр.
Говоря о гитаристе Джими Хендриксе, стоит сказать, что в конце 60-х после успешного альбома его группы Are You Experienced у него начались свои проблемы – наркотики, внутренние конфликты. А тут еще явный расистский душок в обществе. Джими на какое-то время распустил свой коллектив The Experienced и сформировал новый состав Gypsy Sun and the Rainbow (с ним он выступил на Вудстоке-69), который потом выльется в новый состав. В этом коллективе, в отличие от предыдущего, будут играть только лишь темнокожие исполнители. К Хендриксу присоединились басист Билли Кокс и ударник Бадди Майлз. Вместе они отыграли серию концертов в Fillmore East в самом конце 1969-начале 1970 года. Эти записи станут основой для отдельной пластинки Band of Gypsys. Также был записан студийный материал. На такой шаг – собрать чернокожих музыкантов в своем коллективе – Джими вынудила обстановка в обществе, связанная с правами чернокожих и расовой сегрегацией.
Уже после смерти Джими будет выпущен посмертный альбом под названием War Heroes. Название, надо сказать, говорящее само за себя. Да и материал под стать. В таких вещах, как Midnight на этом альбоме, Джими выжимает из гитары остатки своей экспрессии и страсти, как бы отражая в своей игре те передряги в обществе, свидетелем которых он был. На мой взгляд, одна из лучших инструментальных вещей Хендрикса, но, к сожалению, оставшаяся недооцененной. Beginning – вещица, авторство которой принадлежит барабанщику группы The Jimi Hendrix Experience Митчу Митчеллу, в которой чувствуется влияние джаза. В целом, альбом выдержан на стыке хард-рока и психоделии. Все эти композиции были записаны в период 67-70 гг. Про Хендрикса я уже писал, про его трагическую и раннюю смерть в сентябре 1970 года. Самое главное – его вклад в зарождение хард-рока невозможно переоценить.
Также не стоит забывать, что в эти годы была еще одна американская группа из Калифорнии The Canned Heat во главе с Аланом Уилсоном. Группа была под большим влиянием блюза. Собственно, они всегда играли блюз. Они были яркими представителями блюз-рока. Дебютировали на большой сцене во второй половине 60-х гг. Свой одноименный дебютный альбом они выпустили в 1967 году. В следующем году они выпускают пластинку Boogie with Canned Heat , выдержанную в жанрах психоделический рок и блюз-рок.
В таких треках, как World in a Jug чувствуется это резкое гитарное роко-блюзовое звучание. Это еще не хард-рок, конечно, но в какую сторону двигалось это звучание – уже понятно.
Другой американский блюзмен, один из ярких представителей блюз-рока Джонни Винтер выпускает в 1968 году свой дебютный альбом The Progressive Blues Experiment.
И снова, казалось бы, тот самый классический блюз, но в руках молодого белого парня с гитарой в конце 60-х гг. он постепенно обретает свою фирменную плотность и резкость. Песня с этого альбома Black Cat Bone не даст соврать.
Хотя нельзя назвать ни ранних Canned Heat, ни раннего Джонни Винтера хард-рокерами, но все же и они внесли свою лепту в утяжеление и электризацию блюза, которая в творчестве других музыкантов превратится в хард-рок. И да, Джими Хендрикс на роль основоположника хард-рока подходит больше, чем вышеназванные безусловно талантливые музыканты.
В 1968 году гитарист Джефф Бек записал со своей группой альбом Truth. После ухода из The Yardbirds он начал сольную карьеру.
И вот, в 1968 году он выпускает дебютный альбом при участии Рода Стюарта на вокале и бэк-вокале, Ронни Вуда на бас-гитаре и Мики Уоллера на барабанах. По звучанию, это самый что ни на есть утяжеленный блюз, который как и у Джими Хендрикса стал плацдармом для возникновения хард-рока. Кстати, участники «цеппелинов» Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс также отметились на пластинке.
В следующем 1969 году выпускает свою дебютную пластинку американская группа Grand Funk Railroad, также играющая драйвовый и резкий рок с элементами блюза. Пластинка называется On Time. Здесь группа дает маху и играет бодрую музыку, полную грува. Таким образом, коллектив стал одним из родоначальников харда, ни в чем не уступая Джеффу Беку и прочим ребятам.
Вообщем, хард-рок стал нарастать свою мощь. Затем появится целая обойма групп, играющих в данном жанре. Групп много - и великих, и менее известных. Возможно, в ближайшее время сделаю 4 часть о хард-роке. Всем rock!