Найти тему

РЕБЕНОК–ПОМОЩНИК ИЛИ КАК СФОРМИРОВАТЬ ПЕРВЫЕ НАВЫКИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

«Если родители заранее предвидят все желания ребенка, ребенок еще долго не научится понимать свои потребности и просить о помощи» А. Быкова

Степень самостоятельности ребенка в каждой семье определяется индивидуально. Для некоторых родителей ребенок-первоклассник готовит завтрак, а где-то мама помогает сыну-подростку завязать шнурки (да-да, и такое тоже бывает)... Попытаемся сформулировать несколько важных советов молодым родителям, основанных на личном родительском опыте и на опыте работы с малышами разного возраста в сети детских садов «Маргаритки-Васильки».

Из теории педагогики мы знаем, что один из главных принципов обучения и воспитания является  ВОЗРАСТНОЙ принцип. Поэтому именно это мы возьмем за концептуальную основу! Приучение к самостоятельности как таковой начинается с формирования ПЕРВИЧНЫХ ЭЛЛЕМЕНТАРНЫХ навыков самообслуживания!!! А, как подсказывает нам гениальная Мария Монтессори, происходит это постепенно, начиная с самого раннего возраста – от 1,5 лет. Если уж кто-то из родителей пропустил этот благоприятный для начала возраст, не отчаивайтесь, пускай первые устойчивые навыки самостоятельности ребенок приобретет в 3, 4 или 5  лет...

С чего начать? Невольно хочется дать банальный ответ – с приучения ребенка к уборке игрушек... А нет, мы возьмем шире и ответим: «со СВОБОДЫ действий»! Именно так! Захочет ваш ребенок помочь вам вытирать пыль с зеркал... а пожалуйста! Возьмется вместо вас мести или пылесосить пол... пускай! Станет вам помогать поливать цветы или вынимать посуду из посудомойной машины... да сколько угодно! НЕ МЕШАЙТЕ! Не рубите в корне это желание, а наоборот похвалите и подбодрите (а потом незаметно переделайте)). Как верно заметила в своей книге «Самостоятельный ребенок или как стать «ленивой мамой»» Анна Быкова: ««Вырос» и «стал взрослым» - это не тождественные понятия. Если я хочу чтоб мои дети были самостоятельными, инициативными и ответственными, нужно давать им возможность для проявления этих качеств!». Дайте детям немного больше свободы чем было вчера, разрешите им становиться самостоятельными!

А вот небольшой перечень того, что в рамках нашего садика (и как следствие дома) малыши младшей группы делают самостоятельно:

  • помощь в сервировке обеденного стола;
  • поддержание чистоты на своем рабочем месте – влажная салфетка лучший помощник при любой аварии с красками, разлитой водой и непослушным клеем;
  • навыки самостоятельного одевания/ обувания;
  • складывание одежды и обуви на свои места;
  • полив растений.

Кажется мало!? Нет, это огромные успехи для детей 2 лет!

Начинайте с малого, дорогие родители, терпение, смелость и мудрость в определении СТЕПЕНИ самостоятельности – это то правило, которому нужно следовать интуитивно!

Ребёнок-помощник или как сформировать первые навыки самостоятельности