В минувшее воскресенье вступил в должность новый президент Аргентины Хавьер Милей – эксцентричный демагог, называющий себя "либертарианцем", то есть "сторонником всякой свободы" и "врагом всякого государства". Но вся его свобода сводится к точному следованию в фарватере США и Израиля. Россия Аргентину потеряла как минимум на четыре года.
ПШЕНИЧНИКОВ ИГОРЬ
Только не в БРИКС
Наукообразные размышления американской и европейской прессы о судьбе Аргентины при её новом президенте Хавьере Милее, который вступил в должность в минувшее воскресенье, выглядят либо неумными, либо циничными. Неумными – если их авторы реально не понимают того, что произошло на выборах в этой стране. Циничными – в том случае, если они понимают подоплёку, но продолжают жонглировать словами о "воле народа" и "представительной демократии". Думается всё же, что цинизма в них больше, чем глупости.
А произошло в Аргентине вот что: триумф избирательных технологий американцев, которые и стоят за победой Милея. Он от начала до конца – креатура Соединённых Штатов. Он найден среди кучи политических клоунов, которых аргентинские телеканалы приглашали для подъёма собственного рейтинга, и "раскручен" до того состояния, когда мог бы заявить о претензиях на президентский пост. Ещё пару лет назад о Милее вообще никто не знал, кроме зрителей различных ток-шоу.
Задача США была в том, чтобы не допустить второго президентского срока социалистов-перонистов, которые при президенте Альберто Фернандесе встроили Аргентину в так называемый левый разворот Латинской Америки и привели её в БРИКС. Страна должна была бы стать членом БРИКС уже 1 января 2024 года, как это было решено на последнем саммите блока в ЮАР в августе.
Членство Аргентины в БРИКС, наряду с Бразилией, превратило бы Южную Америку в форпост противостояния гегемонии Соединённых Штатов в Западном полушарии. Ведь речь идёт о двух крупнейших и влиятельных странах континента. Примеру Бразилии и Аргентины намерены были последовать Венесуэла, Боливия, Куба и другие страны региона. Исходя из этого, были понятны задачи США в ходе прошедшей в Аргентине избирательной кампании – всеми доступными средствами свалить правительство социалистов и не допустить их второго президентского срока.
Нашли клоуна
Рассчитывать на правые силы, которые возглавляет крайне непопулярный политик, фактически политический банкрот экс-президент Маурисио Макри, США не могли. В этом случае победа социалистов-перонистов была бы неминуема. Поэтому, как шута из табакерки, американские политтехнологи вытащили телевизионного клоуна Милея. Он должен был быстро завоевать известность "политика". Но чем? Эпатажем!
Он привлёк к себе внимание отвратительной нецензурной бранью с экрана телевизора, обещанием "отменить государство", свалить "касту" (так он называет политический класс Аргентины, как левых, так и правых), закрыть Центральный банк и половину министерств, заменить национальную валюту песо американским долларом. И тогда, мол, счастье придёт ко всем и сразу. Особенно к молодым аргентинцам, к которым он обращался через соцсети. И что в результате? За Милея проголосовала в основном молодёжь – самый бесправный и самый неимущий класс в любом обществе в любые времена. Вот и весь фокус избирательных технологий.
На той стороне
Милей уже заявил, что, несмотря решение саммита БРИКС в ЮАР, Аргентина не будет вступать в БРИКС. Таким образом, Россия потеряла Аргентину как минимум на четыре ближайших года. Кроме того, Милей не считает нужным скрывать, что в разделившемся сегодня мире он на стороне США, куда он уже успел съездить ещё до инаугурации. Вторая страна, перед которой он преклоняется, – это Израиль. И туда он собирается нанести свой первый визит в качестве законного президента.
При этом среди гостей, официально приехавших в Буэнос-Айрес на церемонию инаугурации Милея, – глава киевского режима Зеленский, в отношении встречи которого с Милеем "есть большие ожидания", как написала испанская El País.
Так что США виртуозно выбили Аргентину из той большой уже обоймы стран, которые рассматривают Россию как безусловного лидера в процессе формирования многополярного мира, где нет гегемонии одного государства.
Болевой шок
Но кроме того, есть и другой аспект этой политической авантюры. Другим странам Латинской Америки США преподали урок: не надо смотреть в сторону БРИКС и России, иначе будет то, что случилось, если точнее, то, что довольно скоро случится в Аргентине. Теперь вся Латинская Америка, как и весь мир, будет созерцать, как Аргентина будет корчиться от экономических экспериментов Милея.
В своей инаугурационной речи Милей пообещал "бороться с хроническим бюджетным дефицитом". Но как? Милей намерен проводить "шоковую терапию", сознавая, что будет только хуже.
Нет альтернативы шоку. Это негативно скажется на активности, занятости, количестве бедных и неимущих. Будет стагфляция, но это не сильно отличается от последних двенадцати лет. Это последний… момент для начала восстановления Аргентины. Но в конце пути будет свет,
– заявил Милей.
Милей намерен полностью устранить государство от управления экономикой, сократив на половину количество министерств, закрыть Центральный банк и заменить национальную валюту песо на американский доллар. Он намерен бороться с кризисом, прекратив печатание денег и резко сократив расходы на все социальные нужды. Страну ждёт приватизация государственных предприятий, увольнение госслужащих, сокращение государственных субсидий на общественный транспорт, газ, воду и электричество, прекращение реформирования здравоохранения, образования и других социальных сфер. В этом и есть шок. Цена жизни для простых аргентинцев увеличится кратно.
Милей предлагает всем аргентинцам не просто потуже затянуть пояса, он предлагает фактически согласиться с голодом и нищетой, чтобы проблема бюджетного дефицита была решена. Именно это он называет "необходимым шоком". Но согласятся ли с этим аргентины, даже те, которые голосовал за него?
Механизм шока
Самое интересное в том, что одна из главных причин инфляции и бюджетного дефицита кроется в стоящей перед Аргентиной необходимости выплачивать кабальные проценты по займу МВФ в 44 млрд долларов, который был выдан Аргентине при правительстве президента Макри исключительно ради обеспечения его переизбрания на посту президента. Расчёт американцев, которые протолкнули в МВФ этот кредит, был на то, что некая стабилизация экономики за счёт кредитных денег дала бы Макри шансы на победу.
Но народ всё равно отверг Макри на выборах. А проблема погашения долга МВФ легла на плечи президента-социалиста Фернандеса, который передал Милею президентские полномочия, а заодно и проблему долга МВФ. Теперь же Милей валит вину за экономический кризис в стране на правительство социалистов, хотя и оно тоже унаследовало хроническую кризисную ситуацию от предыдущего правого правительства Маурисио Макри. При этом экономический шок в исполнении Милея на себе будут испытывать простые люди.
Одна из особенностей Аргентины заключается в том, что следующие друг за другом экономические кризисы запечатлели в коллективной памяти аргентинцев, что сберегать можно только в долларах, а не в песо, который постоянно падает в цене. Большие скачки цен во многом связаны с резкими колебаниями обменного курса. Понятно, что если песо обесценивается по отношению к доллару, то аргентинские компании стремятся обезопасить себя и автоматически повышают цены, даже если продаваемые ими товары производятся внутри страны, а не импортируются.
При этом в Аргентине было несколько обменных курсов, и по официальному курсу Центробанка песо стоил в два раза больше рыночного курса. Стремясь унифицировать обменный курс, Милей намерен сильно девальвировать песо, что в сочетании с отменой субсидий на основные социальные нужды предвещает скачок инфляции. А это больно ударит по карманам аргентинцев.
Ожидание бедствий
Метания Милея из стороны в сторону, постоянные изменения обещаний затрудняют всякое прогнозирование, что подпитывает бесконечные спекуляции. Главное, что остаётся в сухом остатке, – это тревога среди населения и ожидание небывалых трудностей. И потому, как ожидается, "большие реформы", которые готовит Милей, скорее всего, столкнутся с социальными протестами. Вероятно, это и есть тот урок, который США намерены преподать всей Латинской Америке.
Бывший уже президент Аргентины Альберто Фернандес оставляет страну, 40% населения которой живут за чертой бедности. К категории бедных относится 56% детей в возрасте до 15 лет. Но шоковая терапия, которую ультралиберальный "экономист" Милей готовит с целью достижения "бюджетного баланса", увеличит эти цифры в самой короткой перспективе. И потому есть ожидание, что в Аргентине случится народный бунт по типу того, какой случился в соседней Чили в 2019 году.
Милей готовится дать "жёсткий ответ" на народные выступления, которые сознательно и провоцирует. Об этом свидетельствует назначение им на пост министра безопасности дел Патрисии Буллрич, которая уже занимала эту должность при президенте Маурисио Макри. Она заявила, что у неё "будет больше политической поддержки, чем восемь лет назад, чтобы действовать решительно, если произойдёт социальный взрыв", пишет испанская El País. Значит, она уже предупреждена о возможности народного недовольства. В связи с этим многие противники Милея говорят, что Аргентину ждёт полный экономический хаос и правая диктатура.
Итог электоральных манипуляций
Переход Аргентины из состояния экономического кризиса в состояние социального взрыва – отличный способ снять вопрос интеграции в БРИКС, отодвинуть на третий план любую внешнеполитическую активность страны и сконцентрировать всё её внимание на горящих внутренних проблемах.
________________
Подпишитесь на наш канал, поставьте лайк и напишите комментарий, это поможет донести информацию до большего количества людей.