Обычно первые слова у ребенка появляются к году, и вскоре он начинает использовать короткие фразы. В большинстве случаев дошкольник успешно отвечает на вопросы, оперирует понятиями и беспрепятственно задает "Почему?" сотни раз. Но это, к сожалению, не всегда так.
Признаки возможных проблем с речью
Родители не всегда осведомлены о нормах речевого развития. Если ребенок в два года молчит или использует всего пару слов, немногие родители начинают беспокоиться. Иногда они надеются, что это временная ситуация, исправляемая посещением детского сада. Но это мнение весьма опасно. Уже в 8 месяцев появляются первые слова, а к году их должно быть 8-10. Важно, чтобы после года ребенок говорил фразами из 2-3 слов и правильно использовал слова, а также называл предметы. Живой интерес к миру, активное изучение и многочисленные вопросы - всё это является нормой и признаками нормального развития.
Сигналы тревоги:
- К трем годам отсутствует связная речь.
- Ребенок не озвучивает свои действия.
- В его речи отсутствуют базовые слова типа "мама", "папа", "баба".
- Иногда можно заметить, что ребенок не говорит, но активно использует жестикуляцию, например, указывает пальцем на предметы или картинки. Это положительный признак и свидетельство понимания речи.
Что делать?
Если есть задержки в речевом развитии, необходимо обратиться к нескольким специалистам, таким как невролог, логопед и, иногда, сурдолог для проверки слуха. Иногда потребуется консультация психиатра, особенно если ребенок показывает задержки в физическом и интеллектуальном развитии. Важно не бояться обращаться к специалистам: если опасений напрасны, они вас успокоят, а в случае реальных проблем ранняя помощь играет решающую роль. Дома также можно проводить занятия, например, петь потешки, играть с разнообразными игрушками и читать книги. Больше сенсорных ощущений стимулируют мозг и способствуют его активной работе.
Когда не стоит волноваться?
Устная речь формируется до семи лет, и к этому моменту у ребенка должно быть чистое произношение звуков. В три года его речь может быть неидеальной, возможны трудности с произношением звуков, такие как не выговаривание "Р" или шепелявление. Это считается нормой, и с возрастом речь становится более четкой. Если все же возникают сомнения, стоит посетить логопеда для диагностики и определения уровня развития речи. При необходимости логопед предложит регулярные занятия.
Для развития устной речи важно читать ребенку книги, петь с ним песни и проводить много времени на свежем воздухе. Смена обстановки стимулирует мозг, способствуя формированию новых связей между нейронами и благотворно влияет на развитие.
Самое важное - не отрицать возможные проблемы. Чем раньше начать занятия с логопедом, тем быстрее можно будет провести коррекцию. Поэтому не стоит откладывать визит к специалисту.
Источник - https://margaritki-vasilki.ru/stati-i-obzory/kogda-pora-obrashatsa-k-logopedu/