В августе 1963 года самолет Ту-124 выполнял рейс из Таллина в Москву. После взлета стало ясно, что стойку шасси на носу судна заклинило в полузакрытом положении. Вернуться в аэропорт вылета было невозможно из-за резко сгустившегося тумана, поэтому диспетчеры направили самолет в Ленинград.
Экстренные службы аэропорта стянулись к полосе, ожидая аварийной посадки. Пилоты же, следуя инструкции, начали кружить над городом, вырабатывая топливо. Экипаж тем временем при помощи шеста пытался через дыру в полу кабины выпустить отказавшее шасси. На восьмом круге — в 21-м километре от аэропорта — у самолета внезапно отказал левый двигатель.
Счет пошел на минуты, поэтому диспетчеры разрешили пилотам лететь через Ленинград насквозь — прямо над центром города. Однако почти сразу за левым двигателем из строя вышел и правый.
Пилоты решили сажать самолет на воду Невы. Командир передал управление второму пилоту, имевшему опыт приводнения. Пролетев всего в 4 метрах над мостом Александра Невского, судно благополучно село на реку прямо напротив Александро-Невской лавры. Самолет мог утонуть, но проходивший мимо буксир оттянул его к берегу.
Пассажиры натерпелись страху, однако никто не погиб и даже не пострадал. Экипаж же самолета был задержан для расследования причин аварии, но позже отпущен и награжден.
Происшествие стали называть «чудом на Неве». Это один из лишь 17 случаев в истории, когда посадка на воду обошлась без жертв. Однако именно после этой истории самолетам запретили вырабатывать топливо над городом
#история #ссср #интересное