Сегодня мы привыкли думать о Южной Корее как успешной и открытой стране, о Северной Корее как о стране-отшельнике, но их репутация не всегда была таковой. Теодор Чжун Ю в книге «Две Кореи: Рождение разделенных наций» исследует сложный путь, который проделали две корейские республики. Южная Корея появилась на карте как одна из беднейших стран Азии, управляемая чередой диктаторов. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, посвященный третьей республике – правительству Пак Чон Хи.
«Пожертвуем своей свободой ради лучшей жизни»: Korea, Inc.
Третья республика Пак Чон Хи (1963-1972) зиждилась на фундаменте первоочередной важности экономики, мобилизации населения, а также возрождения национального духа и традиций. Опираясь на такие лозунги, как «Пожертвуем своей свободой ради лучшей жизни» или «Бесполезные слухи вредят национальной безопасности», которые пестрели на плакатах по всему Сеулу, Пак заложил в основу своей националистической программы японский Императорский указ об образовании, изданный императором Мэйдзи в 1890 году для укрепления патриотизма среди школьников. Имея за плечами немалый опыт службы в качестве солдата японской армии, Пак управлял страной железной рукой, сочетая традиционные ценности жертвенности, сыновней преданности и долга с воспеванием этнонационального духа и патриотизма.
Всех граждан обязали присягать на верность государственному флагу и участвовать в антикоммунистических выступлениях, а власть сосредоточилась на возведении мемориалов и памятников, напоминающих о страданиях и победах корейского народа. Ядром милитаризированного государства стали два института: Верховный совет по национальной реконструкции (ВСНР и Корейское центральное разведывательное управление (КЦРУ). КЦРУ координировало международную и внутреннюю разведывательную деятельность, в его задачи входило подавление местной оппозиции режиму Пак Чон Хи, мониторинг деятельности КНДР и отвлечение внимания от воссоединения посредством социальной инженерии — по сути, контроль всех аспектов жизни посредством насилия и принуждения.
Опора на собственные силы
В 1957 году Соединенные Штаты неожиданно объявили о постепенном сворачивании программы помощи в целях развития, что побудило Юг к пересмотру экономической стратегии. Пак переориентировал политику национального развития страны с импортозамещения на стимулирование экспорта, основанное на стремлении к национальной автономии. В июле 1961 года президент Пак Чон Хи создал Совет экономического планирования для разработки пятилетнего плана экономического развития, поручив новому Корейскому агентству содействия торговле и инвестициям (которое подчинялось непосредственно президенту) контролировать экспортную стратегию. Это привело к стремительному экономическому росту в 1960-х и 1970-х годах. План предполагал интенсивное государственное вмешательство в экономику для защиты и поощрения частных инвестиций в зарождающиеся отрасли приоритетных секторов промышленности, таких как электроэнергетика, угольная энергетика и производство синтетического волокна. Центральный банк перешел под контроль государства, регулируя процентные ставки, субсидируя кредиты и предоставляя специальные государственные гарантии малым и средним предприятиям.
Экономическая программа Пак Чон Хи, направленная на создание жизненно важных промышленных центров в нескольких крупных мегаполисах, таких как Сеул, Пусан и Тэгу, оказала существенное влияние на жизнь в сельских районах Кореи. Упор на промышленность привел к значительному оттоку населения из сельской местности в 1960-х и 1970-х годах. Поскольку мужчины начали мигрировать в города, сельскохозяйственные работы в сельской местности легли на плечи пожилых женщин, что привело к феминизации аграрного населения. Что еще более важно, уровень миграции в города молодых женщин в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет был самым высоким среди остальных возрастных групп. В промышленных городах имелись широкие возможности для трудоустройства, поскольку фабрикам постоянно требовались низкооплачиваемые, неквалифицированные работницы с гибким графиком работы.
Уделение первостепенного внимания экономическому развитию и быстрая урбанизация Юга сопровождались множеством проблем. Окраины Сеула, где прежде не было жилых кварталов, теперь кишели рабочими из сельской местности. Резкий рост численности населения, спровоцировавший заторы на дорогах, перенаселенность жилых районов и появление множества трущоб привел к утверждению в 1966 году Генерального плана Сеула.
Бэби-бум: как Корея стала бездетной страной
После Корейской войны и стремительной урбанизации очередной острой социальной проблемой стал демографический взрыв. Режим Пак Чон Хи стремился снизить рождаемость (в начале 1950-х годов общий коэффициент рождаемости превышал шесть детей на одну женщину), чтобы способствовать быстрому экономическому росту и модернизации. Созданная в 1961 году Федерация планирования численности населения Кореи при поддержке государства проводила работу по снижению рождаемости путем информирования населения, раздачи средств контрацепции и оказания услуг по планированию семьи. Программа планирования семьи предложила новые технологии контроля рождаемости, такие как петля Липпса (ВМС — внутриматочная спираль) в 1964 году. Центры планирования семьи предлагали и другие варианты контрацепции, такие как презервативы и противозачаточные таблетки.
Соединенные Штаты стремились помочь Корее снизить рождаемость. Агентство США по международному развитию (англ. United States Agency for International Development, USAID) предоставило мобильные клиники, в которых проводили бесплатные аборты по всему полуострову, так что к 1977 году на каждое живорождение приходилось 2,75 аборта. Уровень стерилизации, который был относительно низким в 1960-х годах, начал стремительно расти в 1970-х годах, поскольку замужние женщины и мужчины все чаще прибегали к перевязке труб и вазэктомии. Этот рост объяснялся простотой амбулаторной процедурой и трехкратным увеличением зарплаты врачей, которые выполняли эту процедуру. Усилия по снижению рождаемости были настолько успешными, что к 1984 году общий коэффициент рождаемости (ОКР) снизился до 1,74; а в 2005 году государство уже начало выражать обеспокоенность по поводу того, что ОКР достиг самого низкого в мире показателя в 1,08, что существенно ниже уровня воспроизводства населения. В стране, где долгое время господствовала антинаталистическая политика, сверхнизкие показатели рождаемости потребовали нового подхода к женской фертильности.