Речь в этой небольшой статье пойдет о том, что такое в моем понимании дизайн как творческая деятельность, и нужно ли его смешивать с проявлениями и явлениями, которые вокруг него существуют. Это прежде всего бизнес-явления и продажи услуги, которые в рамках актуальных трендов в отрасли начинают заменять собой само предназначение дизайна и его целеполагание.
Стремление поставить все на путь продажи, добычи лайков, популярности, акцент не на творческом процессе и труде дизайнера, а на надстройке над его трудом смещает для будущих специалистов отрасли цели в освоении профессии, делая упор не на самом дизайне и его изучении, прививании любви к самому творческому процессу, а на изучении бизнеса, продаж, маркетинга, продвижения, и выдавая это за основу, что должен знать и уметь дизайнер.
Отмечу, что реализация и воплощение проекта в реальность - это безусловная ценность и достижение, подтверждающее профессионализм проделанной работы дизайнера на проектной стадии, а также на стадии надзора и комплектации.
Но все эти вещи ни имеют значения и не играют роли, когда нет базы, когда нет эстетики, эргономики, понимания материально-технической базы профессии, и когда нет творческого начала.
Именно над проработкой этих составляющих должен работать и начинающий, и продолжающий заниматься профессиональной практикой дизайнер, и это основа его работы.
Поэтому этот "тренд", что главное в работе дизайнера - это реализация его проектов, комплектация и авторский надзор, увеличение продаж в любой форме, ошибочен.
Все эти стороны и грани деятельности плотно сопрягаются в нашей работе, но не они - главное. Дизайнер может не заниматься авторским надзором и комплектацией, может на думать о бизнесе, но он все равно останется дизайнером. Его работы, если они профессиональны, могут быть реализованы другими специалистами - строителями, комплектаторами, а услуги предложены рекламщиками и маркетологами.
Дизайнер не строит, не продает и не покупает - это делают строители и продавцы, и, конечно, нам все равно нужно этим заниматься, но при этом не подменять этими сторонами нашей работы ее цель и смысл, который при такой подмене может быть утерян, а дизайнер окончательно превратится в менеджера и продавца.
Почему я акцентирую на этом внимание? Потому что хочу высказать свое несогласие с теми, условно говоря, трендами, которые пиарят некоторые предприниматели от дизайна, говоря о том, что сейчас всем нужны только комплексные услуги "под ключ", а сама по себе деятельность и труд дизайнера без всех этих надстроек не имеют ценности и не будут пользоваться спросом в перспективе нескольких лет.
Идею и проект рождает в творческой работе дизайнер, и именно этот результат его труда, уже готовый как конечный продукт, имеет самостоятельную ценность, вне зависимости от его дальнейшей судьбы и реализации. А способность создать такой конечный продукт, создать и визуализировать новую идею, в том числе в виде дизайн-проекта и есть основная цель работы дизайнера.
Это всегда будет востребовано, будут востребованы знания и экспертность, умение творчески мыслить и визуализировать идеи, в том числе используя новейшие технологии, такие как нейросети.
Это основа и суть творческой работы в дизайне, которая на самом деле стоит и своих денег, и по настоящему востребована людьми.
Не согласны, пишите в комментариях. Я и сам могу все это переосмыслить, а этой заметкой открываю цикл статей о дизайне в общем и дизайне интерьера в частности, в моем его понимании.