Представляем вам вторую часть обзора Виктора Горбатова (портал stereo.ru) на флагманский стример Rose RS150. Предыдущие части обзора вы можете найти здесь – первая часть, вторая часть.
Оптимальная конфигурация
Опишу свой вариант оптимальной конфигурации Rose RS150, полученный как результат нескольких недель наблюдений и экспериментов. Первое наблюдение: при подключении к ноутбуку в качестве устройства вывода USB-Audio аппарат работает, как ожидаешь. При подключении по Ethernet тоже все отлично. Выслушать звуковую разницу между этими входами затруднительно, особенно когда на противоположной стороне, у источника, уже все сделано хотя-бы базово неплохо. Хотя я пока не стану утверждать, что сделал в домашней сети все, что считаю нужным.
Второе наблюдение: выход лучше настроить как фиксированный, при том на максимальное значение выходного напряжения. Какой-то явной нестыковки со своим предом я не заметил: разница между таким режимом RS150 и той же громкостью, которую выставляю от фонокорректора, небольшая, примерно три-четыре единицы. Регулируемый выход использовать можно, но встроенный пред оказывается просто обычным. Не явно плохим, но и не замечательным уж точно. Дальше скажу про аналоговый вход. Если нужно, например, подключить туда вертушку с корректором в бюджете около 200 тысяч — это делать можно. Но на большее я бы точно не рассчитывал.
В целом, при эксплуатации Rose RS150 лучше придерживаться простого принципа: все, что не используется — отключить. Донгл тоже убрать (правда при этом надо забыть про пульт, потому что работает он по Bluetooth, но он не очень и нужен). Не советую напрямую подключать внешние USB-диски или, по крайней мере, вместо них использовать внутренний SSD (а не HDD). Точнее говоря, в умеренно чувствительной к изменениям аудиосистеме это все можно использовать. Но если хочется выжать из RS150 максимум, поместив его в систему уровнем номинально сильно выше, то тогда лучше пойти по пути минимализма и действительно ничего лишнего не использовать. И еще наблюдение — после распаковки новый аппарат стоит подключить, настроить, а дальше запустить на нем какое-нибудь интернет-радио и оставить хотя-бы на два-три дня в таком режиме «прогрева» — приходить в чувство. Слушать это не обязательно. А вот дальше начинается интересное…
Прослушивание
Да, теперь про версии RS150 и RS150B. Обе они побывали у меня. Сначала эта модель (версия без b) была выпущена c аудиочипсетом AKM, а вот текущая актуальная версия B сделана на ESS ES9038 PRO. Функционал очень близок, разницу можно найти в паспортных данных, но сложно счесть ее критичной. Первой была протестирована версия «без B», которая снята с производства. Звук у нее силовой, детальный, напористый. Подчеркнуто басовитый. Может быть даже немножко слишком басовитый. Это основные характеристики, которые можно было вынести из прослушивания. И информативность весьма высокая, и сцена достаточно объемная, воздушная и многоплановая. Но в целом была в подаче какая-то мускулистая упрощенность. Вроде бы формально проигрыватель даже с классической музыкой справлялся, но как-то это получалось немного прямолинейно. С некоторыми жанрами это было менее заметно, с некоторыми больше. Какой-нибудь задиристый рок, металл, частью электронщину аппарат отыгрывал отлично. А вот то, где нужны нюансы, игра послезвучий и оттенков — вот тут как-то не получалось. И вроде бы оттенки слышны, и детали и послезвучия есть, но ощущение такой аккуратной, но все-же простоты не покидало. На записях классической музыки я иногда ловил себя на мысли, что я все слышу, но эмоционально не включаюсь, хотя номинально звук скорее яркий, искристый. И это не такая сухая аналитика, когда слушаешь как будто читаешь партитуру. А скорее как будто все немножко за стеклом и нет погружения, атмосферы. И это было не только на классике, а много на чем, будь то Alan Parsons или Brian Eno..
Если попробовать разобрать на составляющие слышимый частотный диапазон, то тут всё на своих местах. Баса много, он достаточно фактурен, но целен и строен. Его практически не меньше, чем у предыдущей версии, но качественно он детальнее, ровнее, не кажется слишком форсированным. Хотя если на записи баса много — это сразу будет слышно. Серединка ровная, окраски или зажатости за ней я не заметил, раздутости или тусклости тоже. Верхов много, они могут быть и яркими и сглаженными — как записано. Отчетливого своего почерка у аппарата в плане частотного диапазона я не нашел.
Огрехи записей, если они есть, на любых жанрах весьма слышны и заметны. Жанровых предпочтений я не заметил, возрастных тоже. Совсем-совсем старые монозаписи, оцифровки с шеллака звучат подробно и не тускло. Когда попадается что-то современное, явно подпорченное компрессией, RS150 это все как-то контролирует, без бубнения и гудежа, но саму по себе компрессию слышно. Важнее другое — записи, лишенные этого недостатка, звучат естественно, фактурно, детально. Так же отлично слышно и понятно, чем выигрышен «хайрез» в ИКМ или DSD, но и подключенный по AES/EBU CD-транспорт и обычные 16/44 не слушаются как что-то ущербное. Отлично записанный диск будет звучать как просто отлично записанный диск.
Дальше перешел к классической музыке. Вот эта версия ее «играть» может, и играет хорошо. По разрешению справляется с большими составами и хорами, играет стройно, но в то же время пластично. Может быть чуть-чуть жестче, чем нужно иногда, а может быть просто строже, но не более. Сцена получается большой, без какого-либо тяготения к камерности. Прозрачность, многоплановость присутствуют. Окраски минимум, я ее затруднюсь формализовать и как-то охарактеризовать. И нюансы есть, слышно многое, но все на своих местах, без переиначивания. На малых составах иногда заметно, что некой пластичности и слитности немного меньше, чем хотелось бы, но в целом ее больше, чем я в принципе ожидал от аппарата и тем более на фоне сравнения с предыдущей версией.
В целом, если сложить все доступные возможности устройства, даже с поправкой на сделанные исключения, коробочка получилась функциональной и умной. Отдельно выделю отсутствие перекосов или явного разрыва по качеству для разных входов. При этом разница в звуковом почерке разных источников слышна хорошо. Так же понравилась не столько жанровая универсальность, сколько умение на хорошем уровне отыгрывать классическую музыку. Это не так уж часто встречается. Впрочем, универсальность тоже важна. И еще могу упомянуть хорошее сочетание детальности и динамики и, в то же время, неутомительность звучания. В один из дней я скорее в режиме прослушивания, чем теста, гонял RS150 часов семь или восемь, слушал самое разное, а после переключился на катушечник, ленту 2/38. Разницу между цифрой и аналогом я сразу услышал, но вот того, что часто называют цифровым утомлением, я не ощутил. Хотя несколько принесенных домой до этого других цифровых аппаратов, да и предыдущая версия этой же модели, показывали такой эффект рано или поздно. Если попробовать поискать недостатки в звуке RS150 — то да, иногда звучание становится чуть жестче, чуть прямолинейнее, чем хотелось бы, иногда оно чуть не так воздушно и легко. Но это, опять же, смотря с чем сравнивать, а я сравниваю с источниками, что существенно выше классом. Да и у RS150 перечисленные недостатки слабо выражены, к его подаче быстро привыкаешь. Тем более, что по динамике и детальности у этого проигрывателя звучание лучше ожидаемого.
Итоги
Добавьте ко всему сказанному красивый быстрый интерфейс, неплохой софт, доступность обновлений, хорошая база поддержки на сайте производителя — а если это сложить со звуком и функционалом, то ROSE RS150B уже кажется несколько недооцененным. А если представить, что на корпусе не логотип корейского производителя, который появился недавно, как имя какого-нибудь давнего и заслуженного производителя из США, Японии или Европы, то эту «недооцененность» можно умножать раза в два или два с половиной.
Полезные ссылки
Rose RS150B:
Первая часть обзора:
Вторая часть обзора: