Дзен лучше не читать, конечно, потому что изредка меня начинает бомбить от уровня мракобесия. В технике КПТ, я должна была бы спросить у себя: -«Почему это так задело именно меня?». Отвечаю: не считаю себя должной и не считаю, что должны другие. Моя этика не позволяет мне говорить что-то нелестное о моих коллегах, а если и говорить, то в крайне уважительной форме, больше похожей на недоумение с легкими нотками пассивной агрессии. Но честно говоря, я часто вижу, что на этику кладут большой блин. И это печально. Потому, не могу молчать и хочу обсудить с вами острые темы терапии и отношений между клиентом и терапевтом.
Разделим статью на 2 пункта: материальный и моральный.
Материальный
Конечно речь идет о деньгах.
Рекомендую вам обратить внимание на эти красные флаги:
🚩Деньги вперед
Если специалист сразу с порога говорит Вам о том, что вам надо оплатить полный курс его сессий, то это тревожный звоночек. У вас всегда должно быть право уйти, если специалист вам не подошел и это его дело максимально проявить свою эмпатию и свой профессионализм, чтобы вы остались именно у него. Даже если специалист глубоко профессионален и эмпатичен, он просто может вам не подойти, и это тоже нормально. Давая деньги наперед, вы рискуете наложить на себя обязательства и ходить к тому, к кому не хотите. В худшем случае, вы рискуете просто потерять деньги.
Та же самая история касается скидок на курсы, консультации. Для меня это не более, чем маркетинг и зазывалово, подобное рынку. Еще что касается курсов, может это куда не шло, но вы должны понимать, что вас пытаются привлечь, а если это делают так усиленно, то продукт может не стоить своих денег, как и консультация специалиста, за которую он дает скидку. У специалиста обычно есть работа и ему не требуется дополнительная мотивация, чтобы люди шли к нему. Скидка - может говорить о том, что цена изначально была завышена и специалист не рассчитал стоимость своего приема. Специалисты с хорошим опытом и стажем не дают скидок за свою работу.
🚩Стоимость консультации
Если вы видите стоимость консультации в 30, 50, 100 и выше тысяч рублей, это говорит исключительно о медийности человека. Психотерапия все-таки должна быть доступной. Согласна с тем, что стоимость терапии сейчас в принципе высокая и не все могут ее позволить. Рынок регулирует цены, как и поток людей. Чем выше поток, тем выше стоимость услуги. Это логично, потому как специалист не может физически принять всех. Рынок сейчас переполнен и стоимость консультации даже у начинающих психологов, иногда и вовсе без психологического образования начинается от 3-х тысяч рублей и выше. Конечно, специалисты со стажем стоимость ниже уже не поставят. Чем больше берут денег те, кто начинает, тем выше стоимость услуг у профессионалов. Тоже самое касается врачей, парикмахеров и т.д. А все начинается с успешного успеха: насколько ты себя оцениваешь? Вот такую стоимость и ставь. Все, конечно же, оценивают себя крайне высоко. Не все хотят показывать то, что только начали и опыта у них маловато.
Не то чтобы я такая белая и пушистая. Я также делала скидки на консультации года 4-5 назад. Это была глупость и сейчас я это понимаю. Мне тогда казалось, что у людей будет больше мотивации заниматься собой. Может вы не поверите, но не для прибыли вовсе. На самом деле, мне тогда просто не хватало опыта и люди приходили те, которые не были замотивированы в терапии изначально, а я все пыталась войти в их положение и причинить добро. Если человек не хочет, никакие скидки его не завлекут.
Со стоимостью была другая история и я с вами уже этим делилась. Я брала 500 рублей и 2 часа консультировала людей)
🚩Пропустил консультацию - плати
Просто бум обиженных специалистов. К этому можно относится по-разному, но если услуга не была оказана, встреча не состоялась по каким-либо причинам, она не должна быть оплачена. Тянуть из людей деньги, если они не предупредили ранее, чем за 24 часа об отмене, очень странно. Человек может заболеть, в аварию попасть и т.д. Как-то совершенно негуманно со стороны специалиста не входить в положение клиента. Также и специалист может заболеть и отменить встречу. Болезнь за 24 часа, к сожалению, не предупреждает, а было бы неплохо. Интересно, а если близкий умер, специалист также будет настаивать на оплате?🤔
Когда ты занимаешься чем-то своим, всегда есть риски, что будет свободные окна. Это не проблема клиента.
Бороться с теми, кто пропускает встречи, или постоянно переносит их без уважительных причин, можно элементарно отказом от терапии.
Кроме того, требовать деньги с клиента незаконно. Можно оправдать это как угодно: взрослой позицией, устным договором или своей ценностью, но это незаконно и точка.
Может мне повезло, но от тех людей, с которыми я работаю, я никогда не чувствовала неуважительного отношения к себе или к нашей совместной работе. Единичные случаи, когда люди просто забивали и пропускали встречи, не предупреждая об этом. Надеюсь, что они чувствуют тоже уважение и ценность их от меня.
Моральный
🚩Оскорбления, пассивная агрессия, негативная оценка
Специалист НИКОГДА не дает в негативных оценок, не оскорбляет, не унижает. От него не должно идти пассивной агрессии, обесценивания или безразличия. Если вам кажется, что что-то из этого присутствует, то вам не кажется.
Если вы не чувствуете присутствия специалиста, он ковыряется в тихую в телефоне, в носу, витает в облаках и думает об ужине, то так быть не должно. Если вы слышите прямые оскорбления в виде прилагательных в свой адрес - бегите сразу. Если вам говорят, что у вас детская позиция, вы в позиции жертвы, то действия такие же. В профессиональном сообществе сейчас НЕ применяют подобные фразы. Это ставит на человека клеймо, чувствовать себя лучше от того, что он узнал о позиции жертвы, он явно не будет. Вот он не знал, а вы глаза то ему открыли. Можно всегда перефразировать и сказать иными словами.
Напишите в комментах, что вы думаете об этом?