Найти тему
Игорь Теологов

Школа больше не учит

В наш век наступления искусственного интеллекта и почти безграничных образовательных возможностей уровень подготовки детей в школе продолжает падать.

Как недавно рассказал заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора МГУ им. Ломоносова, доктор юридических наук Леонид Головко, 70% студентов не могут сдать первую сессию хотя бы на все тройки. Если раньше не сдать сессию – было ЧП, то сейчас это массовое явление.

По мнению Головко, причин несколько, и самая главная – детей калечат еще в школе. Школьники привыкают к электронному дневнику, электронной доске, презентациям и тому подобному. А теперь представьте серьезного профессора, который читает лекцию, дает сложный материал в своем темпе, не упрощает его, не диктует под запись. Сегодняшний выпускник школы не способен сделать качественный конспект, выделить главное, а потом усвоить материал. Ребята могут посмотреть или снять видео, сфотографировать презентацию. А тут совсем другие задачи, к которым их не готовили.

Или вот электронный дневник, который нам был представлен, как явный образовательный прогресс. Но вопрос дневника совсем не технический. Когда ученик ведет дневник, он планирует время, видит на много дней вперед, что и когда нужно сделать. У сегодняшних студентов такого видения нет и в мозгах у них из-за отсутствия грамотного планирования полная каша.

Головко рассказал много интересного из собственного опыта. Сегодня в вузы приходят студенты, не знающие элементарных вещей, так как у них просто нет серьезной базы. Они если даже и учат материал, то не воспринимают его целостно. Кусочки, отрывки – какая-то мозаика из знаний. Не могут они и написать связанный текст. Сочинение, которое под давлением общественности вернули в 11 класс – это только имитация. Оно ничему не учит. А в результате студенты не способны написать курсовую работу. И что делать преподавателям? Отменять курсовые?

Неожиданно московского профессора поддержал Рособрнадзор. Он признал, что школа дает только базовый уровень знаний, недостаточный для поступления в вуз.

«Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования и федеральные образовательные программы (ФООП) определяют требования, базовые объем и содержание образования начального, основного и среднего общего образования и не определяют уровень знаний для поступления в вузы».

Такой удивительный ответ дал Рособрнадзор на запрос общественного движения "Родители Москвы". И пояснил, что нормативных документов с требованиями ФГОС и ФООП, отражающих необходимый для поступления в вуз уровень знаний, не существует. ФГОС и ФООП предполагают только базовый уровень знаний, который и проверяется государственной итоговой аттестацией (ГИА) согласно закону об образовании.

Получается, без репетиторов никак. А ведь все эти ФГОСы и вводили якобы для того, чтобы избавить родителей от репетиторов! На деле же, и Рособрнадзор это признает, школа дает лишь минимум знаний и ЕГЭ только проверяет наличие этого минимума, не более того. (Кстати, сдать ЕГЭ на высокий бал без репетитора тоже невозможно).

И получается, что поступление в вуз, особенно хороший, – это уже совсем другая история, и школа вам его не гарантирует.

Еще один интересный указ на пути к полной деградации подготовило нам Минобразования. Учителей 5-9 классов теперь будут готовить не в вузах, а в колледжах. Утверждены минимальные балы для поступления – обучение доступно даже троечникам. То есть учить наших детей будут троечники, окончившие колледж… Понимаю, что учителей в стране не хватает, но зачем же так?

И вот уже разрабатывается проект ФГОС среднего профобразования по подготовке учителей-предметников для основной школы. Если вспомнить, что одновременно разрабатываются разные планы по внедрению искусственного интеллекта в школу, то страшно даже представить, что из этой жуткой комбинации получится…

Единственное, что может «утешить», это то, что уровень образования падает не только у нас, а во всем мире.

Есть такая структура при Организации экономического содружества и развития, называется PISA. Каждые четыре года она проводит исследование уровня знаний школьников в разных странах. Прошлый раз исследование проводилось в 2018 году, потом из-за ковида было перенесено на 2023. В этом году наша страна в нем не участвовала, но в 81 стране исследование было проведено. И вот итог: по сравнению с PISA-2018, средние результаты снизились почти на 15 баллов по математической и примерно на 10 баллов по читательской грамотности.

Так что на пути к полной деградации мы не одиноки! (Если это нас утешит).