2 подписчика

Зачем нужны диссертации ?

Фраза "никому не нужные диссертации" часто слышится или читается в дискуссиях о практической роли науки.

Фраза "никому не нужные диссертации" часто слышится или читается в дискуссиях о практической роли науки. Она отражает непонимание сущности наук, по крайней мере естественных, как самостоятельной отрасли, ,производящей объективное знание. Диссертации являются частью формы ее организации.

Для людей, находящихся «внутри» системы , именуемой наукой, этот вопрос представляется бессмысленным или наивным. Однако он кажется естественным и актуальным для довольно широкого круга «представителей народа». В этом противоречии отражается отсутствие понимания назначения и роли науки не только в «широких массах», но и в кругах «принимающих решения». Формально существует определение науки, как вида деятельности, назначение которого производство объективного знания . Именно эту функцию выполняют или должны выполнять отдельные лица и организации , часто именуемые «научным сообществом». Сообщество это существует, несмотря на отсутствие стабильных организационных форм, изоляции или враждебности его элементов. В основе его устойчивости неизбежное распространение информации и необходимость поиска объективной истины. Последнее определяет практическую ценность науки как вида деятельности, то есть составляет материальную основу ее существования. Именно этот аспект формирует отношение к науке в обществе. В этом плане наиболее конкретно это выражается в отношении к естествознанию. Весь комплекс дисциплин, основанных на фундаментальных основах - физике, химии, биологии, математике - рассматривается как источник практически ценных решений. Подобный взгляд представляется естественным для «обывателя» и не только. Общеизвестен тезис о «науке как производительной силе». Однако при этом в тени остается основной механизм функционирования науки как источника знания. Содержанием этого механизма является получение, распространение и обработка информации. Его основной элемент - соответствующая организация взаимодействия активных участников этого процесса. Существенным элементом этой организации является аттестация научных работников по итогам их работы. Формулирование этих итогов и является содержанием диссертации. Представленные в ней научные результаты обязательно опубликованы или внедрены в практику ранее, то есть «практическая польза» целью диссертации не является. Она является этапом в индивидуальной научной карьере и влияет на место автора в научном сообществе. Именно ему (сообществу) принадлежит право оценивать ценность данного труда, как и необходимости диссертаций для существования и развития науки.